Предлагаю для начала ознакомиться с необычной для вас всех книгой, суть которой - эпистемология русской души. В её основе лежит новейшая теория экзистенциального психоанализа - Weltanshauung Therapie (лечение мировоззрением).
Ниже приводится оглавление, без чего понять о чём пойдёт речь в этом увлекательном "психоаналитическом романе" будет совершенно невозможно. Ведь он предназначен для широкого круга читателей и специалистов, которых давно уже не устраивает кем-то навязанная система взглядов на человека, как сугубо биологическое явление, имеющее лишь мозг, нервную систему, рефлексы и закреплённые эволюцией загадочные "психоэмоциональные состояния", которые, якобы, нами управляют. И тех людей, которые хотели бы лучше узнать, что из себя представляет психоанализ в России, почитать соответствующие книги и поделиться своими собственными взглядами на современного русского человека.
СОДЕРЖАНИЕ
Отзыв зарубежного читателя на рукопись романа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 Благодарность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 Введение. ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВУЮЩИМИ ЛИЦАМИ . . . . . . . . . . . . . . . . 11 Предисловие автора к первой публикации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 Предисловие психоаналитика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Часть первая. ЗНАКОМСТВО С ТЕОРИЕЙ. НАЧАЛО СЕАНСОВ
Сеанс 1. КТО ВЫ, ДОКТОР ФРЕЙД? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31 Сеанс 2. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕРВОПРИЧИНА БОЛЕЗНИ. АФФЕКТ, СТРАХ, ТРАВМА, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33 Сеанс 3. ОТ АКРАЗИИ ДО ПОЛОВОЙ РАСПУЩЕННОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . 37 Сеанс 4. МАТ, ЗАВИСТЬ И ТРАНСФЕР . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44 Сеанс 5. ДЕТСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48 Сеанс 6. ЮНОСТЬ. ЖЕНЩИНЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 Сеанс 7. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ТЕОРИЯ? ВРЕМЯ. ТИМОС. ЛАХОС . . . . . . . . . . . . . .57 Сеанс 8. РУССКИЙ МАТ. ВОРОВСКОЙ «ЗАГИБ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Сеанс 9. ЗАБЕГАЯ ВПЕРЕД: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПСИХОАНАЛИЗ? . . . . . . . . . . . . 66 Сеанс 10. ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЯЗЫКЕ? ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИХОВ. 79 Сеанс 11. МАНТРЫ. ДОМИНАНТЫ. ЦИНИЗМ И ЭКЗИСТЕНЦИЯ . . . . . . . . . . .81 Сеанс 12. ЖИЗНЬ И СОН. СТИХИ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ . . . . . . . .87
Часть вторая. ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ ЗАХОДИТ В ТУПИК. ЛЕЧЕНИЕ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ
Сеанс 13. ЭКВИЛИБРИУМ СУЩНОСТЕЙ И БАРУХ СПИНОЗА . . . . . . . . . . . . . 97 Сеанс 14. ВОЗВРАТ К КАТЕГОРИЯМ И ПОНЯТИЯМ. ПОПЫТКА СРАВНЕНИЯ. КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ. СУТЬ ВЛАСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .107 Продолжение сеанса 14. ДУША. КОСМОС. КОЛИЧЕСТВО ВСЕГО И ВСЯ. ФИЛОСОФИЯ И «ВОСЬМЕРКА». ТЕНДЕНЦИИ, СКОЛЬКО ИХ? . . . . . . . . . . . 110 Сеанс 15. ЗА ОТЦА, СЫНА И СВЯТАГО ДУХА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 119
Часть третья. ДУША И ЯЗЫК, БОЛЕЗНИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПОПЫТКА КЛАССИФИКАЦИИ
Сеанс 16. ИГРЫ БОГОВ. ЯЗЫК И ЛОЖЬ. БОЛЕЗНИ ДУШИ. ПОСОБИЕ ДЛЯ БУДУЩИХ ПАЦИЕНТОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125 Сеанс 17. ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИКУ. ОСНОВЫ ЭТИОЛОГИИ (включает материал других сеансов с этой тематикой) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .143 Продолжение сеанса 17. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ФРЕЙД И СОНДИ . . . . . 150 Сеанс 18. ТЕНДЕНЦИИ И СИМПТОМЫ. РУССКИЙ СИНДРОМ . . . . . . . . . . . 164 Сеанс 19. ЕВРЕИ В РОССИИ И РУССКАЯ ДУША . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168 Сеанс 20. СУЩНОСТЬ «БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО». ЗАГРАНИЦА . . . . . . . . . . . . 173 Сеанс 21. ГЕОРГ ГРОДДЕК И ШАНДОР ФЕРЕНЦИ. ВРАЧЕВАНИЕ ДУШИ . . .179 Сеанс 22. ФУНКЦИИ И СИСТЕМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195 Сеанс 23. ИНСТИНКТЫ, ВЛЕЧЕНИЯ, ЧУВСТВА, АФФЕКТЫ, НОРМАЛЬНОСТЬ И НЕНОРМАЛЬНОСТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 Сеанс 24. ЗДОРОВЬЕ И БОЛЕЗНЬ. СЕКСУАЛЬНОСТЬ. ЛЮБОВЬ И СОН . . . .223 Сеанс 25. ИНСТИНКТЫ. ВЛЕЧЕНИЯ. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ . . . . . . . . . .233 Сеанс 26. БОЛЕЗНИ. «ЧЕЛОВЕК-ВОЛК» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .244 Сеанс 27. ЛЮДИ, ОДИНАКОВОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ. СТАДИИ 251
Часть четвертая. БЛИЖЕ К ПРАКТИКЕ
Сеанс 28. ОПЯТЬ ПОНЯТИЯ. ОТ ТИМОСА ДО ВОРА В ЗАКОНЕ . . . . . . . . . . .259 Сеанс 29. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО. ПСИХОЛОГИЯ ВОРОВСТВА . .264 Сеанс 30. ТЕОРИЯ В СНОВИДЕНИИ. ТЕНДЕНЦИИ, ЗВУКИ, ЯЗЫК. НА ПОРОГЕ НЕВЕДОМОГО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Сеанс 31. ЭКЗИСТЕНЦИЯ И НЕСВОБОДА. ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «МЕНТ»? . . . . . . 271 Сеанс 32. КОНСТРУИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ. КРИМИНАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВОРОВСКАЯ ИДЕЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .280 Сеанс 33. ПРИЧИНА ДЕМЕНЦИЙ И ЗАБЫТЬЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Сеанс 34. ТЕНДЕНЦИИ ДОСТАЮТСЯ ОТ БОГА. ЗАПАДНАЯ ДУША . . . . . . . 292 Сеанс 35. ЧЕМ И ЧТО ОЩУЩАЕТ ДУША? ПСИХОАНАЛИЗ ПО ФЕРЕНЦИ. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ. СУЩНОСТЬ ГРОТЕСКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .304 Сеанс 36. СОЗНАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, ТЕЛО И ЕГО ЯЗЫК. ПАМЯТЬ, МНЕМОТЕХНИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 Сеанс 37. МЫШЛЕНИЕ. ЭЛИТЫ. ЧТО С НАМИ БУДЕТ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . 330 Сеанс 38. РУССКАЯ ДУША . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .337 Сеанс 39. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. КАК ИМ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА? . . . . . . .340 Сеанс 40. ГОСУДАРСТВО. ПРАВА ГРАЖДАН. ИСКУССТВО. КУДА ИДЕМ? 348 Сеанс 41. РАЗУМ И ЗВУКИ. ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ. ЛОМОНОСОВ . . . . .355 Сеанс 42. ЗВУКИ И ТЕНДЕНЦИИ. ДОЛГОЖДАННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ . . . . . . . . .361 Сеанс 43. ПРИРОДА И ТВОРЧЕСТВО. РЕЛИГИЯ. «БЕЗЗАКОНИЕ МОЕ АЗ ЗНАЮ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 371 Сеанс 44. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
Часть пятая. ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА РУССКАЯ ДУША
Сеанс 45. РУССКОЕ ИСКУССТВО И РУССКИЙ ГРОТЕСК. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ: РЕАЛЬНО ЛИ НАШЕ БЫТИЕ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 383 Сеанс 46. И СНОВА РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК. ГИПНОЗ И ВЛАСТЬ. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 393 Сеанс 47. РОССИЯ И СССР. ЧЕТ-НЕЧЕТ. КАК ПРАВИЛЬНО НАЗВАТЬ ТЕНДЕНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . .398 Сеанс 48. РОССИЯ И КАПИТАЛИЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .413 Сеанс 49. ЗАКОНЫ И ТЕНДЕНЦИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .417 Сеанс 50. РУССКАЯ ИСТОРИЯ И РУССКАЯ СВОБОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 424 Сеанс 51. ДРЕВНИЕ И ТЕОРИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 430 Сеанс 52. РУССКИЙ НАРОД И ЕГО ОБЫЧАИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 433 Сеанс 53. АЛЛЕРГИЯ НА ЖИЗНЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .437 Сеанс 54. ГРОТЕСК И ТЕНДЕНЦИИ. МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО. БОЛЕЗНИ ОБЩЕСТВА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 447 Сеанс 55. КОГО И КАК ЛЕЧИТЬ? ЖИДОВСТВУЮЩИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . .457 Сеанс 56. БЕЗ ПРОТОКОЛА (прошел один год) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .471
Приложения к роману. ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ, ДОГАДКИ, ГИПОТЕЗЫ
Предисловие автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .493
Приложение 1. Ф. К. КОЛЕСОВ: МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ
А. ПРАКТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .507Б. ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .509 В. КАТЕГОРИИ И ПОНЯТИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 510 Г. ПСИХОТЕРАПИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 511 ПСЛ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .521
Приложение 2. Ф. К. КОЛЕСОВ. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
ЛЮБОВЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .525 ТЕОРИЯ «ТРАНС — МИССИИ» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .527 АКРАЗИЯ И КАЙРОС . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .528 ДЕНЬГИ И ФИНАНСЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .530 ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО ДУШИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .531 БОЛЕЗНИ И ИХ ЛЕЧЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .532 ИДЕОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА. МАНИПУЛИРОВАНИЕ ЛЮДЬМИ. ВЕРБОВКА, ВНУШЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ (из разных записок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 550 ВКУС, ЗАПАХ, ОСЯЗАНИЕ (из разных записок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 553 ПРОСТИТУЦИЯ (из разных записок) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 554 УДОВОЛЬСТВИЕ И НЕУДОВОЛЬСТВИЕ, ЭМОЦИИ И АФФЕКТЫ, ПИЩА И КОСМЕТИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 555 ЭРОС И МОРАЛЬ, МАТ И СВОБОДА СЛОВА, ИСКУССТВО И ПСИХОАНАЛИЗ, ЭКОНОМИКА И ВРАЧИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 560 ПОЗНАНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 574 РЕЛИГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .579 ПСИХОСОМА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 580 ОРГАЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 585 ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ДИНАМИКА И БЫТИЕ ТЕНДЕНЦИЙ . . . . . . . . . . . . . . . .587 ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .591 СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .592 СОН . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .595 СЕКСУАЛЬНОСТЬ И ПАТОЛОГИИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .597 ПЕЧАЛИ И РАДОСТИ ЖИЗНИ ОТ ЭРОСА И ТИМОСА . . . . . . . . . . . . . . . . . . .604 ЯЗЫК, СИМВОЛЫ, ЗВУКИ И БУКВЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .605 СПОСОБ ЛЕЧЕБНОГО ПЕНИЯ (мантры, «считалочки», заговоры, припевы и так далее) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..611 ЧТО ЖЕ ЛЕЧИТ? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .611 ПОЛИТИКА И ЭКО НОМИКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .614 ПОСТСЕКСУАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 616 АФОРИЗМ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 618 СВОБОДА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .619 МАГИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 619 ЕЩЕ РАЗ ОБ УДОВОЛЬСТВИИ. ЦВЕТ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 621 ПСИХОАНАЛИЗ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .626
****
Поскольку подобное произведение появляется в России впервые (слово душа с некоторых пор уже не является запретным для серьёзных научных исследований), хочется узнать у читателей, что они об этом думают? С чего мне начать дискуссию? В каком ключе может происходить обмен мнений между всеми заинтересованными сторонами?
Попробую для начала предложить ознакомиться с одним из последних сеансов, проведённых нашим отечественным психоаналитиком Ф.К. Колесовым и его реальным пациентом, состоявшимся много лет назад, когда и сам психоанализ, и индийская йога, и даже слово "душа" считались в России антинаучными понятиями. Не говоря уже о "духовных ценностях" и "кодах" нашей культуры.
А дальше буду ориентироваться на вашу реакцию. Заранее благодарю.
Сеанс номер 55. КОГО И КАК ЛЕЧИТЬ? ЖИДОВСТВУЮЩИЕ
Restaurant "Maroush 1", Edgeware Road, London
• How do you feel, my friend?
• Invariably all right. (Зиновий произносит первое слово, как русское ругательство, - прим. автора). Time is a water-boarding substance (время всё время пытается меня в себе утопить) and I am a brinkman. But playing safe (я балансирую на краю, но выживаю).
Фёдор Константинович! Я так полагаю, сегодня у нас последний сеанс. Можно я задам ещё пару вопросов. Ведь кому теперь их задавать, другие сочтут меня сумасшедшим. Хотя всё наоборот.
• Валяйте. Сегодня я добрый. И не хочу, как Д.Ф. Даллес в отношении России, никакого brinkmanship (балансирования на краю пропасти – англ.).
• Как можно вылечить любую болячку без лекарств, зная только теорию тенденций?
• Ага, я вас всё-таки в чём-то убедил. Болячка — это неправильная пропорция или симметрия. Обычно организм с ними сам справляется. Но бывает, не может, жизненные силы заканчиваются. Вот он и даёт сигнал: "Опасно! Больше не могу!"
• Но я же не о прыщике на заднице говорю. А о душе.
• Древние говорили: всё можно лечить всем. Правда, не уточняли, что надо найти правильное соотношение этого «всего» со всем остальным. Вот я иногда назначаю «лечение» звуками, то же делают и йоги, и шарлатаны. У вас есть собака, попробуйте при ней читать мантру.
• Она сойдёт с ума, я пробовал.
• При чтении мантр надо полностью расслабиться (это нелегко, но этому можно научиться), отключить все тревожные мысли, медитировать, сердце должно биться ровно и спокойно. Вы же учились медитации на Востоке? Правильная медитация с установкой на здоровье — это великое лекарство. Не будет доминанты, как учил Ухтомский, не будет иннерваций и лишних центров возбуждения.
Возьмите младенца: сколько новых, болезненных, страшных и непонятных событий, ощущений, звуков, - и никакого опыта со всем этим бороться. Что он делает, чтобы не сойти с ума, не вырасти дебилом, не умереть от травм и инфекций? Он время от времени отрешается от внешнего мира и засыпает. Детские психоаналитики говорят «расслабляется и регрессирует на стадию неинтегрированности» (психики, тела, требований инстинктов и вызовов окружающей среды). И просыпается счастливым, с улыбкой на губах и светлыми глазами. Готовым не только к защитам, но и нападению)). Найдите на помойке тощего, больного герпесом и вирусами бездомного котёнка, который должен через час замёрзнуть и умереть. Накормите его, вымойте и продизенфицируйте. Согрейт и приласкайте. Через три дня он будет весело прыгать по двору и играть с собственным хвостом. Ведь он напрочь забудет всё, что с ним было, и оставит только настоящее.
Не надо мешать естественным механизмам восстановления, использования резервов, поиску помощи извне. Допустим, болезнь вызвана отчаянием, потерей любимого человека, работы, кровной обидой. Конечно, можно заглушать боль алкоголем, а депрессию - лекарствами, но это быстро приведёт вас на край могилы. А можно забыть факты, причины, события и дать себе время (иногда длительное) для нахождения выхода из тупика.
Конечно, надо обеспечить свободную циркуляцию крови во всех мышцах, внутренних органах, суставах и головном мозге. Тут нужны правильные упражнения, в зависимости от образа жизни, так чтобы все семьсот мышц работали, и не было застоя. Чтобы исключить спазмы и судороги. Ну что стоит, например, делать упражнения для шеи? – а ведь от этого зависят все ваши психические процессы! - и делать массах пальцев, рук, ног, спины, головы?
- И играть с собственным хвостом, как спасённый от смерти маленький калека?
- Играйте с чем хотите. Трудно поднимать руки или ноги? Делайте восемь упражнений лёжа на спине и восемь – лёжа на животе.
Правильно жить и думать невозможно, если есть лишний вес, мало движений, загрязнённый воздух, тело не закалено процедурами (хотя бы холодный душ утром и вечером, не больше 3 минут, но «с головой»), не развиты пресс и косые мышцы живота, что ведёт к неправильному расположению печени и почек. Вы же сами говорили, что прообразом человека был червь. У него мышц больше, чем у человека, но все они регулярно сокращаются, не допуская "засорения" продуктами распада и ядами. То же происходит и с мыслями, надо их периодически очищать, избавлять от информационных "ядов" и "вирусов". Или, с помощью медитации, хотя бы короткое время не мешать это делать самому организму.
………………………………………..
• Вот вы прошлый раз говорили, что тенденции связывают друг друга. А такое связывание не может ли однажды привести мир к скованности, неподвижности, неизлечимым болезням и смерти?
• Кто его знает. Может быть всякое. У каждого отдельного человека это бывает, так что нельзя слишком сильно натягивать вожжи. Но нельзя и стремится к однообразию, это всегда преждевременная смерть.
• Ещё один навязчивый вопрос. Если у нас с вами есть теория, то должны быть и аксиомы, на которых она базируется. Каковы же они? И в чём заключается самая-самая научная гипотеза о всеобщем характере наших замечательных онтологических тенденций?
• Вот вы как заговорили. Я противник громких фраз о концептуальности, теоретических и даже практических исследований в области философии и психологии. Проверять, конечно, надо всё. Количество денег в кошельке, друзей, жён, знание русского языка у детей и собственные сновидения. У меня давным-давно, ещё с шестидесятых годов, возникла простая мировоззренческая идея, и с этих пор я её постоянно проверяю, то есть, ищу факты её подтверждающие или опровергающие. И вы создайте свою такую. Но сейчас речь не об этом.
Аксиомы же, если вы настаиваете, таковы.
1. И в Мире, и в Человеке, и в Высшем Разуме нет меры, нет свободы, нет постоянства.
2. Единственной объективной реальностью является не материя, не составляющие её энергию невидимые поля, вибрации и протяжённости, а тенденции, в которых заключаются и воля, и силы, и направления движения.
3. Число тенденций ограничено (это ограничение - Лахос, судьба, пассивное подчинение, непреодолимый рок). Виды их взаимодействия бесконечны. Цель — ускорение развития и достижение максимально возможного многообразия форм и образов, видов неживой материи и живых существ за оставшееся время (это стремление - Тимос, активное и яростное сопротивление судьбе).
• Женщины это чувствуют лучше мужчин, хотя и не знают теории.
• Что вы имеете в виду?
• Они всегда хотят много разных сладостей, одежд и украшений, и разных детей от разных отцов, хотя это не всегда получается.
• Женщина несвободна и непостоянна, но она работает на эволюцию, которая стремится к ускорению и разнообразию. Представьте себе «Книгу Бытия». Раньше мы с трудом разбирали слова из этой книги, сейчас с огромной скоростью постигаем заложенные в них информацию, смыслы, алгоритмы, программы и коды. При этом меняется восприятие нами мира и самих себя. Но: чем выше скорость прочтения, тем меньше времени остаётся до завершения самого процесса чтения. Женщина хочет, чтобы её дети шли в ногу со всем человечеством, и старается выбрать достойного мужа, обучить детишек всему самому важному. А с другой стороны, она не хочет быстрого прогресса и конца света. И старается замедлить процесс, избегает всего нового или быстро его забывает.
• Включая любовников. А мы обижаемся, что она никогда не помнит, кому даёт.
• Мужчины поступают точно так же, да и все животные тоже.
………………………………………..
• А Природа объективна или субъективна?
• Хороший вопрос! Она объективна, как часть божьего замысла, и субъективна, когда наделяет нас набором конкретных тенденций.
• Например?
• Из всех вариантов жизни она выбрала наш биоценоз, и нас с вами, как его вершину.
• А зачем? Не для блатных же песен под гитару, холодной водочки и вздохов накрашенных баб?
• А кто его знает? Ведь наш язык, образы и мелодии часть невидимого языка тенденций. А тенденции, мы уже говорили, не выбирают. Сами тенденции — это только часть великой музыки бытия, которую мы только учимся понимать.
• А что именно мы можем понять? Я, например, вообще ничего не понимаю.
• Чтобы служить Богу, надо служить и человечеству, выполняя при этом божьи заветы и подсказки природы. Не потакать насилию, амбициям и богатству, а создавать семьи, укреплять мир, искать новые формы жизни (я имею в виду, прежде всего, создание истинно красивых, честных, умных и порядочных людей).
• А как быть с математикой? Не её ли языком говорит Вселенная?
• Вселенная может быть, но не Бог. Числа — лишь намёк на ограниченность средств, мер и времени у Природы. В математике всё сводится к прибавлению и вычитанию эфемерных сущностей. Бог же бесконечен, вечен и непознаваем, во всяком случае, с помощью языка, слов, образов и чисел. Ибо он сам их Творец.
• Фёдор Константинович! А можно пьянство и блядство лечить без психотерапии, кто-нибудь пробовал? Хотя бы теоретически.
• А что случилось? Только что вы сами говорили о своём прекрасном и здоровом самочувствии.
• Просто от таких разговоров опять хочется выпить.
• Любая психическая болезнь — это очаг возбуждения в коре головного мозга. И теоретически лечится тремя способами:
1. Успокоить очаг психотропными средствами.
2. Уравновесить его другим видом возбуждения (у нас — тенденцию связать контртенденцией). Например, отдыхом, творчеством, религией, отношениями с любимым человеком.
3. Подавить очаг. Физически, силой воли, ледяной водой, электрическим током, голодом, страхом смерти. Мы уже несколько раз сегодня говорили о смерти. В ней нет ничего страшного или необычного, и о ней можно и нужно помнить. А не постоянно и с ужасом представлять в деталях.
• Был такой случай, старушка жена ночью захотела в туалет. А муж проснуля и зажёг свет. Видит, стоит что то страшное, голое, в однй руке парик, в другой – вставные зубы, и смеётся. Он подумал: смерть пришла, и – разрыв сердца.
Так, как вы сказали, действуют тайные силы в мировой политике. Любую, не их, власть они компрометируют, любую, не их, личность провоцируют, высмеивают, заставляют оправдываться. Ненависть, раздоры, войны, голод, лишения, религиозный фанатизм. А с другой стороны - все виды удовольствия, разврат, богатство и полное безбожие. Так они гасят любые очаги сопротивления их воле, вплоть до подавления способности самостоятельно мыслить.
А время от времени появляются «врачи», которые дают простые и эффективные лекарства, типа «землю крестьянам, фабрики рабочим».
• А в чём подвох?
• То, что истинные цели и способы их достижения всегда недоступны маленькому человеку.
• Например?
• Например, тот факт, что на вершину любой власти ставят честолюбивых и продажных личностей. Что любых других конкурентоспособных личностей устраняют, вплоть до тюрьмы и расстрела. Что всё, что способно двигаться и сопротивляться, превращается в должников: финансовых, моральных, исторических, интеллектуальных, экологических и так далее. И проценты растут.
• А психика?
• Да, и это их главная тайна. И психически все люди, по их убеждению, должны быть «зависимы». Как зависят пьяницы, наркоманы и проститутки. Или нищие, безвольные, ущербные, фанатики, патриоты.
• Вы можете это как-то попытаться доказать?
• Легко. Ведь ложь не только не наказуема, но и поощряется. То же — наркотики, алкоголь, коррупция, гомосексуализм, деньги, частная собственность, азартные игры, войны, расовая и религиозная нетерпимость, спецслужбы, засекречивание любой важной информации. Продолжать?
• Не надо. Я знаю, что значит направить толпу на диссидента.
• Кстати, я слышал, что вы принялись за мемуары?
• Да, хочу оставить кое-что грядущим поколениям (смеюсь). Пишу, как не стать дураком, если умным быть запрещено. Но о вас и нашей совместной работе я писать не буду.
• Вот это правильно. Не надо привлекать внимание слуг государевых к психологии.
• Пусть остаётся для них той, кем всегда была: продажной девкой буржуазии. Которая за большие деньги занимается перцептивностью, когнитивностью, психомоторикой и коммуникабельностью. Чтобы за единицу времени человек производил, или реализовал, больше продукции. Неважно, какой, и неважно, каким способом.
• А попытается обмануть хозяина, сачкануть, украсть или испортить орудие труда – в тюрьму его, суку. Или в дурдом. А выйдет – навеки останется безработным.
• Обещаю вам, что если что-то и проскочит, то и меня, и вас, узнать будет невозможно, даже очень близким людям. Всё переиначу и выдам под другим соусом.
• И побольше туда мухоморов.
• Ну что закончили?
• Нет, есть ещё последнее слово. Как у подсудимого. Я понял, почему и как я болел, и как выздоровел.
• Как же?
• Болезнь — это бескультурье. Воспитанный культурными родителями (естественно, я имею в виду не нашу, бывшую советскую культуру) человек не только не заболеет душой, но и телом. У него другая закваска. Другое «Я» и «Сверх-Я». Вам встречались экземпляры так называемой «старой формации»? Они легко могут питаться хлебом с луком и прожить сто лет. При этом тяжко трудиться и обливаться водой из колодца.
У нас до сих пор нет культуры выращивания людей. Настоящей среды, а не пошлой и безнравственной тусовки, состоящей из людей самодовольных, невежественных и эгоистичных во всём. Я уже не говорю о трусости, доносительстве, лизоблюдстве. Ложь, корыстолюбие, бесстыдство, — это хитрости униженного раба, который хочет выжить любой ценой. А чаще всего, ценой жизни другого раба, такого же хитрого и лживого, расчётливого, жестокого и терпеливого до безобразия. Поэтому у нас нет, и не может быть, хороших психологов, экономистов, философов. Даже футболистов, ибо их можно вырастить только из маленьких гениев, а гениев у нас ещё в детстве перевоспитывают.
• А как же тенденции?
• У нашего бывшего советского человека есть не все тенденции. А те, что есть, не у всех одинаковые. Или извращённые. У них «О» память, у нас – забвение. У них «Ш» вера в идеалы и справедливость мироустройства, у нас – воровство, взяточничество, ложь и нелояльность.У них «П» внимательность, обучаемость, наблюдательность, у нас – апатия и подозрительнось. У них «Ф» искусный и квалифицированный труд, у нас – страх приступить к работе и что-то сделать самому. У них радость общения, у нас- истерия и пьяное братание.
Человека Природа и так обокрала, так ещё наша идеология старается забрать или извратить последнее.
• Как так обокрала, я думал, чрезмерно одарила.
• Человек не может и не сможет летать. У него нет, и не будет биолокации. Он не может погружать себя в анабиоз, читать мысли и предсказывать катастрофы, а ведь это умеют делать даже рыбки в аквариуме.
Вот вы, Фёдор Константинович, учились в Лондоне и даже написали диссертацию: «Онтологические тенденции в экзистенциальном времени». Я её, конечно, не читал, но думаю, что это о том, что многие наши тенденции «спят» где-то в бессознательном раю, и пробуждаются только в критические моменты нашего существования. Прогресс, эволюция, половой и естественный отбор, просто схемы выживания, у нас нарушены. А они ведь зависят от количества и качества биологических защитных механизмов, быстроты их включения и того, как долго они могут действовать, не теряя своей эффективности. Не так ли?
• Почти так. Но диссертацию я так и не защитил. В College of London не нашлось руководителя по этой теме, а менять её я не захотел. Да и требования к докторским там весьма академичны: должны быть, выверенные цитаты, строгая доказательная база, ссылки на все предыдущие работы по этой теме. Не все слова можно писать с большой буквы, нельзя шутить, высказывать гениальные мысли, если их не обосновывать или если так не говорил кто-то из великих. А если великих по твоей теме не было совсем, то значит ты дурак, и всё, что ты пишешь, твои больные фантазии, которые никто читать не будет.
Возьмём слово тенденции. Почему именно тенденции? У Фрейда были стадии раннего детского развития (но которые до конца не изживаются!) и по их названию определяли характер, будущие неврозы и психозы, защиты и душевные состояния. Это вносило сумятицу и обилие терминов, каждый психоаналитик считал своим долгом добавить к ним особые оттенки смысла, например: шизоидная фаза (модель, декомпенсация, предрасположенность), маниакальная защита, доминирующее влечение, параноидальная манера, депрессивная позиция, навязчивая озабоченность, истерический припадок, фобический характер, болезнь, расстройство и так далее, и тому подобное. А им соответствуют неведомые импульсы, инстинкты, влечения, составные части либидо и бог знает какие ещё сущности. Почему было не использовать общее для всех название – тенденции? А вот нельзя и всё!
Экзистенциальное время – тоже общее название своевременности, запаздывания или ускорения работы тенденций. Это ведь те же стадии развития, от индивидуального времени появления ребёнка на свет до полового созревания и формирования души, - каждая появляется и исчезает в определённое время. Но – так говорить не принято.
У йогов оно есть. Шри Ауробиндо, например, писал, что различные формы сознания имеют различные временные измерения.
— А чакры это тенденции? Ведь их семь.
— Чакры это центры проявления универсальных сил и стихий в различных планах бытия. Вот эти универсальные силы и есть тенденции. У йогов это звучит как «соприкосновение материи и души». То есть «узнавание» материальных сил сродственными им духовными. Это «гуны — тенденции (!) динамического осуществления бытия».
Вообще «йога» с санскрита переводится словами «осознание единства мира». Как и в экзистенциальном психоанализе, это означает гармоническое развитие всех его составляющих: «плотных» (органических) и тонких (энергетических). Для человечества — признание равенства законов развития сомы и психики, материи и духа. Для человека — возможность ухода от всех внешних видов зависимости и возврат к контролю над телом и состоянию внутреннего равновесия, а также система лечения, основанная на пробуждении оздоровляющих сил самого организма.
Я спрашивал в Индии самих учителей йогов о том, что, если равновесие сил в организме предполагает баланс между «добром и злом», то не должно ли любое лечение строиться на тщательной диагностике всего состояния души и тела? Ведь есть опасность, что слишком много «добра», любви, бескорыстия и милосердия может быть таким же вредным, как и избыток злобы, зависти и ненависти? Они отвечали, что в здоровой душе и здоровом теле баланс устанавливается сам по себе, не надо ничего «убавлять» или «добавлять». То есть, если человек физически здоров, ведёт правильный образ жизни, медитирует и думает о Божественном, закон равновесия сам вступает в силу. Человек как бы поднимается над нашим бренным миром и его душа, сохраняя индивидуальность, вступает в новый, лучезарный мир, где злобы и ненависти уже просто нет.
— Как приятно это слышать. Получается, что ещё две тысячи лет назад люди занимались тем же, чем и мы с вами! А я то всегда думал, что это изощрённые формы растяжки позвоночника и суставов, мускулов и нервов. Чтобы накачать образовавшиеся полости энергией праны. Ну там, насытить мозговую ткань кислородом и выдавить из внутренних органов шлаки и токсины. Конечно, с целью просветления.
— Йога имеет много разновидностей. Я изучал работы Шри Ауробиндо, основателя интегральной йоги. Он продивинулся дальше других (может, потому, что был поэтом и философом), и утверждал, что полная Божественная трансформаци человека и всей нашей цивилизации уже началась. Почитайте его “The Supramental Manifestation upon Earth”, “The Synthesis of Yoga”, “The Human Sycle”, “The Life Divine” и другие.
Я даже был в Ауровиле, городе, построенном по его завещанию, для создания образца того, как надо жить человечеству в этот переходный период. Как служить Божественному Сознанию, готовиться к Мировому Единству и Принятию Сверхразума. Ну и, конечно, оказывать оккультное влияние на весь мир.
Мне было интересно, что в моей теории может быть похоже на теорию слияния с Высшим Разумом, которая так нравится многим людям. Пока я в этот экспериментальный мировой город не попал, я был уверен, что йоги не любят психоанализ и презирают все его достижения, считая, что «бессознательное» это клоака, скопище нечистот и отбросов человеческого бытия. Ведь даже ментальный уровень для них это слишком низко, слишком по-человечески. А любить надо только всё самое высшее из существующих миров.
— Здорово! Я бы туда поехал хоть сейчас. Сколько же там симпатичных мужиков и баб! И все раскованно и нежно уважают друг друга.
— Но алкоголь там запрещён. Как и упоминания религии, национальности, пола, расы, политики. Зато можно медитировать, обращаясь напрямую к Божественному Существу. Там живут особенные люди. Талантливые и просвещённые, с какими-то детскими, умными и добрыми глазами. Кроме йоги, там любят музыку, поэзию, художественное творчество, архитектуру. Они и мир-то воспринимают по-другому.
— Как по-другому?
— Вот возьмите время и пространство. У нас это линейная последовательность событий и какой-то вакуум, пустота в которой плавают свет, частицы, элементы материи. А вот ауровильская художница Биргитта Фольц (Birgitta Voltz) считает, что пространство это божественная формообразующая субстанция, от которой зависят и идеи, и предметы, и все живые существа. Мы этого понять не можем, а растения, например, некоторые деревья, это чувствуют и «проявляют» в своей структуре.
Биргитта научилась «снимать кальку» с коры стволов крупных деревьев, возраст который насчитывает не одну сотню лет, и создавать полотна, которые отражают «сущность» пространства, со всеми его выпуклостями, впадинами, узлами, шероховатостями, загадочными символами и даже «прообразами» живых существ.
— Просто великолепно! Представляю, как у неё выглядит «снимок» ствола баобаба, которому несколько тысяч лет!
— Есть и у неё и такие, для этого она специально совершила путешествие в Африку. На выставках люди смотрят, затаив дыхание, и не могут понять, как подобные изображения вообще могут возникнуть? Вот так же и психоанализ: начиная работать с бессознательным, никто не знает, какая «картинка» выплывет первой, а какая — последней. И что именно будут означать конкретные символы, узелки, «штрихи» и «завитушки».
— А какие «совпадения» у нас с йогой? Что вас больше всего поразило? Насчёт нашей божественной тенденции всё ясно. У них это целая иерархия миров, вера в Разум Света, как в последний план познания истины, устранение любых заблуждений, сомнений и неведения. Так вроде?
— Вплоть до устранения Эго и возведения на престол души, как божественной психической индивидуальности. Каждое ментальное (разумное) должно найти своё психическое и соединиться с ним, ведь именно через психическое (то есть душу) проявится Супраментал в Божественном гностическом сознании.
— Да, слишком много Тонких Тел. Божественного, Высшего, Сверхразумного, Сверхсознательного, Супраментального, и всё с большой буквы. А что такое сознание, душа, дух и разные психические сущности? Кто-нибудь из них что-то объясняет? Или самим надо догадываться?
— Ещё есть Витальное и Ментальное, то, что присуще современному человеку, через которые мы поддерживаем контакт с окружающим нас миром. А то, что мы называем бессознательным, у йогов просто «несознание» (inconscient), непосильное бремя прошлого всего человечества, от которого надо избавиться. Видите, какая путаница. Но совпадения, тем не менее, есть. Только у нас всё систематизировано с помощью понятий, а у йогов это рассыпано по многим манускриптам, написанным в разные века, и каждое понятие может иметь несколько значений.
Возьмите слово «душа». У Ауробиндо это бесполое эволюционирующее психическое существо, оно «живёт» в Божественном, исходит из него и несёт его в своих добровольных странствиях в «ночи неведомого», чтобы, обретя опыт, воссоединиться с ним. Обогатившись в миру радостью познания и радостью обретения себя. Именно эта обогатившаяся душа — будущее супраментальное существо. Как вы правильно заметили, такие длинные и запутанные объяснения психоанализу ни к чему.
Я понимаю, что имел в виду Шри Ауробиндо, когда ещё 1 июля 1938 года он написал: «Я не пытаюсь изменить мир немедленно и бесповоротно. Я стремлюсь привнести в него сущностно нечто новое, чего в нём ещё нет». То же самое я мог бы сказать и о себе. Только вот мне не известно, снизойдёт ли на нас Сверхразум и возникнет ли новая раса людей-супраменталов. Без всякого психоанализа, только молитвами. Без радикального изменения «грубой» души и связанного с ней тела, с его атомами и электронами, электричеством и химическими элементами, тенденциями и контр тенденциями. То есть, достижимы ли вообще, в любых существующих планах бытия, вечное блаженство, пьянящая любовь, вечный мир и покой.
Увы, по опыту я знаю, что никакая вера, убеждения и трансформации сознания не в силах создать новый «архетип» тела. И даже Божественным силам не удасться это сделать без борьбы противоположностей, без долгого и мучительного пути эволюции, мучений и страданий.
— Ницше, помнится, хотел, чтобы человек превзошёл самого себя и стал, наконец, самим собой. Сила и воля должна была его поставить над всеми моральными нормами, и возникнуть Herrenvolk — господствующая раса людей. А, согласно Ведам, силы реальности это не только воля, а противоборствующие божества, которые все вместе составляют единое Бытие. Как у нас тенденции. Ещё у них есть Брахман (Творец), Вишну (Охранитель), Шива (разрушитель). Как же им всем вместе изменить материю?
— По словам Шри Ауробиндо, «подсознание» и «несознание» — мнестические основания материи. Которые полностью во власти Верховного Разума (Overmind). Изменив их, можно изменить и материю, ведь так когда-то из «мёртвой» материи возникал живая. Ведь вся Природа это всего лишь созидательная сила Божественной Воли, причём тут отдельные атомы и молекулы! Если Надо — то и их можно «подкорректировать», то есть, изменить природу живых существ «на клеточном уровне».
Иногда он даже «цитирует меня», не побоюсь этого преувеличения: «Природа рождает тенденции ради достижения предначертанной цели».
— Ну, так бы и говорили, а то всё вокруг да около. А какова роль во всём этом космическом процессе нас, обычных людей?
— Шри Ауробиндо в молодости был революционером и боролся за освобождение Индии, даже участвовал в планировании терактов, как это у нас делала Софья Перовская. И это человек с блестящим образовнием, лучший студент в Кембридже и пишущий на английском поэт-экспериментатор, который мог бы, останься он в Великобритании, даже получить Нобелевскую премию за свою поэму «Савитри».
Вот, например, послушайте, как он отзывается о «несознании» или подсознании (то есть бессознательном):
«… Где Бытие спало, не сознавая мыслей,
И возводило мир, не ведая о том.
Там, до поры, грядущее сокрыто,
Там — летопись давно ушедших солнц.
Там, в самых недрах сна вселенской Воли
Узрел он ключ к преображенью мира…»
Это же настоящий гимн психоанализу! Нащупать в бессознательном, в низших, атавистических формациях и пределах человеческого существования программу, которая делает нашу жизнь такой, какая она есть. И, говоря современным языком, осуществить перепрограммирование её алгоритмов с помощью силы Сознания. Тогда «Разум Материи» должен превратиться в «Разум Света», и сопротивление «Ментального Физического» будет подавлено.
За такие мысли Шри Ауробиндо многие считают первопроходцем высшей эволюции сознания, примером нисхождения Сверхразума и его действия в физическом теле человека «на клеточном уровне». А значит Сверхразум уже на Земле и действует для обновления нашей жизни и эволюции всех живый существ.
— Понятно. Царствие Божие на Земле, наконец, наступит. Но для этого надо очень хорошо поработать. Если будет побольше таких людей, как Шри Ауробиндо.
— Он мог бы стать и премьер-министром своей собственной страны. Но он отказался от политики и «ушёл в себя», считая себя ответственным за осуществление трансформации сознания всех людей на планете. Йоги считают, что в него вселился дух Кришны и он, вместе со своей сподвижницей Миррой Альфассой (духовная мать и основательница Ауровиля) стал «аватаром» высших сил, то есть, полностью руководствовался их указаниями.
— Йог-революционер?Ведь ускоренная эволюция это революция?
— Вот именно. Из его работ, особенно ранних, вытекает, что инидивидуальность (то есть, личность) не может не бунтовать против лжи и условностей нашего мира и консерватизма нашего социального сознания. Люди должны понять, что истина в них умерла, и они живут во Лжи. Но они могут и должны вновь обнаружить эту реальную, осязаемую телом и душой Истину Самообновляющейся Природы, которая гласит, что человек — это отдельное уникальное бытие, имеющее право свободно развиваться. По собственному желанию, управляемому его разумом, и уважая индивидуальную свободу и право на такое же развитие других людей.
Как сказал любимый вами Андре Жид, мир спасти могут только непокорные.
— А в чём ещё вы согласны с Шри Ауробиндо?
— Как и он, я считаю своей задачей открыть путь новым исследованиям человеческой души. Ведь наша наука лишь создаёт модели реальных процессов и описывает их математическим языком. Но как ей это удаётся? Только благодаря абстракциям, которые нематериальны сами по себе, а значит, умопостигаемы, субъективны, иллюзорны. Вся наша метафизика это абстрактные символы и значения для обоснования каких-то субъективных рассуждений и умозаключений, часто противоречивых, ни к каким практическим знаниям и поступкам она не ведёт. На этом наука заканчивается, и что делать дальше никто не знает.
Глубже копать никто из учёных не хочет. А ведь можно победить в себе высокомерие и отчуждённость, и начать, наконец, смотреть правде в глаза. Изучать настоящего человека, а не придуманного некими философами. И я считаю, что йога может нам во много помочь. Надо только её правильно понять, а потом и применять при создании психоаналитических теорий и в практике. В этом моя «садхана» (духовная дисциплина).
Вот, что такое сон? Наука, увы, объяснить не может и не хочет. Ведь сон это продолжение моделирования реальности после прекращения потока чувственных ощущений. Разве это возможно без наличия в человеке души? Никакая «материя» не в состоянии создать точную копию нашей реальности, где люди действуют, говорят, чувствуют, пророчествуют.
Душа это часть Божественного, поддерживающая индивидуальное бытие. Где она находится? Конечно, не в самом сердце (ибо существует как бы «вне» физического тела), но где-то рядом, мы её ощущаем именно там. Как так получается? Ведь мы здесь, на Земле, а Бог там, в небесах? У индусов всё проще: Бог отдельно от человека не существует, ибо Он, как и мы, часть Единого, Божественного, Всевышнего и Высочайшего Существа — Брахмана. У нас это Дух, Абсолют, Единая Сущность, начало, середина и конец всех вещей. Жизнь — самопроявление, игра Брахмана в материальном, витальном, ментальном и супраментальном мирах, в том числе путём погружения себя «в собственные противоположности» (!). Брахман себя пытается скрыть от себя, как бы играет с собой в прятки, с целью дальнейшего самоприобретения (путём эволюции). Прекрасная аналогия! И, главное, нет никаких препятствий для продвижения вперёд.
И то, что мы называем духовным, это не просто идущее от души, а всё, что лежит ещё более высоко, за пределами обычного ментального сознания, которое само по себе не способно охватить реальность, как целое. Ведь наши материальные органы чувств могут «охватывать» только материальные объекты. Так как же мы «охватываем» нематериальные объекты? Толко с помощью Божественного Разума, частица которого есть во всех нас. Ведь мы можем иметь контакт только с тем, что уже есть в нас самих, в нашей собственной природе. А раз так, то дальнейшая эволюция человека вполне возможна.
Она должна начаться с изменения сознания. Йоги считают, что это наступает при обращении души от эгоистического состояния, вызванного явлениями внешнего мира, к более высокому состоянию. Для ищущего человека вся жизнь должна превратиться в йогу (поиск Бога).
Шри Ауробиндо даже сказал, что «йога есть не что иное, как практическая психология» (в книге «Синтез йоги»). Когда йога не отворачивается от мира, а ищет в нём новые возможности. Он назвал её «интегральной йогой», где воля, знания и любовь — три стороны Истины и три пути к Богу. Да, для этого, как в экзистенциальном психоанализе, надо познать бессознательное «бремя» на собственном опыте, «интегрируя» весь опыт человечества и старого мира. Чтобы самому стать олицетворением Божественного, материальным воплощением более Высокого Существа. Это должно помочь полностью изменить наше бытие и способствовать апофеозу истинной жизни на Земле.
— Я знаю, что йога помогает исследовать свой организм, а медитация восстанавливает связь между душой и телом. Сам люблю медитировать, но не в напряжённых позах, а лёжа на спине и закрыв глаза. Техника проста: освободи ум от мыслей, и ты увидишь, что все плохие мысли приходят извне. Отбрось их прочь, прежде, чем они войдут туда, и ты достигнешь нирваны. Хотя, по нашей теории, дурные мысли вполне могут приходить и изнутри.
А все сложные позы это гротеск. По виду, по крайней мере. Не думаю, что какая-нибудь куккуттасана (поза петуха) может помочь найти правильное направление для посыла в тело духовной энергии.
Но достаточно ли занятий йогой для восстановления здоровья и контакта с Высшими Сущностями?
— Вы правы. К Божественному духовному знанию и духовной истине это может приблизить, а вот вылечить болезни и спасти цивилизацию вряд ли поможет. Чтобы обрести цель своего духовного существования я бы, скорее, рекомендовал экзистенциальный психоанализ, с помощью которого вы учитесь сами формировать свои понятия, корректировать свою картину мира и видение самого себя. И принимать верные решения. А чтобы избавиться от бремени бессознательного нужно уметь его «понимать». А психоанализ это первая попытка рационального объяснения иррационального начала в целовеке. Без его деления на «мужское» и «женское», «доброе» и «злое».
Спорт, танцы, йога, дыхание и медитации смогут принести гораздо больше пользы и предотвратить вред организму, если человек поймёт, кто он сейчас и кем был в прошлом. Тогда все его движения и практики будут «корректироваться» им самим, как я люблю говорить «изнутри».
Для меня все живые существа — аватары (санскр. — нисхождение), воплощения Божественного в живой материальной форме. Мы чувствуем, что мир это чудо, что он создан с целью установления божественного порядка на Земле, что человечество должно каким-то образом освободиться от оков его собственной природы. Но как это сделать? Кто нам подскажет? Как сказал Ауробиндо, мы видим лишь сцену, а главные события происходят по ту сторону занавеса. К тому же, человек «распят на кресте» между сознательным и бессознательным.
Благодаря аватару Кришне мы можем превзойти своё ментальное сознание и выйти за его пределы. Благодаря аватару Будде — достичь нирваны. Аватара Христос (слово «аватара» женского рода, поэтому, наверное, встречаются древние изображения Христа в женском платье) научил нас верить в Бога Единого. И только при аватаре Калки возникнет сверхчеловеческое существо, достойное Царства Божьего. А этого можно достичь только при помощи полной духовной трансфорамаци мира. А как его заставить, этот мир, начать подобную трансформацию?
Кроме того, «тот, кто хочет изменить земную природу, сначала должен принять её во всей полноте». Что это значит? Пройти через все муки и страдания, соблазны и ошибки, пережить все войны и катастрофы. Готов ли наш мир к таким тяжким испытаниям?
— Не готов. Я думаю, даже отсидеть в тюрьме, как какой-нибудь преступник или политзаключённый не каждый захочет. Кстати, что по этому поводу думал Ауробиндо? Ведь он тоже сидел?
— Он выразился очень витиевато: «Я смотрел на заключённых — воров, убийц, мошенников, — и видел Васудеву (одно из имён Кришны, персонификация Единого Божественного).
………………………………………..
А ведь, кроме экзистенциального времени (у Лоренца, кстати, было такое понятие, как t’ – «местное время») есть экзистенциальная среда или экзистенциальное пространство. Психология у всех одна — выжить, а в этом пространстве действуют не психологические, а экономические законы. Чем больше накопленный человеческий, а проще сказать производственный, опыт, чем более диверсифицирован экспорт (то, в чём мы превосходим другие страны), чем выше культура, дисциплина, производительность труда и технологии, тем больше шансов и у страны, и у отдельной личности, победить конкурентов.
А образование? Когда-то оно было у нас лучшим в мире, а сейчас? Школьники не знают ни своей страны, ни своей истории. В вузах преподают бог знает что. Что бы ни случилось с страной, пока есть настоящие профессионалы (подготовленные в своё время профессионалами высшего класса), мы выживем и будем иметь шанс возродиться. Если нет – пора готовить гробы и кладбища.
И! Весь этот опыт ничто без руководителей и лидеров, экспертов по правильному распознаванию и использованию талантов людей. Технических специалистов скоро заменят роботы, искусственный интеллект. На это сейчас тратят неимоверные средства. А ведь у роботов нет инстинктов, им недоступны понимание сути происходящего, моделей и шаблонов поведения окружающих людей, несоответствия получаемой ими информации и ответных реакций, у них нет творчества (то есть, умения видеть то, чего нет), и аффектов (а значит и эмпатии, сочувствия).
Хотя, я не исключаю, что на Западе раньше, чем у нас, появятся компьютерные психоаналитики-программисты, которые все эти проблемы решат.
• Но я же прав! У капиталистов больше специальностей в университетах, языков, эрудиции, возможностей сталкивать одних биологических роботов с другими лобастыми и ушастыми машинами. Значит у них больше шансов для совершенствования и выживания.
• Да. Надо у них учиться честно распознавать свои сильные стороны и уметь ими пользоваться. Не ныть и не опускать руки. Устранять конкурентов. И не болеть. Ведь «наукоёмкий» организм должен быть более совершенным.
Нам надо поменьше полемизировать и уповать на политику. По сути, между белыми людьми нет никакой разницы. И генетически, и в культурном, и историческом плане. Все мы выросли из христианства и ему подобных религий, все живём на кем-то до нас завоёванных территориях. Все хотим научно-технического прогресса, шедевров европейского искусства, красивых песен и музыки. Мы их понимаем без перевода. Другое дело, что нам насаждают лживые мифы, расовую, национальную, религиозную нетерпимость, культурные и идеологические шаблоны. По сути — лживые понятия (а ведь воспитание и образование это всегда «набор правильных понятий»). Вплоть до военного психоза и идеологичских провокаций.
С этим я и пытаюсь бороться. К сожалению, без всяких докторских диссертаций и профессорских званий.
Что я сотворил до сегодняшнего дня? Главное, у меня уникальная исследовательская база. И есть своя теория. Ведь я консультировал целые семьи и на протяжении многих лет. Мои приёмы воздействия адаптированы и к малым детям, и восьмидесятилетним старикам. Самого разного интеллекта и уровня образования. Это давало интересные результаты: более гармоничная среда, взаимопонимание и понимание своих и чужих внутри личностных конфликтов, уход от некорректных способов манипулирования чувством вины и наказания детей. Сами дети при этом могут быть зачаты полноценными и гармонично развиваться. Моя теория позволяет и легче истолковывать и лечить психосоматику и органические заболевания (практически исключить химические лекарства и болезни вообще).
Что было до меня? Понимание психотерапии, как лечения интегративной функции головного мозга словами, а не лекарствами, то есть, попытки устранить глубинное расстройство личности без побочных эффектов, которые дают антидепрессанты и транквилизаторы. Человек получал шанс познать самого себя, научиться ставить цели, ориентироваться не на прошлое, а на будущее. И, якобы, это помогало коре мозга блокировать возбуждающие импульсы из других, нежелательных, нейронных центров. Я же избирательно действую на разум и интуицию человека, настоящую причину всех расстройств, уравновешивая излишние или недостаточные мысли, чувства, ощущения, инстинкты или аффекты. И, прежде всего, уравновешивая механизмы самосохранения и саморазрушения, уравновешивая причины появления различных патогенных психологических типов, без чего понять этиологию сложных болезней, например, шизофрении, невозможно.
• А это возможно? Как может, скажем, независимая жизненная позиция, самостоятельное мышление и чувство ответственности, обретение цели в жизни и тому подобные «дополнения» или «исключения», влиять на органику?
• То, что я сказал, я не выдумал, а взял из отчётов моих пациентов (клиентов, как таковых, у меня было мало, были просто терпеливые русские люди, которые вместе со мной проходили путь анализа и экспериментальных исследований, включая самостоятельное определение причин недомогания и снятие их психосоматических проявлений). А ещё уникальная диагностика, анкеты, психограммы, статистика, психокоррекция, включая работу с верующими христианами.
• Эх, Фёдор Константинович! Ваши бы слова, да Богу в уши! Мы бы давно всех победили!
• Победит тот, кто научится управлять русскими людьми.
• Согласен. Победит тот, кому даст русская баба (сама, без принуждения) и за кого умрёт русский мальчик-солдат. Без попов, комиссаров и заградотрядов.
• Кстати, что такое христианство? Когда-то оно было ересью (гр. «другое учение»), выросшей из иудаизма. Какие-то его догматы отрицаются, какие-то церковные практики поощряются, но суть одна — единобожие, единое государство (здесь и на небесах), а значит, единая вера и обычаи. Наверное, так и должно быть, бессмысленно сопротивляться. А экономический уклад может быть любой, хотя бы и социалистический. Была бы справедливость.
• Я помню. «Жидовствующие» в пятнадцатом веке отрицали Троицу и божественную ипостась Христа. Но считали, что Москва наследница Константинополя, то есть, третий Рим.
• Как и протестанты на Западе, в любой стране любые еретики боролись с деспотизмом, коррупцией и другими пороками церкви и государства. Поощряли самостоятельный путь к познанию Бога, то есть, без посредников. У нас этим занимались старообрядцы. А теперь и мы с вами. Ну что, надолго не прощаюсь? Будем созваниваться?
• Как у нас в институте говорили при расставании: «Кто первый позвонит, тот стукач». А ответ был: «А кто не позвонит, тот мудак». А правда, что вы надолго уезжаете? В какую страну?
• Я ещё не решил. Да и не так это легко, расстаться надолго с Россией.
• Вы знаете, мне будет тяжело без вас. Это как потерять любимого тренера в спорте – все показатели резко идут вниз. Я вот часто фантазирую на тему бокса, сравниваю свою судьбу то со спаррингами, то с соревнованиями, жеребьёвкой, очками и пропущенными ударами.
И у меня возникает такая картинка. Раньше я дрался с красивой и юной девушкой, у неё был великолепный удар, блестящая техника и реакция. Но я каждый раз вставал, поднимал руки и говорил судье: «Всё хорошо, я буду продолжать». Во мне боролись ярость и восхищение, удары были тяжёлые, но силы быстро восстанавливались. Почему девушка? Да потому, что это была сама Жизнь. А вокруг – болельщики, целое море лиц, рук, вскрики и подбадривание.
А теперь против меня выступает толстая и безобразная Судьба. Её тупые, как молот, удары лишают меня сил, сна и здоровья. Я вижу, как зубы летят в разные стороны и чувствую, что плохо вижу, не успеваю реагировать. Вот тут я бы раньше уклонился, поднял плечо, ударил вразрез, - но не могу. И, что страшно, пропал задор, нет злости и желания рисковать. Нет больше зрителей, так, несколько родственников, которые больше жалеют, чем болеют за меня. А теперь ещё и тренер уходит, который был единственным, кто мог вселить надежду и помочь выиграть.
- Я не учил вас проигрывать, даже в безнадёжных ситуациях. Иногда красивый бой, даже проигранный по очкам, остаётся в истории, а безобразная драка с нокдаунами и кровью на лице проходит никем не замеченная.
#существует ли теория души