Многие слышали про РСЗО БМ-21 "Град" (9К51), созданную в 1963 г. И сразу в воображении всплывает одна и та же "картинка" 2Б5 - 6-колёсный "Урал-375Д" с 40 направляющими для пуска 122 мм неуправляемых ракет. Но, это неправильное представление. Точнее, неполное. Версий "Града" существует куда больше...
СССР:
1. "Град-В" (9К54), 1967 г.
Версия для десантников поставлена на иную колёсную базу - ГАЗ-66Б и имеет 12 направляющих вместо 40.
2. "Град-ВД", 1975 г.
Осталась в единственном экземпляре попытка поставить 12 ПУ с "Град-В" на шасси БМД-1.
3. "Град-1" (9К55), 1976 г.
Таких построили более 500 для морской пехоты. Другое шасси - ЗиЛ-131. Боевая машина 9П138 представляет собой облегчённую версию БМ-21. 36 направляющих вместо 40. В 2016 г. на хранении было 420 таких РСЗО.
4. гусеничный вариант "Град-1" (9К55-1)
Одновременно с колёсным выпустили гусеничный вариант с боевой машиной 9П139 на базе самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» и транспортно-заряжающей машиной 9Т451 на базе многоцелевого гусеничного транспортёра МТ-ЛБу «Маргаритка».
5. ДП-62 "Дамба", 1980 г.
Отличить от "Градов" очень сложно. БМ-21ПД предназначена для поражения кораблей, подводных лодок и десантов противника. В отличие от БМ-21 оборудована выпрямителем питания и может работать не только от собственной станции питания, но и от промышленной сети с напряжением 380 В. Огонь может вестись как из самой машины, так и с выносного пульта. Машина способна работать в двух режимах: в автономном и с использованием гидроакустической станции.
6. "Прима" (9К59), 1988 г.
9К59 была создана на замену 9К51 «Град». Боевая машина 9А51 на колёсной базе "Урал-4320" получила увеличенное количество направляющих - 50 с учётом нового, более мощного двигателя. Из-за финансовых проблем пошли путём модернизации старых "Градов".
Россия:
7. Модернизация "Града" с помощью "КамАЗ", 2011 г.
Перенос классического пакета 40 направляющих "Града" на новую базу от "КамАЗ-5350" даёт новую 2БМ26. Это делает с 2011 г. Мотовилихинский завод.
1) при этом не стоит путать самостоятельно выполненную РСЗО «Град» на удлинённом шасси КамАЗ-43118 в армии Эквадора. В этом варианте пусковая установка очень небезопасно возит комплект НУРС к залпу с собой. Не хотел бы я сидеть в кабине такого КамАЗа!
2) и также не стоит путать с приднестровской вариацией на базе КамАЗ-4310 с 48 направляющими.
8. 2Б17М Торнадо-Г (9К51М), 2012 г.
Отличия малозаметны, но весьма существенны. Колёсная база - "Урал-4320".
Покажу ещё несамоходные версии "Града":
а) корабельный А-215 "Град-М" стоит на ряде наших кораблей, прежде всего - БДК;
б) переносной "Град-П" (9П132) "Партизан" 1965 г. с одной направляющей.
Многие зарубежные владельцы советского "Града" модернизируют или перестраивают его:
3) RM-70 ещё 1970 г. разработка ЧССР на базе «Tatra» 813.
4) БМ–21А «БелГрад», также Град-1А - белорусская модернизация 2001 г. от ОАО «2566 завод по ремонту радиоэлектронного вооружения» на шасси МАЗ-6317.
У этой машины уже есть собственное продолжение БМ-21Б "БелГрад2" - модернизация предыдущей.
5) «Бастион-01» - украинская версия 2009 г. из шасси КрАЗ-6322 и боевой части БМ-21 «Град».
6) «Бастион-02» - версия «Бастион-01» с удлинённой колесной базой, на которой размещён дополнительный боекомплект.
7) более свежая (2015 г.) БМ-21У «Верба» - украинская система из шасси КрАЗ-6322-010 и боевой части БМ-21 «Град».
8) "КазГрад" казахстанская модификация 2016 г. БМ-21 на шасси КамАЗ с бронированной кабиной.
9) северокорейская БМ-11 - 30 направляющих из 2-х секций по 15 в каждой на шасси грузового Isuzu TW или Jiefang CA-30 с колёсной формулой 6×6.
10) БМ-21МК «Бурон» - узбекистанская модификация БМ-21 на базе КамАЗ-43118.
Подведём итоги: итак, 6 советских и 2 российских версии старого не"доброго" "Града" создана и применяется. Потому не стоит обманываться и путать на фото БМ-21 и её переделки (и наоборот - говорить: нет, это не Град!). Есть ещё 10 (и это - далеко не всё) зарубежных вариации, с которыми путают созданные в России. Почти все зарубежные тяготеют взгромоздить на пусковую машину комплект БК.
Бонус для дочитавших: видео про "Град" с ТТХ.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин