Найти тему
АртИнфоБлог

Одиночество в живописи

Люблю пить кофе в кафе ☕ Сидеть, наблюдать за людьми и потягивать вкусный капучино или латте. Иногда мне нравится делать это одной, но лучше, конечно, быть в компании с кем-то. Для меня это как отдых. Но у нас в России одному, с друзьями или семьей проводить часто свободное время в кафе и ресторанах как таковой традиции нет. В этом отличились французы. Когда я была во Франции, то увидела, что по вечерам в Париже полные заведения. Традиция французов так отдыхать сложилась еще в XVII веке. Они там пьют вино и кофе, разговаривают, договариваются о делах, смотрят в окно и наблюдают за прохожими, за жизнью как за театром.

Кэрри Брэдшоу. Sex and The City. 6 сезон 20 серия.
Кэрри Брэдшоу. Sex and The City. 6 сезон 20 серия.

Даже Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе», приехав во Францию, чтобы почувствовать себя истинной парижанкой, проводила время в кафе. Но, увы, всегда одна. Таким эпизодом создатели сериала показали, что в современном мире одиноко может быть любому человеку.

К этой же теме обращались и живописцы в прошлом. Особое внимание одиночеству они начали уделять в конце XIX века. Изменилось отношение художника к человеку: его начали писать безумно одиноким в душе. Весь XX век эта черта прослеживается в творчестве многих живописцев. Единственный, кто ранее XIX столетия отразил на полотне человеческое одиночество, был голландский художник Рембрандт.

Рембрандт. "Философ, размышляющий в своей комнате", 1632 г.
Рембрандт. "Философ, размышляющий в своей комнате", 1632 г.

Манифестом одиночеству можно назвать картину французского живописца Эдгара Дега «Абсент». Художник изобразил изоляцию отдельного человека в стремительно растущем в то время Париже. Большой город – не спасение человека от одиночества. Сегодня картина находится в Музее Орсе в Париже.

Эдгар Дега. "Абсент", 1876 г.
Эдгар Дега. "Абсент", 1876 г.

Живописец Эдуард Мане также запечатлел одиночество на картине «Сливовица». На ней изображена молодая женщина, которая сидит в кафе.

Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г.
Эдуард Мане. Сливовица. 1877 г.

Она может быть кем угодно: или дамой легкого поведения, или наоборот глубоко воспитанной. Может кто-то к ней придет, а может она никого и не ждет. Взгляд бессмысленный и пустой. Девушка находится вне мира.

Вот такое оно одиночество в мире живописи. Подписывайтесь на мой канал и будете знать больше об искусстве.