Найти тему
Куприянова

ПЫЛЬЦА ИЛЛЮЗИЙ: БАБОЧКИ В РОМАНЕ DEVIL EX MACHINA

Жуки, улитки, пауки, бабочки — это всё про Devil ex machina. На страницах романа много живности, и не просто так.

Прежде мы с вами обсудили образ дракона в DEM, сегодня понаблюдаем за порханием бабочек в разных главах и увидим, как они связаны между собой.

В эпизодах истории бабочки появляются как физически, так и метафорически. Где-то они присутствуют настолько небуквально, что можно и не заметить. Но если все случаи их появления проанализировать, вырисовывается неочевидная параллель с главной героиней и целая концепция понимания сюжета.

(далее спойлеры)

Фото от читателя
Фото от читателя

Первая параллель между Фаиной и бабочкой просачивается в этом фрагменте в 15 главе:

❞Хотелось скорее забыть о времени, проведенном в заточении чьей-то больной фантазии. Она с тревогой ощущала в себе скопившиеся силы, размышляя, на что полезнее их направить. Невидимый кокон опадал кусками, и тело зашевелилось, чтобы выбраться из него. Чудесного превращения в бабочку не случится, но хотя бы появится некоторая свобода❝.

Прослеживается некая аналогия между тем, как насекомое появляется на свет, и психической транформацией Фаины после "кокона молчания", в который она укуталась, чтобы не сойти с ума после первой демонстрации Яном его истинной сущности.

Предчувствуя, что начинает терять рассудок, так как единственная реагирует на странные мистические события, девушка выбирает замкнуться в себе и временно ни с кем не контактировать, чтобы разобраться, что происходит. Может быть, дело действительно в ней. Наведя порядок в голове, Фаина возвращается в мир, но осознает, что здесь вряд ли что-то поменялось от её восприятия.

Единственное, на что она может повлиять, — это она сама. Но и в этом плане "чудесного превращения", то есть радикальных изменений её натуры, ждать не стоит. Здесь ещё и про принятие себя в истинной версии. Превращение в прекрасную бабочку - это общее стремление людей, наивный сказочный мотив преображения множества историй, а вот силы смириться со своей внешностью и содержанием находят лишь единицы.

Ключевая глава, максимально полно раскрывающая тему, так и называется: Глава 25, в которой Фаина завидует бабочке (название эпизода всегда подчеркивает главное событие в нем)

❞...в пыльном углу блуждающий взгляд Фаины выловил бабочку. Ее легчайшие крылья, сотканные из цветной пудры, трепетали на ветру. Она была мертва, очевидно, совсем недавно, если только сейчас вокруг нее собирались муравьи, готовые как следует потрудиться. Фаина вздохнула и отвела глаза. Она завидовала бабочке, ведь ее страдания окончены. Этому цветастому листику все равно, что его собираются расчленить и съесть. Все это так естественно. Сильный пожирает слабого, живой – мертвого. Таков порядок вещей, и не Фаине менять его. Похоже, пора послушаться Кирилла и поддаться. Время стать бабочкой, которая уже никогда не сможет летать❝.

Образ бабочки здесь ассоциируется не столько со смертью, сколько с отсутствием эмоций и атрофированной чувствительностью, о которых мечтает Фаина, чтобы не реагировать на мир так остро. Крылья бабочки - символ покоя и обретенной свободы:

❝Но смерть освобождает от всего, включая самобичевание и сам страх, в этом ее основная прелесть. Приятно опустошает и дарит какие-то новые крылья, которых нет у живых бабочек. Их трепет приподнимает тело и овевает прохладой мысли, придает легкость, почти забвение❞.

Необходимость рефлексировать происходящие с Фаиной события неблагоприятно влияет на ее психику, да и сам мир оказывается местом слишком несправедливым. Его естественный порядок вещей не кажется Фаине таким уж естественным и логичным. Скорее он чудовищно несправедливый и иррациональный, и Фаина мечтает не чувствовать его, не играть по его правилам, потому что всегда проигрывает. Поэтому она завидует бабочке, которая мертва. Бабочке все равно. И Фаина хочет так же.

Потребность подчиняться паттеррнам поведения, с которыми Фаина в корне не согласна, расшатывает её эмоциональное состояние и расщепляет восприятие происходящего. Её сопротивление напоминает бой с ветряными мельницами, бессмысленный и упорный.

Жёсткий отказ занять место в цепочке, где "сильный всегда пожирает слабого" только портит девушке жизнь, делает её невыносимой. И она задумывается о том, чтобы послушаться тех, кто убеждает её поступить правильно (в общепринятом смысле), а именно - поддаться влиянию Яна и признать его власть над ней.

Для Фаины наступает время "стать бабочкой, которая уже никогда не сможет летать", – не просто мёртвой бабочкой, которая ничего не ощущает, а частью большой коллекции, которую собирает Ян – из девушек, которых соблазняет. Засушенным трофеем в альбоме.

Эта аналогия продолжается в эпизоде борьбы Фаины и Яна, когда он, пользуясь силой, пригвождает её к полу:

❞Чтобы она не молотила его руками, Ян раскинул их по обе стороны, как крылья бабочки, и каждое крыло руками-иглами приковал к полу в районе локтевого сгиба. Распятая перестала трепыхаться, лишь тяжело дышала прямо на ухо. Безупречная, подчиненная, доступная... Несомненно, самый интересный из всех его экспонатов❝.

Чудовище Ян выступает как коллекционер "мёртвых бабочек", которых он замучивает до смерти или до сумасшествия. И с Фаиной он ведёт себя точно так же – до поры до времени. Девушка хоть и думает сдаться и подчиниться, но обнаруживает в себе силы бороться до самого конца. Её агрессия отпугивает хищника, заставляет переосмыслить модель поведения. А вот Миле, подруге Фаины, которая тоже попала в сети Яна, не повезло:

❞Ее угасающий взгляд нетерпеливо бегал по лицу собеседницы, умолял, просил и убеждал. Словно зависимый, который выпрашивает денег на новую дозу. Фаина подумала о том, что бывшая подруга уже почти превратилась в бабочку❝.

Когда наступает период перемирия, между Фаиной и Яном завязывается некое подобие тёплых отношений. Временно он добр и мягок с ней, но девушка знает, что его истинная природа все равно возобладает:

❞Происходящее между ними напоминало жуткую сказку о дружбе паука и бабочки, застрявшей в паутине. И вот они вдвоем читали эту сказку, переглядываясь и удивляясь ее неправдоподобности. Но чем глубже продвигались к финалу, тем яснее понимали, что природы не изменить, и паук будет любезничать с наивной бабочкой лишь до того момента, пока не испытает легкий голод❝.

Страдая от парейдолии и внезапных зависаний, Фаина видит бабочек даже в узоре на одежде:

❞Кофта у кассира была странной вульгарной расцветки, с таким ужасным психоделическим узором, что девушка успела рассмотреть на ней две львиные морды, стаю бабочек и голову лося, увенчанную мощными ветвистыми рогами❝.

Многофункциональный образ также появляется, чтобы выразить эфемерность памяти, когда Фаина страдает от амнезии:

❞Незримые обрывки воспоминаний витали вокруг нее туманными бабочками. И не было такого инструмента, чтобы поймать их, запереть в одну коробку и превратить туман в капли росы, которые осядут ей на лицо и напитают нужные воспоминания❝.

А когда воспоминания о Яне и всем случившемся возвращаются к ней, это уже не лёгкие прозрачные бабочки, а что-то пугающе крупное и опасное:

❞Весь мир накренился, глядя на то, что воскресало и поднималось в памяти Фаины, расправляя жесткие крылья❝.

Не только крылья, но и пыльца как один из признаков бабочки появляются в различных эпизодах и смысловых ролях:

❞Пока она бежала, встречный ветер сдувал с ее побитых крыльев последнюю пыльцу иллюзий, навязанную в лечебнице❝;
❞Магическое чувство неозвученной близости между этими двумя и сейчас трепетало в воздухе, словно волшебная пыльца❝;
❞Кожа лопалась на нем, съеживалась и осыпалась, в воздухе превращаясь в легкую пыльцу, которая рассеивалась, не успев достигнуть пола❝;
❞Тем не менее, среди вас есть очень занятные экземпляры, в которых проглядывается человек новой ступени, новой формации, сокрытый под пыльцой паранойи или более серьезного психического расстройства❝.

Так же, как крылья бабочки связаны одновременно со свободой и пленением, парадоксально отождествляя противоположные явления, пыльца зачастую ассоциируется, с одной стороны, с чем-то поддельным, что можно сбросить с себя, как отмершую кожу, но при этом и с чем-то запредельно честным и искренним, как запретные чувства между Фаиной и Яном.

Сбрасывание пыльцы символизирует смерть. Символически (и не очень) герои переживают её несколько раз.

1 смерть Фаины: попадание в лечебницу, где её пытаются исправить, сделать из неё нормального человека, и настоящая Фаина временно умирает

2 смерть Фаины: инсулиновая кома и состояние, близкое к летальному

3 смерть: когда она ложится в пустой гроб и складывает руки как покойник

1 смерть Яна: сбрасывание человеческой кожи; тот Ян, которого она знала, умирает, потому что никогда им и не был, это был чужой труп напрокат

2 смерть Яна: его полное исчезновение из мира людей в финале истории.

Надеюсь, вам было интересно прочесть статью) Замечали ли вы все это по ходу чтения? Потому что я во время написания точно не замечала, как обычно делала все интуитивно.

Фото от читателя
Фото от читателя

Спасибо за прочтение!

я в телеграм: t.me/kupriyanovaya

я в вк:
https://vk.com/kupriyanovayaya

я в инстаграм:
https://www.instagram.com/kupriyanovaya_/

#книги #писатель #писательский блог #писательское мастерство #читайтекниги #чтение #литература #современная проза #современный роман #книжныйчервь