Найти тему

Что такое профнепригодность у учителей. Выясняю на примерах

Помню, как мою молодую коллегу методистка, посланная администрацией, обвинила, что та профнепригодна. Основанием для такого приговора были не замеченные ошибки при проверке контрольного диктанта в 6 классе. Надо учесть, что учительница окончила институт 3 года назад. Вместо того чтобы поучить и поддержать, методистка решила так поступить. Учительнице пришлось (после слёз) уйти из школы. Когда перед администрацией объявлен такой серьёзный диагноз, больше ничего и не оставалось. Надо прибавить, что школа была частная, многое зависело от репутации этого самого заведения в глазах родителей и детей. И происходило это в 2000-ом году.

Из открытых источников
Из открытых источников

Оставим в стороне этичность поступка методиста. Просто разберёмся, действительно ли существует такой диагноз.

Первое, что мы должны учесть: если человека приняли в пединститут, а далее он его успешно окончил, у него есть диплом, то вопрос должен сниматься сам собой. Отсев в вузе должен быть, несомненно. А потом? Среди выпускников педвуза так ли много пошедших работать по специальности? По моим наблюдениям, около 30% связали свою жизнь с педагогикой (это и школа, и колледж, и вуз). Остальные в наше время пошли зарабатывать на хлеб насущный в бизнес, торговлю, кто-то из девочек вообще стал домохозяйкой.

И вот такая выпускница добирается до школы, и ей выдают – профнепригодна. Немногие останутся и не сломаются. А учителей и так не хватает в школах.

Поработав в разных учебных заведениях после вуза, я наблюдала разные истории и общалась с разными учителями. В основном у них было чему поучиться, многие были мастерами своего дела. Попадались и другие учителя. И если бы меня злой методист попросил разложить по полочкам, то я бы, подумав, выделила такие признаки профнепригодности у учителей:

  • Неряшливый внешний вид. Это чаще всего граничит с патологией, поэтому обвинять человека я бы не стала. Вспоминаю одну учительницу, которая всегда ходила в одном и том же: красные штаны (брюками я бы это не назвала) и широкая блуза, которая раньше была белой. Прибавьте к этому сальные волосы и соответствующий запах. По запаху можно было определить, находится ли она в кабинете. При этом она была очень доброжелательна, общительна и владела своим предметом прекрасно.
  • Очевидные болезни: тяжёлое заикание, психические отклонения, старческая деменция. Физические отклонения я бы не делала определяющими. Есть примеры прекрасных педагогов с физическими недостатками. Но, наверное, есть нюансы.
  • Неумение организовать свои дела, постоянные опоздания. Если это молодой учитель, то можно мягко поучить его. А вот если реакции нет, то это повод задуматься. Если учитель постоянно опаздывает, то что мы будем требовать от учеников?
  • Детям скучно, нет тех, кто любит эти уроки (не путать с ленью детей). То есть такой учитель не может заинтересовать своим предметом. Этому в институте не учат (не учили в наше время, оговорюсь).
  • И первопричина этому: учитель не готовится к урокам, годами повторяет одну заезженную пластинку. Здесь методист вполне может помочь, послать на курсы повышения квалификации.
  • Неумение общаться с детьми и коллегами. С детьми такой учитель будет переходить на крик и хамство. Или другая крайность – замкнутость, неприветливость. Отвёл урок – и юрк домой. Вспоминаем Беликова, человека в футляре, из рассказа Чехова. С коллегами такой учитель не может наладить дружеский тон, склочничает и шестерит. Или просто не здоровается в коридоре, смотрит на коллегу как сквозь стену. Или агрессивен, может наподдать безответному, психологический садист.
Из открытых источников
Из открытых источников
  • Незнание своего предмета. Да, ошибки есть у любого человека, особенно уставшего, который ошибётся уже в слове «корова» после 8 уроков. Но когда учитель не знает азов в своей науке, не интересуется новым по своей теме, это тоже повод задуматься.
  • Учителя радует только зарплата и отпуск. Кстати, не путаем с выгоранием, об этом недавно писала на канале. То есть учителю не нравится сам процесс, он не переносит детей ни в каком виде и возрасте.

Я бы все эти признаки отметила, но злому методисту не сказала бы. А вдруг я ошибаюсь, а у учителя судьба будет сломана?

-3