Найти тему
Накопительный зонД

Немного про поиск работы и актуальный статус процесса.

Оглавление

Размышления о жизни долгосрочного инвестора.

В комментариях читатели периодически интересуются, задают вопросы.

Мол, когда уже, автор-тунеядец-инвестор, закончишь свои мотопокатушки и начнешь по-человечески пахайтен, как все бледнолицые негры и инженегры. Желательно на завод, ну как тут в отдельных блогах советуют)

Ну давайте кратко (но по тексту будет все равно длинно) поделюсь тем, что у меня происходит в этом направлении.

Сразу укажу, что все, что далее - это мой личный опыт, мои мысли, мои жизненные принципы. Остальным ничего не навязываю, не советую.

It's My Life, как пел некий Бомжовя.

Тем, кто не в курсе предыстории, касательно работы и ее поиска, оставлю ссылки на статьи по этой теме.

Ну и вот мои мысли и общий план по поиску работы традиционными методами через сайты типа HH.

С предысторией закончил.

Далее уже по сути. Оформлю в несколько взаимосвязанных частей.

Часть 1. Когда зовут тебя.

Итак, до майских праздников я работу фактически не искал. Ну так, было 2 вакансии, которые прям супер-супер, отправил туда отклики, но резюме просто посмотрели, ответа так и не последовало.

Кстати, одна из вакансий была в Челябинске, что-то связанное с металлургией и срочным импортозамещением, деталей уже не помню.

Но укажу, что зарплата была указана на уровне 300К, должность Директор по закупкам. И желающих туда было... ууууу...

А в мае я все же сходил на одно собеседование, куда меня прям сами звали. Мол, нашли ваше резюме, все супер, почти готовы брать. Причем звонила сразу главная кадровичка компании.

Сама компания занимается логистикой и таможенным оформлением грузов клиентов. Но в последние месяцы, с ее слов, у них поступало много запросов, мол давайте мы вам скажем, что и кого, а вы нам закупите и привезете под ключ.

Вот они и озаботились созданием отдела закупок ВЭД с нуля: чтобы по заявке клиента и договор заключить, и подготовить отгрузку, и передать и отследить логистику, и таможенное оформление. И доставить до клиента уже растаможенный груз. Под ключ.

Естественно, за дополнительные для компании деньги за услуги.

Сайт очень приятный. Сама компания с начала нулевых работает. И сама кадровичка по голосу, формату и общению была прям максимально замотивированной пригласить именно меня на очное собеседование.

В принципе, все это у меня вызывало доверие и некий оптимизм: мол приду, как в 2015 на прошлой работе, пообщаемся с полчаса с собственником, отвечу на все вопросы. И меня сразу пригласят.

Благо все, что было озвучено в качестве предстоящих задач, я могу и уже делал на предыдущей работе. Я уже создавал отдел закупок ВЭД и все процессы с нуля. В том числе и с инструкциями и документооборотом, необходимым для сертификации компании по требованиям автопрома на сертификацию ISO 9001. Это достаточно высокий уровень требований.

Вот сразу после майских, как было договорено, пришел я на собеседование. Компания находится на юге Москвы, офис арендуют в районе Раменки. От меня ехать около часа с 1 пересадкой с МЦК на метро. Что удобно, компания реально в 5 минутах пешком от станции метро.

Кстати, находится достаточно недалеко от Москвы-Сити это все. Пересадка с МЦК как раз там. Что лично для меня дополнительный был плюс.

Сначала первые полчаса пообщались с главной кадровичкой, которая, напомню, сама меня и пригласила. Все мило, интересно, вроде все хорошо. Рассказала про компанию, ее текущие возможности и задачи.

Было прям очень интересно и виделось очень перспективным.

Потом она пригласила какого-то руководителя проектов по логистике, который и должен был меня типа оценить. А сама ушла на какую-то следующую встречу.

Что лично мне уже показалось странным, ибо по телефону она же мне сказала, что подчинение будет напрямую собственнику компании. И мне кажется логичным, что общаться со мной и принимать решение должен как бы он. А "фильтром" на адекватность и должна стать главный HR. С ее слов она там отработала 12 лет, наверное, у нее есть достаточный опыт оценки и отсева, в том числе и понимая требования, специфику и видение собственника компании.

Тем не менее, пришел другой человек, который, как я понял, в закупках не очень разбирается. Профессионального вопроса по закупкам не было задано ни одного.

Вся идея общения вертелась вокруг одной мысли: мол вы из автопрома, значит можете закупать только автозапчасти, а со всем остальным - вряд ли справитесь. А у нас заказчиков из автопрома нет, вот я пока как-то не вижу для вас места и задач.

Диалог не особо заладился. Ну и, по ощущению, сразу была какая-то личная антипатия. Может, лысых не любит, кто его знает.

В общем, полчаса пообщались, по сути ниОчем. Получил стандартное, что в течение недели с вами свяжутся, мол обсужу с HR и собственником свое видение по вашей кандидатуре.

В течение недели никто не связался, хотя до приглашения HR была прям активная, сразу перезвонила, как я на письмо ответил.

Спустя недельку позвонил сам, трубку не берет. Звонил раза 4 за 2 дня, в разное время. Кстати, номер был только рабочий, в почте, мобильный не указан. Пробовал мобильный уточнить у секретаря на ресепшн - не дает, говорит, звоните на рабочий.

А на третий день звонков секретарь сказала, что сия мадам ушла в отпуск на 2 недели. Это была вторая половина мая.

Удивительно, да? Вроде как вам нужен человек, вроде как можно расширить бизнес и увеличить его прибыль, в очереди стоят клиенты с деньгами (кстати, Газпром и Роснефть тоже упоминались среди клиентов).

У тебя висит незакрытый вопрос по вакансии и резюме, которое ты сама нашла и рекомендовала, как подходящее. И ты уходишь в отпуск.

Ну ок, всякое бывает. Может там не отдыхать человек уехал, а по другим неотложным вопросам.

Секретарь снова отказалась давать мобильный. А заместить главного HR-а по вопросам приема на работу тоже никто не может. Даже в ее отсутствие.

Тоже интересно...

Написал на почту вопрос, мол проходил собеседование, жду обратную связь, имею желание работать в вашей компании.

Прошло 2 недели - тишина.

Ок, мы не гордые. Снова звоню через 2 недели на работу - а она еще не появлялась, звоните завтра.

Ну тут уже меня совсем напрягло. Говорю, передайте ей, что вот такой-то звонил, писал на почту, ждет обратной связи.

Ну вот с тех пор и тишина. Ну и я уже тоже забил, чтоб еще напрашиваться.

Вот такие кадровики бывают.

Причем я понимаю, если я не устроил, как кандидатура. Но можно ж дать обратную связь, тем более сама же и приглашала?..

Удивительно.

Кроме того, было еще 2 случая, когда меня находили кадровики на HH и звонили, мол по телефону быстро пообщаемся, а там передадим резюме дальше. Но после этого дальнейшего общения не было.

Часть 2. Опыт московского друга.

Я давно пишу: никто ничего не знает. И не только в инвестициях.

В начале 2022 я не только возможные грядущие события не предполагал, но и что останусь без работы, спустя 7 лет.

Гарантий никаких. В том числе и при поиске работы, даже в Москве.

Есть у меня друг московский, еще со времен работы на КАМАЗе, он тогда в компании-поставщике из Москвы работал.

До сих пор дружим, общаемся, пересекаемся, благо он тоже на севере Москвы живет, что для Москвы и ее расстояний немаловажно)

Вот он достаточно давно ушел из Liebherr - это не холодильники, а тот, который всякими портовыми кранами и их обслуживанием занимался.

Был он на топ-должности, ну и хорошие отношения с владельцем сложились. Поэтому при увольнении получил золотой парашют в размере годового оклада. А там что-то под 200К в месяц было.

А это как раз было осенью перед ковидным 2020. И устроился он буквально сразу в контору, занимающуюся турбокомпрессорами директором по сервису. Причем офис был в Москве, а производство где-то на Урале, типа Челябинска.

И вот с п@нде-мии у конторы проблемы начались, с разрывом цепочек поставок и локдаунами. Плюс они какой-то тендер профукали и остались обеспеченными заказами на 20% мощностей. В итоге, говорит, стали и зарплату задерживать, и в командировки чуть ли не за свой счет отправлять. Мол ситуация стабилизируется - все компенсируем. Потом.

Ну и дело перед майскими было, решил он валить. Тем более деньги еще были с предыдущего парашюта.

Уволился он и тоже полгода булки расслаблял, тем более у него дача офигенная в Подмосковье, он там с детьми тусил все лето, пока каникулы были. А сентября стал искать он рабоооооту. По своим прежним лекалам и хотелкам, в том числе и зарплатным.

А тухло. Напомню, п@нде-мийный 2020: многие конторы позакрывались, цепочки разорваны, во многих странах ограничения и карантины. У нас тоже многие поставщики до лета 2021 непонятно как работали: кто на удаленке, кто по спец-графикам из серии 2-3 дня в неделю работаем ограниченным составом. Везде задержки и срывы сроков шли.

А еще конкуренция - т.к. компании позакрывались или персонал сократили - все это на рынок труда одновременно вывалилось. А у большинства никаких не то, что золотых парашютов, - сбережений ноль. Зато у большинства есть набранные кредиты и ипотеки, лет на 20.

И вот он гордо без работы сидел 9 месяцев, детьми занимался. На плавание там, на кружки различные. Но это все деньги-то еще больше сосет, тем более в Москве.

Нет, он активно ходил на собеседования, кстати, даже в головной офис Лукойла ходил зимой. Была топ-вакансия, он 3 тура прошел, но в итоговый отбор не попал, причем конкретных причин ему не сказали.

Но я думаю, что уж туда кандидатов хоть попой ешь. Наверняка были и не менее, а то и более крутые. Ниже в следующих частях цифры покажу.

В общем, на следующую работу он вышел только спустя год. Причем, пришлось и по деньгам подвинуться в район 160К. Ну и сама компания сильно попроще и с меньшими возможностями.

Я пока без работы с апреля, уже 4й месяц. А что, если год?

В закупках-то нестабильность пока никак не разрешается, а по некоторым направлениям даже хуже становится. Тот же автопром просто загибается.

Нидайбохххх...

Так что, как раз с июля я свои финансовые затраты буду поджимать. В том числе это скажется и на инвестициях и суммах пополнения в ближайшие месяцы, как минимум до конца лета. При этом полугодовой план покупок я точно выполнил и даже перевыполнил.

Как найду работу - тогда все процессы буду возвращать в норму. Исходя из новых реалий, понятное дело.

Часть 3. Текущий статус поиска и примеры вакансий.

Здесь сразу укажу такую вещь.

У меня на момент увольнения была скоплена приличная сумма (преимущественно из новогодних премий за 2021) + при расчете были всяческие неотгулянные отпускные и прочие выплаты.

По моим скромным оценкам, если не сокращать расходы и просто продолжать жить как жил, ну вот где-то до сентября включительно их хватит. И если б у меня были гарантии, что в сентября я 100% выйду на работу с аналогичной зарплатой, то я бы так и сделал.

Скорее всего бы прям продолжил весь июль и август тусить. Даже в Крым бы скатался. Снова в любимую Евпаторию.

А так еще в Питере в этом году не был. А хочется. Но вопрос денег и затрат.

В общем, работу я хочу найти достойную. Критерия у меня есть 3:

  • предпочтительно, чтобы компания была производством, а не купля-продажа чего-то чужого. Понятно, что продукт компании должен быть востребован в текущих реалиях и долгосрочных перспективах. И это не медицинские маски и перчатки - они свое отыграли с пиком цены по 50 рублей за маску)
  • сама компания желательно должна быть с историей присутствия на рынке, т.е. не компании-новички. Мне важна стабильность, и хочется и тут долгосрочных взаимовыгодных отношений. Ну хотя бы, чтоб лет на 5. При наличии перспектив развития компании и меня - да хоть на 10. Или до 2030 )))
  • ну и понятно, что мне никак неинтересно снижать свой текущий доход. Поэтому я не рассматриваю вакансии с зарплатой менее 150К в месяц. В данный момент. Описанный выше опыт друга показывает, что чем дальше в лес, тем скромнее хотелки))) Потому что кушать хочется всегда.

Так что в какой-то момент и этот фактор может стать не столь существенным. Особенно, если все же есть перспективы развития и роста.

Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.
Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.

Тем не менее, пока есть интересные вакансии в закупках с ценниками 150-200К в месяц. Вот на них я и откликаюсь в первую очередь.

Работу "по площадям", как это было в 2015 (описано в одной из указанных выше статей), когда за 4 ночи я отправил 180 откликов практически на все подряд, в том числе и без указания зарплаты - я пока не начинал.

Сейчас же пока стоят конкретные фильтры и приоритет отдается тем компаниям, которые в эти фильтры попадают. Что, как будет показано ниже, не гарантирует, что я попадаю в интересы этих компаний.

Се ля ви.

Моя мысль тут все же простая.

Лучше полгода искать и найти работу с зарплатой 200К (причем мы снова мыслим долгосроком), чем спустя 2 месяца поиска, чтобы хоть что-то получать и не тратить запасы - выйти на работу с зарплатой 100К. Которая вообще поставит крест на перспективах инвестирования в соответствии с текущими планами и целями.

А этот вопрос, инвестирование - для меня носит абсолютный приоритет на следующие как минимум 5 лет. А зарплата в 200К, да еще если с перспективами ее роста, - сможет этот вопрос закрыть гораздо быстрее.

Опять же, предпочтение остается за руководящими должностями, от начальника отдела. Специалистом, конечно, я могу. Но тут такие факторы:

  • зарплата, как правило, ощутимо ниже, и это не продажи, где можно в теории, рассчитывать на какой-то растущий процент с продаж. И да, продажник я никакой, и это направление вообще не рассматриваю. А любое снижение дохода ниже 150К в месяц будет бить по инвестициям.
  • лично мне интересна именно руководящая работа и функционал. Как специалист закупать я тоже смогу, но мне это гораздо менее интересно, чем заниматься общей стратегией закупок и распределять линейные задачи. Тем более, как правило отработав закупщика n лет развиваться не в чем - только расширение номенклатуры и количества поставщиков. На КАМАЗе я начинал с 5 компаний в 2008, а в 2013 заканчивал с 45 компаниями, причем гораздо более серьезными и сложными. А за это время моя зарплата выросла в 2,5 раза с минимально 8.700 рублей на руки до 22.000 рублей. И то, это за счет того, что я из специалиста без категории стал специалистом 1 категории, что увеличивало базовый оклад и % надбавок.
  • для линейных позиций я могу считаться овером (over-qualified - сотрудник с избыточными навыками и компетенциями, не нужными для данной позиции). И как правило, оверы несут риски для текущих руководителей, т.к. могут их и превосходить в навыках, и могут спокойно занять в перспективе их место. Обычно оверов неохотно берут непосредственные руководители и всячески от них открещиваются по итогам собеседований. Но и у самих оверов обычно больше хотелок и требований к компании, которые им предложить не готовы.

За период май-июль я откликнулся на 18 вакансий, в том числе были вакансии в других городах.

Приведу свою статистику из HH. Ниже будут те вакансии, которые остались еще активными. Кстати, все отклики там, а на SuperJob нормальных для себя вакансий вообще ни одной не нашел за все время.

В 2015 на SuperJob-е было в разы больше интересного. Правда, я тогда на специалиста по закупкам претендовал, а теперь лишь руководящие должности смотрю.

Статистика по откликам автора на сайте HH. Данные приведены для целей иллюстрации.
Статистика по откликам автора на сайте HH. Данные приведены для целей иллюстрации.

Как мы видим, из 9 моих откликов с мая есть 2 отказа, а в 6 случаях резюме лишь просмотрено и все. Обратной связи просто 0.

Никто не звонил, никто ничего не спрашивал, никаких вопросов или уточнений не задавал. Отклик в воздух.

И оптимизма, что я вот весь такой крутой и востребованный, и буду прям нарасхват - уже поубавилось. Бьет такой расклад по моральке)

А на самом деле моих откликов больше, 18. Но тут не отображаются уже закрытые вакансии. Что означает, что эти 9 вакансий -это АКТИВНЫЕ. Причем, мы видим, есть те, что висят с мая! И никакой обратной связи.

Т.е. и человека не могут найти уже 2 месяца, но при этом и реальным, откликнувшимся кандидатам просто не отвечают.

Парадокс. Или, возможно, халатность на грани полной некомпетенции.

Кстати, отмечу, что всегда пишу сопроводительное письмо с указанием, какие мои стороны могут наиболее подойти данной компании, исходя из того, что указано в описании. Но об этом напишу в следующей части.

И лишь одно последнее (вверху) - пока еще не просмотрели. Но это отклик буквально в четверг. Но указанная статистика, что смотрят 5% резюме (ПЯТЬ, КАРЛ) - уже сильно удивляет.

Или берут первого-второго попавшегося, или по принципу анекдота: "работы много - зачем нам неудачники?"

Ну или еще вариант: открывают резюме только с фамилиями на какую-то конкретную букву... Других идей такого процентажа у меня нет.

С другой стороны, и это тоже видно, после закрытия многих компаний как в п@нде-мийный год, так и в текущий "специально-операционный", на рынке ну очень большая конкуренция.

Особенно с учетом, что закрылось много иностранных компаний.

И когда смотришь хорошие такие вакансии, с интересным описанием и указанной достойной зарплатой - то одновременно с тобой (а я могу смотреть вакансии и в полночь, и в обед) ее смотрят от 7 до 35 человек.

Это в текущие минуты, которых в сутках гораздо больше.

И сложно даже представить, сколько там человек на такие вакансии откликается. У меня на предыдущей работе, при том, что по московским меркам мы специалистам предлагали весьма скромные зарплаты, но интересные для начинающих специалистов и тех, кто после институтов, еще без опыта работы - вот на вакансию за неделю бывало по 70 откликов.

Представьте, 70 резюме, которые надо прочитать, выделить какие-то моменты, отобрать наиболее интересных кандидатов, с каждым созвониться, определить степень адекватности, соответствия требованиям, после чего принять решение, вызывать ли на собеседование или не стоит тратить как свое, так и чужое время. И это чисто отдел закупок!..

А сколько их и открытых вакансий на предприятиях, особенно крупных?

Вот...

Часть 4. Примеры вакансий, на которые откликаюсь.

Ну и для общего понимания приведу конкретные описания вакансий.

Еще раз укажу, что я считаю себя адекватным и взрослым человеком, который четко знает свои возможности и "скилы".

Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.
Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.

Например, если указаны требования знания немецкого языка, то я понимаю, что мои познания фраз "Гитлер капут" и "Хенде хох" из книжек и фильмов про Великую Отечественную войну - не соответствуют требованиям и ожиданиям компании. Более того, с реальными немцами, скорее всего, их будет очень неуместно и нежелательно употреблять.

На такие вакансии, которым я заведомо не соответствую - я в принципе не откликаюсь, даже если там все для меня интересно, включая и указанную зарплату.

Однако, меня реально смущает один момент: квадратно-гнездовое мышление отдельных кадровиков.

Мол если ты работал в закупках в автопроме, то и закупать ты можешь только то, что в автопроме и с ним связано.

Главный специалист по метелкам не может осилить закупку веников, не говоря уж про пылесосы, особенно, РОБОТЫ-пылесосы. Технологии, блин.

Да блин, какая разница, что закупать? Это ж не медицина, где зуб, глаз и внутренние органы принципиально отличаются друг от друга, и вот по ним прям надо много лет отдельно учиться и специализироваться.

Там, скорее всего не работает поговорка "Глаза - не ж0па, проморгаются".

А закупки-то? Это вполне себе конкретный и даже стандартизованный процесс! Что молоко покупают, что кирпичи, что автомобили и их части.

Вот даже взять тот же FMCG: там, в супермаркетах, помимо продуктов и бытовые товары, и автокомпоненты, и посуда, и бытовая химия, и даже бывают игрушки.

Тем более, снова нюанс: я претендую на руководящую должность.

Это - УПРАВЛЕНИЕ закупками, а не сами закупки. Это в продажах часто начальник отдела - это такой играющий тренер, лучший из продажников, который помимо управления отделом сам ведет каких-то ключевых клиентов и (что немаловажно), имеет свой процент продаж.

Закупки - это совсем иное. Особенно, если идет речь про управление готовым отделом/командой, а не создание процесса с нуля.

У вас УЖЕ ЕСТЬ процесс, есть отдел, есть ЛЮДИ, которые что-то как-то закупают несколько лет. И, видимо, это позволяет компании как-то работать. Вот моя задача, как руководителя, - УПРАВЛЯТЬ этими людьми и их процессом. И отчитываться непосредственным своим руководителям по цифрам моего процесса. И, кстати, выбивать из этих руководителей ресурсы, необходимые для осуществления процесса. Те же оплаты поставщикам, например. А еще компьютеры, калькуляторы, замену лампочек, наличие воды в кулере в отделе. И новых сотрудников, если старые куда-то начинают деваться.

А дальше, если будут полномочия - оптимизировать и улучшать этот процесс, который как-то работал до меня и, скорее всего, как-то работает вообще без руководителя в данный момент. Ну вот я приводил примеры вакансий, где с мая руководителя, судя по всему - нет. И ничего, работают.

Если есть команда, люди, которых вы держите и не увольняете - значит они вас как минимум устраивают. Значит они уже неплохо работают.

Моя задача, как нового руководителя - не мешать им работать, хотя бы первое время. Или же поменять этих людей на тех, кто сможет сам работать, без постоянного вмешательства непосредственного начальника.

Помню, когда в Мерс пришел новый руководитель по логистике, которому и я косвенно подчинялся (хотя формально я подчинялся директору производства, но у него на меня не было времени), он первые 3 месяца меня вообще не трогал.

Кстати, была статейка на канале HR-ов, там были всякие типовые термины, и что они означают. Типа там стрессоусточивость или многозадачность.

Я не так много запомнил, но вот следующая фраза - это прям про меня, когда я работал на Мерсе по локализации:

"самодостаточный сотрудник - это специалист, про которого вообще никто не знает, чем он занимается".

Я тогда был единственным специалистом по локализации с весьма специфичными задачами, в том числе и с учетом того, что на самом деле немцы вообще не горели желанием что-то реально локализовывать в России. Ну и как следствие, Даймлер в 2022 свое производство грузовиков в Челнах полностью остановил. Все компоненты автомобилей влетели под различные ограничения и сс@нкции. Да и продажи упали.

Так вот, мы с ним 20 минут поговорили про сам процесс, цели, задачи, специфику. Он понял, что я и без него (полгода, кстати) спокойно работал и все было под контролем. И просто пошел разбираться с другими процессами, где было все не так хорошо и требовало улучшений.

Я ему чисто квартальные KPI на подпись приносил + согласовывал предстоящие командировки. И все работало!

Так и тут, если я приду на новое место, то на испыталке первые недели я вообще буду разбираться, что и как работает, а что не работает. И, скорее всего, первые недели процесс будет по факту идти без меня.

А благо у меня на предыдущей работе вообще есть опыт создания процесса с нуля, когда вообще ничего не работает. Закупщики, которые там были на момент моего прихода (кстати, без знания английского при планируемых закупках ВЭД) - реально просто на рынок с наличкой ездили и покупали условные прокладки, болты, герметики по заявкам производства. Причем сами заявки чуть ли не устные были, мол, нам бы болтов, можно М6, можно М8, штук 20, лучше 30.

Склад, кстати, в те дни, был в отделе просто на столе в углу. И с производства туда приходили и что-то брали, потом искали-вспоминали, кто что куда взял.

Нормально? )))

И ничего, первые полгода так и работали, пока у меня не появилась в июне моя первая сотрудница... Первенец меня, как руководителя.

Татьяна Дмитриевна... 5 лет отработали вместе.

Иэээххх... Были времена.

Но отвлекся. Да.

В принципе, на собеседовании, среди прочих вопросов, я всегда первым задаю следующий: что в зоне моей ответственности мне надо будет сделать в первую очередь? Какие есть текущие проблемы, которые надо решать незамедлительно? Вот по ним я и буду работать, раз они напрягают непосредственного руководителя.

Опять же, это не задача придумать что-то новое или изобрести 5е колесо или телепортатор. Улучшить - значит отключить то, что не работает и заменить на то, что работает. Это не так сложно, реально.

И не так важно, чего это касается: автозапчастей, деталей станков, колбасной оболочки.

Вот была вакансия, пищевое производство, мясной цех. Им срочно нужен руководитель по закупкам под задачи импортозамещения. Как раз проблема с мясной оболочкой, которую возили из Европы.

Я никогда не занимался колбасой и в ней не разбираюсь от слова "совсем". Ну так и я на КАМАЗ пришел вообще не зная НИЧЕГО ни про закупки (тем более уж ВЭД), ни про запчасти, из которые КАМАЗ состоит. И ничего, 5 компаний дали, включая венгерскую и болгарскую - как-то разобрался.

И 5 лет еще там отработал, и весьма успешно. Раз даже категории новые присваивали.

Блин... Так вот, с колбасой разобраться, в чем проблема, ей богу? Это ж, блин, не квантовая механика и не астрономия - и не поиск того, чего не видно ни глазом, ни в бинокль!

Вот просто навскидку.

Были текущие поставщики, так? Действующие закупщики знают и их контакты, и их продукцию.

Сразу можно провести переговоры с поставщиком и выяснить, нет ли условий, при которых они согласны продолжить работу. Допустим, через какого-то европейского посредника, которому по барабану.

Мы так на прошлой работе с китайцами столкнулись, я еще застал.

В феврале 2022 году они просто отказались принимать новые заказы, мол все, сс@нкции. В итоге поговорили по душам, благо с 2017 года с ними работаем, лично раза 3 я был у них на производстве, с собственником в бар и караоке китайские ходили. Кстати, он даже по-английски не общается, никак. Только через переводчика..

Так вот, выяснилось, что у директора сын учится в США в каком-то престижном универе, и он больше всего очкует, что сына в случае чего попрут из универа, если всплывет, что он с Россией работает.

Ну и быстро нашли выход. Просто через другую китайскую компанию, где сыновья не учатся в США ,стали покупать эту же продукцию. Получается, что та компания продает внутри Китая, причем за юани, т.е. ни баксы, ни SWIFT никак не задействованы. И куда там кто потом из Китая продал их изделия - они как бы не при делах.

А дельта в цене - условно +10%. С учетом, что китайские детали были приблизительно в 4-5 раза дешевле аналогов из Европы - ну считайте.

Так и с колбасой. Наверняка есть варианты с посредником.

Ок, пусть не хотят совсем никак работать.

Наверняка у них есть конкуренты в Азии, в Южной Америке. Что, в Аргентине или Бразилии не делают колбасы? Может в Китае не делают колбасу или возят оболочку только из Европы?

Ну и в России можно пошерстить. Вон, как с бумагой А4 было в марте, помните? Отбеливатель на 95% возился из Финляндии, поставщик отказался поставлять в Россию.

И буквально за месяц хоп - и несколько российских предприятий наладили выпуск этого отбеливателя в промышленных масштабах. Может реально запустили свое производство, а может "импортозамещение" с этикетками. Какая разница? Факт - бумага А4 снова вернулась на российский рынок.

Ну и дальше приведу просто пример вакансий и посмотрим мое соответствие им в части заявленных навыков и требований.

Пример вакансии 1.

Пример вакансии с сайта HH, на которую откликнулся автор.
Пример вакансии с сайта HH, на которую откликнулся автор.

Ну это у нас классика. Металлургия в части, попавшей под сс@нкции. Плюс поиск аналогов (подразумевается Китай и Азия).

Что тут не мочь, даже если это не автопром?

Если у вас есть деньги и вы готовы платить? Да обходятся эти сс@нкции.

Сейчас самый топорный и тупой метод - это через Турцию. Находится или создается некий посредник. От него закупается сс@нкционная продукция в Европе, поставляется в Турцию, откуда без проблем приезжает в Россию.

Цена вопроса в среднем +20.. +25% к текущей цене.

Если вы хотите, чтоб было дешевле, а не дороже и завтра... Ну тоже есть решение: вам надо закупить Конька-Горбунка и щуку Емели из проруби. Тогда остальным вообще можно на печи лежать будет)))

Разделу Требования я соответствую на 75% из 4:

  • опыт работы руководителем есть, в иностранной компании (Даймлер, прям с немцами) тоже ранее работал;
  • английский - прям подтвержденный сертификатом upper-intermediate, а по факту неподтвержденный документально advanced;
  • знание второго иностранного языка приветствуется - вот тут пролет. Хотя и тут формально есть бумажка-сертификат про освоение базового уровня китайского языка, на уровне "нихао - хен хао". Да и термин "приветствуется" - вроде как не является обязательным.
  • Опыт поставки сложного технологического оборудования - их есть у меня. Закупал и поставлял уникальный испытательный стенд, изготовленный по нашему ТЗ, причем из США. У него даже серийный номер был ...001. Когда таможня "докопалась", мол как докажете, что уникальный (а это влияло на нулевую ставку пошлины в ОЭЗ при цене закупки порядка 0,5 млн баксов) - я просто прислал фотку шилдика и сказал - найдете номер ...002, там и поговорим.
    Выпустили с нулевой пошлиной.
    А еще были КИМы, сложный немецкий зубоизмерительный центр, которых в России меньше десятка.

Так что, я соответствую. Описание вакансии тоже соответствует моим хотелкам. Откликнулся. Посмотрим, какое будет развитие событий.

Ну и еще вариант вакансии.

Пример вакансии 2.

Пример еще одной вакансии с сайта HH, на которую откликнулся автор.
Пример еще одной вакансии с сайта HH, на которую откликнулся автор.

Тут отмечу как раз выделенное требование про ПВХ и опыт работы с ним.

Пластик.

Блин, вот тут как смотреть.

У нас в изделии были разрезные пластиковые кольца из материала PTFE.

Пластик, причем, патентованный. В мире всего 2 компании, работающие с этой технологией.

Причем мы для них были по объемам совсем неинтересны. Они продукцию выпускают реально сотнями миллионов, а у нас годовой объем 1.000 штук и 2.000 штук, по всего 2 позициям. Это с запчастями.

Тем не менее, встречались, общались, убеждали. В том числе в Англии во время командировки пересекались с топ-менеджером компании. Он нас тогда в крутой британский ресторан сводил, ел в первый раз стейк из баранины. Кстати, мне не понравилось - жесткий и сухой.

То ли дело стейк в Уфе...

Так вот, сначала, когда объемы были прототипные, буквально на уровне 50-100 колечек в заказе на полгода-год, они нам делали по прототипной технологии из пластиковой трубки в каком-то своем НИОКР-производстве.

Т.е. такой цилиндр диаметром около 55 мм из, напомню, уникального патентованного материала, который изнутри растачивается/фрезеруется в тонкостенную трубу, при этом в отход в виде стружки и пыли уходит порядка 90% материала. Не говоря уж про затраты времени.

Ну и дальше труба нарезается на колечки, в каждом из которых вручную делается "замок", чтобы колечко открывалось, надевалось на вал и защелкивалось, обеспечивая герметичность.

Допуски и требования - крайне высокие. Изделие не стандартное, а чертежное, т.е. по нашему разработанному под нас чертежу.

Цена таких колечек была ровно 100 Евро за штуку. В изделии 9 штук: 6 одного вида, 3 другого. Закупочная цена комплекта: 900 Евро. Плюс транспорт, плюс таможня, плюс НДС.

Когда состав изделия заморозили и объемы стали расти, то после переговоров согласовали с поставщиком и перешли на мелкосерийную технологию производства. Единственно, упростили тип замка, чтоб он мог делать тоже на оснастке, а не вручную.

В частности, уже использовался не цилиндр, а сам порошок PTFE. Изготовлены 2 уникальные, под наши чертежи формы для спекания.

Порошок под давлением подавался в формы и нагревался до температуры спекания. Высокая скорость производства, минимум отходов, серийный подход и оснастка, высокая повторяемость результата, долговечность, исключение человеческого фактора из процесса производства партии.

Цена тех же самых колечек из того же самого материала со 100 Евро снизилась до 3,88 Евро. Или дешевле в 25 раз.

Можно ли считать этот случай фактом, что я имею опыт работы с ПВХ?

Кстати, отмечу, что сам я в работе с данным поставщиком участвовал лишь в ограниченных вопросах. В частности, ездил на переговоры, пару раз участвовал совместно с конструкторами и специалистами при обсуждении ТЗ, согласовывал условия договоров оснастки и поставки, прямые двусторонние договоры без посредников.

А так, наверное 85-90% работы по размещению заказа и его оформлению были произведены ответственным специалистом, который и отвечал за данную группу специфичных деталей.

А вот распределял эти группы между специалистами уже я. Равно как и контролировал на совещаниях статус по размещенным заявкам.

Так что снова задам вопрос в воздух: у вас есть действующие поставщики и действующие закупщики, кто уже давно закупает и разбирается, что и по каким требованиям надо закупать и поставлять?

Если да - то зачем мне на начальном этапе иметь этот опыт?

У нас, когда приходили новые закупщики, причем, часто без опыта работы, то мы им распределяли уже проверенных, некритичных поставщиков. И часто сам поставщик, имея с нами многолетний опыт работы, что по стандартным изделиям, что по простым чертежным изделиям - зачастую лучше самого закупщика понимал, что и зачем мы покупаем в тот или иной момент времени. Благо на работу с поставщиками, включая и из развитие на долгосрок - мы тратили немало времени при повседневной методичной работе.

Тем не менее, я сам - вполне еще обучаем.

В текущей компании, придя, я тоже понятия не имел про состав изделия, а BOM (bill of material) в Excel из 1000 строк меня повергал в легкую панику. Но ничего, разобрался, со всеми 28 группами, от электрики до зубчатых деталей, от литья до этих самых колечек из PTFE.

НО, у вас же вакансия РУКОВОДИТЕЛЯ. И на мой взгляд, на порядок важнее опыт и практически навыки руководства. Такие как:

  • понимание процесса закупок от инициации до закрытия потребности и контроль его соблюдения всеми специалистами
  • распределение заявок и постановка задач специалистам отдела
  • контроль текущих статусов заявок и их продвижения
  • контроль соблюдения требуемых сроков поставки
  • участие в сложных процессах, требующих принятия решений за рамками компетенций и полномочий линейных специалистов
  • всевозможные необходимые согласования по регламентам, от тех же договоров поставки до платежей
  • обеспечение информационного взаимодействия с подразделениями
  • получение и контроль использования необходимых ресурсов
  • и так далее, не говоря уж про мотивацию персонала и прочее.

Вот что важно для РУКОВОДИТЕЛЯ, а не есть ли у него опыт работы с пластиком. Равно как и с колбасной оболочкой.

Если, конечно, вы ищете именно руководителя процесса закупок, а не просто еще одного продвинутого специалиста, который при необходимости (а по факту постоянно) будет вести закупку самостоятельно, работая за других специалистов.

Но лично мне такой расклад совсем не интересен. Или руководитель, или специалист, но никак не и.о. в стиле и швец, и жнец, и полный капец.

Нет, я согласен: в отдельных областях есть специфика, где прям надо самому разбираться для принятия верных решений.

Вот, допустим, лично я не очень стремлюсь в фармацевтику. Там и требования особые, но еще и законодательства. Извините, там половина лекарств и препаратов - на наркотической основе. За них, в случае неверного оформления и учета - и присесть можно запросто.

И вот там все же лучше прям самому разбираться, особенно, если на документах остается твоя согласующая подпись.

Но в колбасе, запчастях или, условно, кедах - в чем принципиальная разница? Опять же, мы говорим про готовый, работающий процесс, который надо в первую очередь не сломать, а уж потом улучшать.

Я, кстати, в свое время как раз и столкнулся с проблемой оверов, что они часть очень высокого мнения и считают, что знают, как правильно все должно работать. Были у меня на собеседовании и работники Мерседеса, и БМВ, и Рено. И прям сходу заявляли, что я вам все переделаю, как надо.

Правда, ответить на то "а как надо?" они не могли. Мол просто будет хорошо. Но как говорится: что украинцу хорошо, то свинье - смерть.

Но вернемся к вакансии.

  • Опыт руководителем от 5 лет - у меня 7 лет.
  • Обязательный английский, желателен китайский - формально полностью соответствую, даже желательный китайский (по бумажке)
  • Владение 1С, Офис и Битрикс - не знаю Битрикс, но практически уверен, что не 100% приходящих в компанию им владеют. Опять же, по опыту 1с - у руководителя в 90% случаев функционал ограничен согласованием. Как правило это 2 кнопки: "согласовать" и "отклонить". Ну, возможно, еще какие-то отчеты, которые просто 1 раз настраиваются. Ну и еще раз скажу, что я обучаем. Я не верю, что там какие-то уникальные требования в этом Битриксе. Я вот в SAP никогда не работал. Весной посмотрел несколько обучающих видео - блин, ну 90% повседневного функционала вообще не отличается от 1С. Чисто интерфейс и какие-то форматы ввода данных.
  • Высокая энергичность и прочее - блин, а как они это измерят и проверят? Есть какая-то шкала и измерительный прибор? В чем она? В джоулях? В Ваттах? В люменах радости и искрения в глазах?
  • Готовность к командировкам - ахах. У меня в 2019 году было 53 перелета. В среднем по 1 перелету в неделю. Я по 2 раза в месяц улетал в командировки, в том числе и до 8 дней в Китае. Вообще не вопрос. Только визы сделайте сначала ))) Говорят, с этим проблемы.

Итого, из всех пунктов критичным, при строго формальном подходе является номинальное отсутствие глубокого опыта при работе с поставками пластика.

Что, как я описал выше, при наличии действующих опытных сотрудников (если, конечно, там не овощи и амебы, ничего не умеющие без знаний и рыка начальника), умеющих вести закупки - вообще не является критичным и жизненно необходимым.

Тем не менее, по конкретно данной вакансии на мой отклик был игнор. Хотя про опыт работы с колечками PTFE я дополнительно указал в
своем сопроводительном письме.

Причем, где-то в течение недели с этой компании на мою страничку заходили раза 4. Что-то смотрели, видимо с кем-то согласовывали.

Но ни звонка, ни ответа, ни отказа так и не последовало.

Отдельный интересный аспект, что компания находится на Водном стадионе - это ближайшая ко мне станция метро зеленой ветки на севере Москвы. Я туда спокойно могу дойти пешком за полчаса. Или почти на любом автобусе с остановки минут 10-15, в зависимости от пробок.

На самом метро даже ехать не придется)

Тем не менее, мое резюме проигнорировали.

А в данный момент вакансия в архиве, закрыта. Видимо, нашли кого-то, кто максимально соответствовал их требованиям. И точно знает Битрикс)))

Значит и я свою работу найду. Только потребуется еще время.

И тогда даже моя лысина для кого-то окажется неважной, в отличие от моего опыта и профессиональных навыков.

Просто так) Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.
Просто так) Картинка взята из открытых источников для целей иллюстрации.

Как обычно: в этой статье нет рекламы или призывов инвестировать что-либо или куда-либо. Статья содержит мысли автора по компаниям, находящимся в его инвестиционном портфеле. Не является рекомендацией или прогнозом.