Рейтинг:
- Кинопоиск - 7,7
- IMDb - 7,2
Жанр: #драма #комедия #фэнтези
Эльдар Рязанов не просто прекрасный режиссёр-постановщик, но ещё умеет идти в ногу со временем и выдаёт драматические картины, приправленные нотками юмора, за маской которого встречается ирония отражающего времени. Прекрасный актёрский состав, сложное время в стране, этап «перестройки». Главными героями становятся жители свалки, которые первые познают ветер перемен.
Лента знакомит зрителя с общим составом заброшенной и угнетённой локации, довольно приятно разбавляя разруху юмором и уверенностью. Предводитель и президент всех несчастных – глубокоуважаемый Валентин Гафт, который уже многое повидал, поэтому прививает фэнтези-теории общего существования и веры в спасение. Трагикомедия вводит сюжетные линии нескольких персонажей, не всех бездомных, но ключевых. Таким образом, благодаря истории одних режиссёр раскрывает второстепенных личностей.
Драма Ольги Волковой жестоко ложится на общий сюжет, обесценивая статус родителей и матери в целом. Кто виноват? Временная эпоха. Картина сочетает в себе маленькие детали: от шокирующего места проживания, одурманенного перегаром и грязью, до пьяного насилия и равнодушия. Людей не волнуют чувства и эмоции, а только возможность заработать да выпить. Встреча с Лией Ахеджаковой раскрывает потенциал режиссёра и дарит самого энергичного и запоминающегося персонажа (у Лии других и не бывает).
Приключения проносят зрителя по «переменным» заведениям, отражая плутократию и подачки для народа. Будь то столовая для бездомных, либо тюрьма с режимом «виноваты все». Абсурд и комедийность заслоняют собой голод, нищету, а шутливые эпизоды очередной раз показывают стремление людей к лучшей жизни.
На фоне всего захолустья восстаёт серьёзный антагонист в виде администрации города и американского корреспондентом. Свалка – как бельмо на лице города. Не важно, кто там живёт, главное – снос под постройку фабрики по производству – и тут Рязанов добавляет иронию судьбы (очередной раз) – контрацептивов. Убрать одних людей, чтобы потом не делать других. Анти-демографический подход!
Эпизод со свадьбой очередной раз подчёркивает, что обделённые люди не ведают горя. Можно создать любую легенду, пригласить гостей, чтобы хоть немного приблизиться к жизни бояр, но прикрытие всё равно недолгое. Лента отлично выставляет чувства и эмоции таким образом, что люди готовы пойти на всё, лишь бы испытать то неведомое или давно отсутствовавшее в них состояние, и неважно, сколько при этом будет сказано неправды и придумано легенд. Главное не упустить момент. Здесь и сейчас!
Разочарования и разоблачения снова погружают персонажей в вынужденную борьбу с обществом, с порядком и с правилами нового времени, таким образом, постепенно возвращая начало повествования и философские высказывания Гафта: «Зачем так жить?» Фильм очень точно цитирует пьесу Максима Горького «На дне». Ахеджакова даже упоминает её по ходу повествования, тем самым обнажая жизнь советских бездомных людей.
Благодаря вниманию к деталям все герои ленты на своих местах. Красиво поставлены эпизоды, отлично вписываются персонажи, а финальная драма оставляет вопросы. Фэнтези отразило реальность или всё же произошла трагедия? Куда деваться людям, которых уже силой выдворяют с места жительства? Жёсткий кнут перестройки подгоняет представителей старого режима. Коммунисты больше не в почёте.
«Небеса обетованные» – это великолепное произведение, позволившее в шутливом стиле оценить обстановку в стране в эпоху перехода СССР к Российской Федерации, отразило людей «новых» и «старых», продемонстрировало конфликт поколений и безразличие. Эльдар Рязанов умело передаёт дух прошлого при помощи великолепно поставленного кино.