Восточная или Крымская война была очередным этапом так называемого "Восточного вопроса", который состоял в ослаблении Османской империи, вследствие чего европейские державы вели борьбу за влияние в Османской империи. Одной из тем этого вопроса стала тема обладания т. н. "Святыми местами" то есть местами связанными с важнейшими событиями земной жизни Иисуса Христа. И здесь Россия вступила в борьбу за эти "Места" с Францией. Борьба эта велась с переменным успехом до середины XIX века. Турции в этом споре приходилось удовлетворять совершенно противоположные требования и она была вынуждена принять среднее решение: были предложены некоторые уступки католикам, взамен были даны некоторые уступки православным.
Однако, полумеры турецкого правительства не могли удовлетворить императора Николая I, а всё более усиливающееся влияние при султанском дворе французского посла Лавалета, требовало от российского императора принять более энергичные меры для удовлетворения своих требований. После нескольких настойчивых переговоров было решено послать к султану чрезвычайное посольство с генерал-адъютантом князем Меншиковым во главе. Так как Меншиков должен был встать в случае войны командующим, то ему было поручено помимо переговоров ознакомиться и с состоянием Турции в военном отношении, выбрать наиболее удобные места для высадки и т. п.
В то же время очень сильное влияние на турецкий дипломатический корпус имел посол Англии лорд Редклиф, который посвятил всю свою продолжительную дипломатическую карьеру борьбе против усиления влияния Российской империи на Босфоре. По его совету турки разделили требования России на две категории. Первая касалась вопроса о Святых местах и о правах Православной церкви, а ко второй категории были отнесены требования России, которые могут по мнению турок и британцев создать в пользу России такое влияние среди христиан Османской империи, которые могли бы вызвать опасность или серьёзные неудобства для осуществления верховных прав султана.
Таким образом, идя навстречу первым требованиям России, касавшимся главным образом прав хранения ключей от Вифлеемского храма и права исправления купола на храме Гроба Господня, турки категорично возражали против вторых, особенно возражая против установления между Россией и Турцией конвенции, которая бы гарантировала преимущества православного вероисповедания и Святых мест и представлявшей русским дипломатическим агентам в Константинополе право делать представления правительству Турции о нуждах православной церкви и её духовенства.
Турки всячески затягивали переговоры. Эта затяжка позволила Османской империи обеспечить себе заступничество со стороны держав запада. И в то время, когда князь Меншиков покидал Константинополь, соединённая англо-французская эскадра подошла к Дарданеллам. В результате этого турки почувствовали себя в полной безопасности.