Найти тему

В пример другим крестьянам

"Образцовое село" - так было представлено с. Малахово читателям газеты "Красный Алтай" в феврале 1923 года:

"Все налоги здесь выполнены в размере 100%. Борьба с самогонкой ведётся напряжённо и не в карикатурной форме, а в форме делового преследования самогонщиков на основе закона."

Малаховские жители, нач. 20-х годов
Малаховские жители, нач. 20-х годов

Самогоноварение и повальное пьянство - бич того времени. Крестьянство регулярно нарушало запрет на производство алкоголя Советской властью (1919-23 гг) или монополию государства на изготовление спиртных напитков (с 1924 г.) и изготавливало самогон в промышленных масштабах. За один апрель 1923 года Нарсудом Косихинского участка было рассмотрено 120 дел относительно производства самогона. Небольшой штат милиции просто физически не мог выявить все имеющиеся случаи нарушения антиалкогольного закона. "Самогонщики" за свою деятельность получали штрафы от 15 до 200 рублей золотом, лишение свободы до 4 лет с конфискацией имущества. По свидетельствам, пили все: и единоличники, и коммунары, отмечая и новые советские праздники и не забывая церковные. Редко какое село Косихинской волости не "прославилось" на страницах газет того времени. Вот как описывает гражданин Пожидаев свои впечатления после посещения Косихи:

"14 октября (1923 г.) в 5 часов вечера мне пришлось проезжать через деревню Косиху. При въезде в деревню невольно бросается в глаза следующая картина: по всем улицам крик, шум, ругань. Кругом пьяным-пьяно. Спрашиваешь: что это у вас сегодня за разгул? Отвечают:

  • Как чего? Неужели неграмотный? Сегодня - Покров!

Местная администрация, прими меры и раз навсегда прекрати самогон, который до сего времени мешает нам строить новую трезвую грамотную жизнь нашей страны и нарушает тишину и порядок общественной жизни крестьянства."

А в Полковниково, в том же году, отмечали светский праздник - 1 мая. И всё хорошо начиналось, подошли к делу ответственно:

"Местными силами любителей сценического искусства был подготовлен спектакль. Ставилась пьеса - "Стенька Разин". Спектакль прошёл при большом стечении народа. Весь сбор поступил в пользу месячника просвещения. Всё бы, казалось, хорошо. Но. Опять длинное "но". Помешала самогонка. Некоторые из участников перепились и двое даже уснули в школе. Общее впечатление от вечера испорчено." ("Красный Алтай", 1923 г, № 105)

Не раз отмечалось, что привычные деревенские супрядки (супрядки - посиделки, где женщины и девушки пряли пряжу) тоже стали маскировкой для совместного распития алкоголя женским полом. Женщины побогаче, которые имели много сырья для прядения, оплачивали труд деревенских девушек самогоном, тем самым получая быстро и при небольших затратах готовую пряжу.

Только к началу 30-х годов в районе удалось добиться снижения самогоноварения и употребления алкоголя в целом. Этому способствовала налаженная культурно-просветительская работа в сёлах и ужесточение административных мер.