Найти тему
Тысячеликий герой

Гадюка

Здравствуйте. Сегодня на осмотре у нас «Гадюка» под авторством Алексея Толстого.
Когда Ольга Вячеславовна появляется на кухне, все замолкают. От неё веяло опасностью, таких как она называли: «Стервами со взведённым курком». С кружкой и зубной щёткой она подходила к раковине и мыла плечи и шею. Если на кухне не было мужчин, то она вставала на табуретку и мыла ноги. В один из дней такой помывки у неё заметили татуировку. Сразу после этого её стали называть «клейменая». Помимо Ольги Вячеславовны в коммуналке проживали: Роза Абрамовна Безикович, безработная- муж её проживал в сибирской тундре. Соня Варенцова или как её все называли "Лялечка» - премиленькая девица, служившая в Махорочном тресте (боялась Ольгу Вячеславовну). Вымывшись, Ольга Вячеславовна уходила к себе, где готовила отдельно от других. Управдом грозился подать в суд и выселить, за что чуть не был убит: она швырнула в него горящий примус, - хорош, что он увернулся, - и «покрыла его матом». Так или иначе, она стала предметом пересудов.
Предыстория Ольги Вячеславовны.
Десять лет назад в Казани загорелся среди дня дом купца Вячеслава Илларионовича Зотова. Пожарные обнаружили на первом этаже два трупа, связанные электрическими проводами: Зотова и его жену, а наверху бесчувственное тело их дочери, семнадцатилетней девицы, гимназистки. Дом отстроить не удалось, все имущество сгорело дотла. Ольгу Вячеславовну, ту самую дочь, отправили в госпиталь, вправили плечо и зашили голову. Однажды в коридоре на лавку с ней сел рядом человек с подвязанной рукой. С ним произошёл диалог:
«-Из венерического? - Спросил он равнодушно
- Меня убивали, да не убили, вот почему я здесь- Она отодвинулась
-Ах ты батюшки, вот так приключение! Должно быть было за что. Или так бандиты?
-Да вы не слыхали, что ли про нас? Зотовы, на проломной?
- А, вот оно что! Помню… Ну, вы бой-девка знаете, - не поддались… (он наморщил лоб.) Этот народ надо на огне жечь, в котле кипятить, тогда чего-нибудь добьёмся. Бедствие. Вот вы так революцию воспринимаете, через это насилие… А жалко. Сами то из старообрядцев? В бога верите? Ничего, это обойдется. Вот во что надо верить – в борьбу.»
Разговор был коротким-скуки ради. Человек посвистал и ушёл. После этого она ждала, быть может, минуту, - слезы навернулись от обиды. Ушла и легла на койку.
Ночью весь госпиталь был разбужен. Бегали доктора, на койках сидели испуганные больные. В Казань входили чехи. Красные эвакуировались. Ольга осталась, про неё и не вспомнили. На рассвете в больничном коридоре громыхали прикладами грудастые, чисто по заграничному одетые чехи. Куда - то волокли заведующего который вопил « - Я не подневольный, я не большевик… Пустите, куда вы меня?» Двое паралитиков подползли к окошку «- В сарай повели вешать…» В обеденное время чехи взяли пять ампутированных красноармейцев. Паралитики сообщили, что повели в сарай. Затем в палату вошёл русский офицер и спросил Зотову и попросил её проследовать за ним. Нужно было проходить через двор. В это время из подъезда вышел кудрявый юноша. Она вошла в приёмную и села у стола.
« - И вам не стыдно, дочери уважаемого человека связываться со сволочью?
Она сделала усилие понять- что он говорит. Вздохнув, она сжала руки на коленях и начал рассказывать, что с ней случилось. Офицер медленно курил. Когда она закончила, он перевернул лист бумаги- под ней лежала рукописная записка.
- Наши сведенья не совсем совпадают, - сказал он, задумчиво морща лоб.- Хотелось бы услышать о вашей связи с местными большевиками.
- Да вы… Я не понимаю... Вы с ума сошли…
- К сожалению, у нас имеются доказательства.»
Два месяца она просидела в тюрьме. Сначала в общей камере, а после в одиночке.
Пятая армия взяла Казань, и Ольгу освободили. Опять отправили в госпиталь. Каждый день её навещал местный кавалерист Емельян Дмитрий Васильевич. Решил он по её выздоровлению записать к себе, уж больно живучей она была, как гадюка. К Новому году она поправилась. В слабой девочке таились железные силы. За месяц обучения она вытянулась как струна. Худые руки её научились управлять конём и владению клинком. В феврале полк погрузили в теплушки и бросили на деникинский фронт. В эскадроне её называли женой Емельянова, но она была девицей. Это скрывали Зотова с Емельяновым. Никто не лапал. Часто ночевала с ним в одной кровати. Он в одну сторону, она в другую.
В эскадроне сто раз заставляли Зотову рассказывать одну и туже историю. Бойцы хохотали.
«- Ой, не могу, братцы , смехотища! Баба двух мужиков угробила
- Постой ты расскажи: значит, он на тебя налетает с затылка и вдруг закричал: «баба!»
- Велики ли усы у него были?
- Глаза вылупил, удивился .
- И руки не поднял?
- Ну, известное дело.
- И ты его-тюк по затылку…Ой братишки, умру… Вот тебе и кавалер разлетелся.
- Ну и потом что?
- Ну, что « потом»? Обыкновенно: клинок вытерла и побежала в дивизию»
Полк сначала отходил, а после был дан приказ пройти через вражескую границу и вернутся на красный фланг. Скакали во тьме. После в целях маскировки раздали погоны и кокарды. Теперь они были они были сводным полком северо-кавказкой армии генерала-лейтенанта барона Врангеля. Три дня мчались они так. Кони начали уставать, спотыкались, решили отдохнуть в деревушке. На пятый день было замечено, что целая казачья дивизия идёт по их следам. Гнали на всех порах, бросили измученных коней. Когда настала ночь, завязался арьергардный бой (бой, предпринимаемый с той целью, чтобы задержать наступающего противника и тем обеспечить отступление главным силам). Не оглядываясь влетели в село. В селе узнали, что за рекой за железным мостом в окопах сидят большевики. Сняв погоны и нацепив звезды перешли через мост. Уже там они узнал, что белые наступают как бешенные и им велено защищать мост.
Ночные атаки были отбиты. Белые укрепили мост, запутав конец проволокой и били вдоль него из пулемётов. Тогда восемь коммунаров съехались под полковое знамя. Два эскадрона сели на коней. Полковой командир сказал: «нужно умереть товарищи». Восьмым был Емельянов. Ольга видела, как: вот конь повалился на перила, и конь и всадник полетели в реку. Семеро достигли середины моста. Еще один свалился как сонный с седла. Передние доскакав, рубили проволоку. Горячо пели пули. Емельянов стоял, широко раздвинув ноги, держа древко перед собой, лицо его было мертво. Перескакивая Ольга взяла у него знамя. Все прорвались на ту сторону, враг бежал. Её нашли в поле, она была оглушена падением и сильно поранена. Ей сообщили, что Емельян мёртв и подарили брошь в виде стрелы. Когда выписали из лазарета, наголо стриженую, худую, она пошла на вокзал. Куда ехать? Ольга Вячеславовна была худа и черна. Могла пить автомобильный спирт, курила махорку и , когда надо, ругаться не хуже других. Весной её занесло во Владивосток. Хотела поступить на флот, но никто её не взял. Потом кончилась война. На месте долго не засиживалась. В двадцать два года нужно было начать новую жизнь. Ей удалось получить командировку в Москву. В первое время ютилась где попало, затем получила комнату в коммуналке. Пошла работать в отдел контроля Треста цветных металлов. После парочки намёков, решила изменить свой внешний вид. Именно после этого Ольга решила допытаться от Сонечки где она сделала прическу и где покупала одежду. После этого Сонечка начала её бояться. Шло время, Ольга Вячеславовна пообвыклась и влюбилась. Не стала ходить вокруг да около. Призналась ему. Оказалась, что это был муж Сонечки. Конечно же Сонечка рассказала всем в коммуналке об этом. После небольшого собрания на кухне было решено выселять Ольгу из их дома. Взяв кухонную утварь пошли они к ней в комнату. В это время Ольга Вячеславовна сидела с наганом в руках и вспоминала прошлую жизнь. Услышав стук открыла дверь и увидела Сонечку с толпой других жителей. Ольгу обвинили в проституции на фронте, что она болеет венерическими заболеваниями, что та намерена через постель делать карьеру.
«Ольга Вячеславовна глядела, как слепая, на визжащую Сонечку… и вот волна знакомой ненависти подкатила к ней . Стиснула горло, все мускулы напряглись, как сталь… Она выстрелила и продолжила стрелять в это белое, заметавшееся перед ней лицо» .
После, Ольга сама пошла в милицию, где сообщила, что убила человека.

Ну, вот тут как по мне замечательная история трагедии. Поначалу, мы не очень относимся к Ольге, но после узнав всю её историю, хочется просто подойти и извиниться за такое мнение о ней. В этой истории живые все, ты веришь в происходящее. Здесь хорошо показано отношение общества к таким как она. Как и до войны, так и после. Тут как по мне была раскрыта проблема, которую советская власть не решала, а это реабилитация людей после войны. Не просто людям, побывавшим на войне, чуть не умерев три раза, просто начать жить. Причем общество в силу еще оставшихся устоев и стереотипов, не помогает, а наоборот подливает масло в огонь. Отличное произведение. Советую к прочтению.
#Гадюка #Мнениеокниге #Книга #рассказ #Алексейтолстой #СССр