Герой художественного фильма "Аванти!", сотрудник госдепартамента США, снисходительно говорит: "Кто-кто? Ааа, Бенни Франклин! Да, неплохой парень был для своего времени, но сегодня я не уверен, что он прошёл бы фейс-контроль".
Бенджамин Франклин – один из национальных героев США.
Но стал он им не сразу, а лишь спустя полтора века после войны за независимость, в которой он участвовал. В XIX веке в Европе и США усиленно создают «национализирующую историю» - историю, объединяющую нацию. И если в распоряжении Европы были многие века событий и личностей, то у США такого багажа было гораздо меньше. Поэтому всё внимание было обращено на войну за независимость и ее участников.
И тут родилось множество мифов и героев, даже самые незначительные и мелкие события и личности приобретали эпический масштаб. Самые видные личности – это, конечно, отцы-основатели. До них были отцы-пилигримы – переселенцы. То есть люди, создавшие республику, участники мифа основания.
До конца XIX века было бесполезно искать в государственной пропаганде какие-то иные мотивы войны за независимость кроме самых гуманных и благородных. В начале XX века, что характерно, возникла волна реакции, маятник качнулся в другую сторону, и нелицеприятные вещи всё-таки найдены были и много (это и интересы плантаторских южных штатов, и торговые привилегии и т.д.). Как всегда, истина, наверно, где-то посередине.
С большим отрывом от остальных мифических героев идёт Джордж Вашингтон, первый американский президент. На протяжении XIX века о нем было создано множество текстов и апокрифов, изображающих его в прямом смысле рыцарем без страха и упрёка. Многие сюжеты этих историй сходны с рассказами о Ленине, да и сам культ почитания Вашингтона имеет много общего с культом Ленина, разве вот только мавзолея с телом в США нет. Например, есть история про Ленина, как он разбил вазу и не смог не сознаться в этом отцу. Про Вашингтона пишут, что он изрубил вишнёвое деревце, долго терзался и в конце концов признался в этом папе.
С Вашингтоном сравниться могут только Томас Джефферсон и наш Бенджамин Франклин, но всё же они в тени своего современника.
Франклин и саморазвитие
Бенджамин Франклин, чей портрет мы видим на самой крупной, стодолларовой купюре, славился очень упорядоченными взглядами на жизнь и саморазвитие. Ещё до войны он издавал журнал «Альманах бедного Ричарда», в котором давал уроки поведения. Сам он этих уроков строго придерживался, и эти правила очень повлияли на формирования национальной идентичности. Скажем, фраза «время – деньги».
В 1791 году была опубликована его автобиография, в которой он показывает ценность работы над собой и над своим характером. А работу он вёл постоянную и весьма преуспел в этом. Скажем, каждое утро он начинал с того, что сейчас зовётся «утренними страницами», и определял себе доброе дело на день. А вечером инспектировал проделанную работу. Он также был приверженцем системы маленьких шагов и микропривычек – тоже вещи сегодня оцененные и даже модные.
В финансовом плане он тоже был успешен – оставил значительное состояние потомкам и завещание, в котором описал принципы кредита с поручителями – прообраз современных кредитных договоров. По этому завещанию фонд Франклина просуществовал вплоть до конца XX века, то есть 250 лет. Приличный срок.
Франклин и Толстой
Этот «Дневник Франклина», конечно, читал Толстой. И очень им впечатлился, сам всю жизнь записывал свои планы и дела. Преуспел ли Лев Николаевич, подобно Франклину? У него очень много самоедства и недовольства собой на страницах. Но, думается, самодисциплина всё равно же даром не прошла. Нельзя же, скажем, по одной и той же схеме лечить разных пациентов с разным анамнезом и в разном окружении. И ожидать, что результат будет тот же. Хотя и в плане результата: сколько написал Толстой, насколько успешно было его имение, какая большая была у него семья и сколько он сделал для своей страны?!
Практика дневниковых записей
И Франклин, и Толстой следовали проторенной, на самом деле, дорожкой. Идея дневниковых записей, как метода самосовершенствования, возникла ещё в античности. Уже тогда люди интуитивно чувствовали, что человек при обычном образе жизни не имеет доступа к высшим идеалам личности, как и к знаниям. И для того, чтобы эти знания обрести, к этим идеалам приблизиться, необходима работа над собой. В такой работе отлично помогает дневник, как инструмент сведения духовного баланса.
В средние века стали публиковаться дневники мыслителей, затем философы взяли этот инструмент на вооружение. В частности, Джон Локк в трактате о воспитании детей рекомендовал родителям вести вместе с ребёнком дневник.
Франклин продемонстрировал свою систему приближения к совершенству. Толстой старался ею пользоваться.
Сегодня дневниковую методику широко используют в психотерапии, в программах личного роста. А роль дневника часто играет страница в соцсетях. Но, правда, там обычно свои промахи редко постят.
Франклин — супермен
Отец подростка Бенджамина, урвав время от остальных 14 детей и своего свечного ремесла, повёл сына по разным производствам, чтобы тот выбрал себе занятие по душе. Франклин-младший выбрал работу в типографии.
Позже, добросовестно занимаясь своим делом, Франклин сумел поставить печатное слово себе на службу, широко им пользовался для пропаганды своих начинаний.
Начинания эти: первый университет штата, первая больница, первая библиотека, первые регулярные пожарная и полицейская части, замощение улиц города и внедрение дворницкой службы и т.д.
Помимо этого Франклин очень увлекался наукой, совершил несколько открытий и сделал несколько важных изобретений.
В перерывах между общественной и научной деятельностью он находил время для прокачивания собственных добродетелей (этим он занимался очень плотно и серьёзно) и на то, чтобы делать счастливыми своих жену и детей.
Под конец жизни Франклин написал автобиографию. Хотя она стилистически и логически неровно выстроена, но читается очень легко и изобилует дельными советами и цитатами вроде: "Если игрок вообразит, что его противник намного его искуснее, он так сосредоточится на защите, что непременно упустит выгодные возможности".