Найти в Дзене
Old school dude

25 величайших басистов всех времен. Версия журнала "Роллинг стоун"

Бас-гитара очень важный элемент в музыке. Её партия – это не только основа, которая совместно с ударными задает ритм любой композиции, но и обуславливает саму идею её развития в характерном жанровом ключе, а также обеспечивает заполнение частот в нижнем регистре. Как однажды выразилась легендарная басистка Кэрол Кей: "Что бы вы ни играли, это создает рамки для остальной музыки". Гитаристы и певцы, как правило, претендуют на самые яркие незабываемые моменты в песне, в то время как барабанщики являются кинетической энергией. Но то, что вносит басист, оказывается чем-то самым элементарным – той частью, которая бесконечно зацикливается в вашей голове и еще долго звучит после окончания музыки, создавая тот самый грув... Басистов часто упускают из виду и недооценивают даже в их собственных группах. "Это не была работа номер один", – сказал однажды Маккартни, размышляя о судьбоносном моменте, когда он взвалил на себя роль бас-гитариста после того, как Стю Сатклифф покинул "Битлз". – "Никто не
Оглавление

Бас-гитара очень важный элемент в музыке. Её партия – это не только основа, которая совместно с ударными задает ритм любой композиции, но и обуславливает саму идею её развития в характерном жанровом ключе, а также обеспечивает заполнение частот в нижнем регистре. Как однажды выразилась легендарная басистка Кэрол Кей: "Что бы вы ни играли, это создает рамки для остальной музыки".

Гитаристы и певцы, как правило, претендуют на самые яркие незабываемые моменты в песне, в то время как барабанщики являются кинетической энергией. Но то, что вносит басист, оказывается чем-то самым элементарным – той частью, которая бесконечно зацикливается в вашей голове и еще долго звучит после окончания музыки, создавая тот самый грув...

Басистов часто упускают из виду и недооценивают даже в их собственных группах. "Это не была работа номер один", – сказал однажды Маккартни, размышляя о судьбоносном моменте, когда он взвалил на себя роль бас-гитариста после того, как Стю Сатклифф покинул "Битлз". – "Никто не хотел играть на басу, все хотели быть фронтменами".

И все же этот инструмент имеет свою собственную славную традицию в популярной музыке, простирающуюся ещё от мощной прямой работы Джимми Блэнтона в оркестре Дюка Эллингтона и пионеров бибопа, таких как Оскар Петтифорд, до таких гениев джаза, как Чарльз Мингус и Рон Картер. От фьюжн до металла, от рока до фанка, от кантри до ритм-энд-блюза, от диско до хип-хопа и далее – мы говорим здесь не только о чисто техническом мастерстве. Речь пойдет о том, кто написал и сыграл самые запоминающиеся басовые партии, внес за последние полвека – или даже более – наиценнейший вклад в соответствующие записи и оказал наибольшее влияние на развитие создания, если воспользоваться термином Кей, самой основы популярной музыки.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда я ранее приводил списки "лучших гитаристов", сформировавшиеся в результате опроса читателей журнала "Total Guitar", мне попеняли, что я ограничился лишь сугубо гитаристами, проигнорировав мастеров бас-гитары. Друзья, всему своё время. Последние опросы среди специалистов в этой области проходили сравнительно недавно. В 2007-м году авторитетный американский журнал "Hit Parader" опубликовал "Топ-100 лучших басистов и барабанщиков всех времен". Через десяток лет другое американское специализированное издание "Bass Player", побочный продукт журнала "Guitar Player", огласило свой вариант "100 Величайших басистов". Самым поздним по времени был журнал "Rolling Stone" в 2020 году, когда они составили свой список "50 величайших басистов всех времен".

Что удивительно – все эти списки во многом схожи, что говорит если не об их объективности, – её не может быть по определению – то о подобности подхода к оценке мастеров четырёхструнных – а порой и более – инструментов, гармонизирующих звуки в низком регистре. Единственно, что разнится – номерная градация. на которую я никогда не обращал внимания, к чему и вас призываю, поскольку в музыке в отличие от спорта нет чётко заданных количественных критериев. Поэтому всё это списочное ранжирование всегда будет спорным и условным.

Как сказал однажды Фли из Red Hot Chili Peppers о своем четырёхструнном инструменте:

"Вы хватаете его, скользите по нему и чувствуете руками... Вы шлепаете, дергаете, бьете, выщипываете, и вы попадаете в это гипнотическое состояние. Оно за гранью мысли, где вы совершенно не думаете, потому что вы просто проводник для этого ритма, откуда бы он не шел... от Бога к вам и к этому инструменту через шнур и динамик".

Здесь мы отдадим дань уважения 25 музыкантам, которые обрели такое же возвышенное состояние, как и Фли, и в процессе самосовершенствования изменили мир. Это самая топовая часть списка, без лишних слов, в обратном порядке представляю величайших басистов всех времен:

25. Клифф Бертон (1962 – 1986)

Клиффорд Ли Бертон родился 10-го февраля 1962-го года в городке Кастро-Вели в Калифорнии. Уже в шесть лет мальчик начал осваивать фортепиано, а когда ему исполнилось четырнадцать лет, взял в руки бас-гитару. Возможно, что на это решение наложила свой отпечаток трагическая смерть его старшего брата. Главными ориентирами для своей игры на бас-гитаре он называл Лемми Килмистера, Гедди Ли и Гизера Батлера. Клифф уделял игре на бас-гитаре не менее шести часов в день даже после того, как стал участником группы Metallica.

Когда сформировалась Metallica, всё, чего хотели Джеймс Хэтфилд, Дэйв Мастейн и Ларс Ульрих, – это выдать яростный посыл от ломающего пальцы трэш-метала – пока они не встретили Клиффа Бертона. Басист выступал с конкурирующей метал-группой Trauma, и когда они увидели, как он выдаёт потрясающее соло на басу, они так сильно захотели его в Metallica, что по его просьбе переехали из Лос-Анджелеса в его родной район Залива.

Оказавшись в группе, Бертон познакомил ребят с REM, The Misfits и Бахом, открыв для них новую музыкальность, добавив оркестровые штрихи и виртуозность баса в некоторые из их самых хитовых песен. Его басовое соло в "Anesthesia (Pulling Teeth)" на их дебютном альбоме 1983 года "Kill 'Em All" представляет собой агрессивную демонстрацию импровизации классической музыки и лиризма "вау-вау", а его тонкое вступление к "Damage Inc." и середина "Orion" показала, насколько красивым может быть трэш.

Эти концепции продолжали находить отклик в группе после его гибели в автобусной аварии в 1986 году. "Никакого неуважения к другим, но он был на другом уровне", – сказал однажды Ульрих о Бертоне, – "когда пришло время записать "Anesthesia" на пластинку, мы превратили ее не просто в басовое соло, а в композицию. Это добавляет к нему некоторую другую динамику, почти как разные акты – например, первый акт, второй акт и третий акт". Эта чувствительность была настолько уместна, что, когда Metallica сотрудничала с Симфоническим оркестром Сан-Франциско в 2019 году, главный басист оркестра хотел исполнить "Anesthesia" в честь Бертона.

24. Гедди Ли (1953 – ...)

На сцене с Rush Гедди Ли всегда был мастером многозадачности, играя на клавишных и синтезаторах с ножным управлением, одновременно исполняя смелые вокальные партии. Но его игра на басу, жесткая и жилистая, но в то же время красивая и ловкая, с акцентом на нужное количество дерзких всплесков, сделала его легендой для поклонников рока и одним из ключевых связующих звеньев между пионерами 60-х, такими как Джек Брюс и Джон Энтвистл и новаторами 90-х, такими как Лес Клейпул и Тим Коммерфорд из Rage Against the Machine.

Игра Ли добавляла выдержки и удивительной фанковости каждой эпохе группы – от прогрессивных хитов 70-х, таких как "A Farewell to Kings", до жемчужин 80-х, основанных на новой волне, таких как "Grace Under Pressure", и оптимизированных, жёстких работ 90-х, таких как "Counterparts". И его творческие элементы – нестандартная стойка, которая ведет к "Cygnus X-1 Book I: The Voyage"; проволочный бриджевый рифф на 7/4 в "Tom Sawyer"; поджарый дэнс-поп-вамп на "Scars" – сами по себе часто действовали как хуки. "Он был тем, о ком, когда мне было 14 лет, я подумал: "Боже, я бы хотел издавать эти звуки", – сказал однажды Клейпул о Ли, – "я все еще пытаюсь это сделать".

23. Билл Уаймен (1936– ...)

"Должны быть сотни басистов лучше меня. Я имею в виду, что никогда не смогу играть так, как Джек Брюс. Если бы я был амбициозен в этом направлении, я бы практиковался, но я этого не делаю".

Но хотя он недооценивает свой талант, его коллеги по The Rolling Stones с этим не согласны. "Билл Уайман – невероятный басист", – сказал однажды Кит Ричардс, – "я до сих пор всегда поражаюсь вкусу Билла в его игре на басу... Он очень чувственный музыкант". Уаймен заслужил похвалу Ричардса, играя умные гармонии под культовый гитаристский рифф "Satisfaction" (играет мелодию, которая идет вниз, пока гитара поднимается вверх), нежный грохот под "Jumpin 'Jack Flash" и ритмы, которые покачиваются под буги-вуги "Rocks Off".

"Я не занятой басист, Я не Стэнли Кларк или кто-то в этом роде. Для меня они должны играть на гитаре, а не на басу... Нужны какие-то "шары" в нижней части… Ты оставляешь место для других людей, ты не заполняешь его басом. Оставьте много места и дайте треку дышать изнутри".

22. Фли (1962 – ...)

Red Hot Chili Peppers сменили множество барабанщиков и гитаристов с момента своего образования в 1983 году. Но Фли был их единственным басистом, музыкантом, чей фирменный звук – приземленный, дико харизматичный гибрид панка, фанка и психоделии – составляет костяк группы. Урожденный Майкл Бальзари, Фли в детстве находился под сильным влиянием своего отчима, джазового музыканта.

"Моей целью было стать джазовым трубачом, но когда я стал подростком, мне пришлось восстать против родителей. Все, чего я хотел, – это быть панк-рокером и играть на басу".

Помимо Peppers, он играл на дебютном альбоме The Mars Volta 2003 года "De-Loused in the Comatorium"и в супергруппе Antemasque. В 2009 году он сформировал Atoms for Peace с Томом Йорком, продемонстрировав свою универсальность в таких песнях, как "Before Your Very Eyes…" и шизофренической "Reverse Running". Но именно его выступления с Peppers сделала его таким любимым – от вдохновленных Бутси Коллинзом слэпов ("Higher Ground", "Sir Psycho Sexy"), до острых мелодичных моментов ("Soul to Squeeze", "By the Way"). Как заявил Энтони Кидис в 1994 году:

"Red Hot Chili Peppers – это и есть Фли, он настолько важная часть этого пирога, что невозможно представить, что группа могла бы существовать без него".

21. Гизер Батлер (1949 – ...)

Вскоре после присоединения к Black Sabbath Гизер Батлер переключился с ритм-гитары на бас и создал свой собственный свободный стиль. Поскольку он никогда не играл на бас-гитаре в стиле "Four-to-the-floor", характерном для рока 60-х, он подошел к инструменту с чувственностью гитариста, добавляя гармонии и витиеватой филиграни к партиям гитариста Тони Айомми. Секрет влияния Black Sabbath заключается в том, как Батлер и Айомми наложили свои инструменты друг на друга, чтобы добиться мощного, сокрушительного звука.

В "War Pigs" Батлер играл блюзовую партию под протяжные риффы Айомми, а к середине песни, когда Айомми вёл соло, Батлер играл свое собственное джазовое, вдохновленное Джеком Брюсом соло в то самое время, когда гитарист держал ноту. В том, как он играет, также чувствуется освобождение, как в "Slipping Away" 1981 года, когда он обменивался игривыми соло с Айомми, а также на его собственное свам-соло с "вау-вау" – интро к "NIB" – гитарному трюку, который он усвоил задолго до других басистов.

Но, несмотря на его очевидное мастерство, Батлер всегда преуменьшал свои способности:

"Поскольку я был ритм-гитаристом, я заполнял пробелы, оставленные соло-гитаристом. Я продолжил это с басом – быть ритм-гитаристом. Я никогда не считал себя басистом, я просто играл то, что считал нужным для каждой песни".

20. Рик Данко (1943 – 1999)

Легенда The Band сосредоточена на их скромной привлекательности, но если вернуться к их классическим записям, невозможно не заметить, насколько они были фанковыми. Бас-гитара Рика Данко – компактная, стильная и всегда исходящая из каких-то глубин – сыграла решающую роль в неподражаемой череде таких треков, как "Up on Cripple Creek" и "King Harvest (Has Surely Come)". Данко вырос в сельской местности Онтарио, слушая Grand Ole Opry по радиоприёмнику на батарейках и наблюдая, как его отец играет на танцах в амбарах.

Он присоединился к будущим товарищам по группе Робби Робертсону и Левону Хелму в The Hawks Ронни Хокинса в 1961 году, получив важные советы по ритм-секции от тогдашнего пианиста группы Стэна Сзелеста. Через несколько лет команда трансформировалась в The Band и поддержала Боба Дилана в его первом гастрольном туре. Как только они начали свою работу, Данко зарекомендовал себя как надежное секретное оружие в позицию, которую он занимал как во время их старта, так и в эпоху их плодотворного воссоединения.

На протяжении всего своего пребывания в этой должности он дополнял свой фирменный певучий вокал искусными четырехструнными партиями, которые всегда гармонировали с блюзовыми грувами Хелма.

"Я отношусь к игре на басу так же, как к фоновому пению. Это должно быть на волосок позади. Приятно оставить верхнюю часть бита для вокала и распределить остальные части ритма. Это придает музыке своего рода эффект колеса обозрения и увлекает ее за собой".

19. Вердин Уайт (1951 – ...)

Морис Уайт, опытный певец, автор песен, барабанщик и продюсер, в 1970 году привез своего брата Вердина в Лос-Анджелес, чтобы присоединиться к молодой группе Earth, Wind, and Fire. Вердин учился у Луи Саттерфилда, которого он называл "Джеймсом Джемерсоном из Chicago", и тщательно изучал джазовых исполнителей, таких как Рон Картер и Ричард Дэвис. Он привнес все это в элегантные, умопомрачительно сложные альбомы Earth, Wind и Fire, разошедшиеся миллионными тиражами.

Основные синглы группы, как правило, были быстрыми танцевальными композициями, но есть больше возможностей оценить игру Уайта на балладах: стремительный, восходящий гул, открывающий "Can't Hide Love"; воздушные, атакующие пробежки в "Love’s Holiday"; проворные, лаконичные риффы, лежащие в основе "After the Love Has Gone". Уайт также произвел впечатление быстрыми битами: послушайте, как он "прорезает" "Beijo (Interlude)", заставляя ноты дрожать и ныть.

Уайт склонен быть скромным в интервью, передавая большую часть заслуг за свой стиль игры другим музыкантам:

"Что мне нужно сделать для записи, так это убедиться, что я дополняю певца. Если я не слышу певца, я сыграю, но у него не будет никакого воображения".

18. Крис Сквайр (1948 – 2015)

Многие музыканты приходили и уходили из Yes на протяжении десятилетий, а единственным постоянным членом группы – по крайней мере, до его смерти в 2015 году – был басист Крис Сквайр. Гиганты прогрессивного рока могли бы выжить без таких титанов, как клавишник Рик Уэйкман и гитарист Стив Хоу, но работа Сквайра была основой их звучания.

Черпая вдохновение у таких исполнителей, как Джек Брюс, Джон Энтвистл и Пол Маккартни, Сквайр обладал густым мелодичным тоном, который приводил в действие все, от классики прога 70-х, такой как "Close to the Edge" и "Awaken", до поп-хитов 80-х, таких как "Owner of a Lonely Heart". Рик Уэйкман после смерти своего бывшего товарища по группе написал:

"Крис поднял искусство превращения бас-гитары в соло-инструмент в верхние слои стратосферы, и в сочетании с его умением показать себя и заботой о каждой ноте, которую он сыграл, он стал чем-то особенным… Теперь мы потеряли того, кто для меня два величайших басиста, которых когда-либо знал классический рок. Джон Энтвистл, а теперь и Крис".

17. Робби Шекспир (1953 – 2021)

Сессионный бас-гитарист Робби Шекспир и его партнер по ритм-секции и продюсированию барабанщик Слай Данбар наложили свой узнаваемый стилистический отпечаток на десятилетия регги. "Это было все тело баса, звук и то, как он перетекал на барабанщика", – вспоминал Данбар о том, как впервые услышал игру Шекспира в начале 70-х, –"в определенной части мелодии он играл три разные строчки, менял строчку в проигрыше и куплеты после этого, и получались четыре разных строчки".

Эти двое продолжали записываться с каждым крупным артистом золотой эры регги, придавая плавную мелодию, но и неумолимо прочную основу классическим произведениям, таким как "Two Sevens Clash" от Culture и "Equal Rights" Питера Тоша. Они преуспели в негативном соул-пространстве даба, нашли уникальный способ создать органичное ощущение в цифровом контексте, когда в 80-х появился дэнсхолл, и оживили грувы на рок- и поп-альбомах Грейс Джонс, Talking Heads, Боба Дилана, Мика Джаггер, Джо Кокера и др. Никакая другая музыкальная организация в эпоху после Марли не была настолько вездесущей в формировании звука Ямайки и распространении его в мире.

16. Чарли Хейден (1937 – 2014)

Первое, что вы слышите в первые секунды джазового шедевра Орнетта Коулмана 1959 года "Lonely Woman", который очаровал молодого Лу Рида вместе с целым поколением непредубежденных слушателей – это Чарли Хейден, наигрывающий с двойным ритмом тоскующую, пульсирующую басовую мелодию под тарелки Билли Хиггинса. Его вступление заставляет мелодию казаться древней и прочно обоснованной, как будто она растет из земли. В этом заключался великий дар Хейдена как басиста – придать даже самым современным стилям – от радостно-неограниченных экскурсий Коулмана до аутсайдерского фолка Бека – ощущение вечности.

Хейден вырос в Айове, исполняя кантри-песни в семейном радиошоу. Увидев игру Чарли Паркера, он полюбил джаз, и после переезда в Лос-Анджелесский колледж в конце 50-х он встретил саксофониста Коулмана, который возглавил следующий радикальный прорыв в этом жанре. Хейден был неотъемлемой частью основной концепции Ornette, добавляя силы и энергии концертным и студийным группам на десятилетия вперед (в том числе на концерте 1968 года, где они поддерживали Йоко Оно) и неся факел Coleman в таких проектах-спутниках, как Old и New Dreams.

В других местах его можно было найти практически везде, где исполнялся фри джаз, – будь то с Пэтом Метени, Китом Джарреттом или Элис Колтрейн, в его собственном политически мотивированном музыкальном оркестре Liberation Music Orchestra или в теплом, эмпатическом трио с Джинджером Бейкером и Биллом Фризел. Он также легко вписался в работу вместе с Ринго Старром, К.Д. Ланг или её сыном и дочерьми-тройняшками. "Чарли Хейден играет ради самого существования слушателя", – написал однажды Коулман, – "одна только эта причина делает его музыкальным гуру".

15. Дональд "Дак" Данн (1941 – 2012)

Уроженец Мемфиса Дональд Данн, чей отец дал ему прозвище "Duck", когда они вместе смотрели мультфильмы Диснея, не был оригинальным участником влиятельной группы Booker T. and the M.G.'s. Но когда в 1964 году он перехватил на себя обязанности бас-гитариста у Леви Стейнберга, группа набрала обороты. Пребывание Данна в группе совпало с созданием Отиса Реддинга, Уилсона Пикетта, Сэма и Дейва основополагающих записей лейбла "Southern soul records". Как позже скажет сам Данн:

"Когда они стали более агрессивными и синкопированными... мой стиль был для этого более подходящим".
Дональд "Duck" Данн. Фото из открытых источников
Дональд "Duck" Данн. Фото из открытых источников

Он создал ловкую, разностороннюю ритм-секцию вместе с барабанщиком Элом Джексоном, одновременно осваивая урбанистические поп-баллады, кантри-соул-шаффлы и соул, наполненный госпелом. Послушайте его тихую нисходящую басовую партию в исполнении Сэма и Дэйва из M.G. "When Something Is Wrong With My Baby", или раскачивающуюся стойку, открывающую песню Реддинга "(Sittin’ on) the Dock of the Bay".

Данн, которого Бутси Коллинз однажды назвал "кирпичик в нашем музыкальном фундаменте", продолжал бы играть с легендами рок- и поп-музыки – Эриком Клэптоном, Стиви Никс, Биллом Уизерсом, Нилом Янгом, но именно его влиятельная работа с Букером Т., Стивом Кроппером и Элом Джексоном изменила популярную музыку. Как однажды сказал Питер Фрэмптон:

"Данн написал книгу об игре на басу в стиле ритм-энд-блюз".

14. Джон Пол Джонс (1946 – ...)

Хотя Led Zeppelin, казалось, появились из ниоткуда, полностью сформировавшись в конце 60-х, и гитарист Джимми Пейдж, и бас-гитарист (и одновременно клавишник) Джон Пол Джонс имели за плечами годы сессионной работы. Черпая вдохновение в музыки лейбла "Motown records" и у джазовых басистов, таких как Чарльз Мингус, Джонс фигурировал на записях Донована, Джеффа Бека и Дасти Спрингфилда; среди прочих он аранжировал струнные для песни The Rolling Stones "She's a Rainbow". Поэтому, когда пришло время ему сыграть медленную ведущую партию на "Dazed and Confused" и "What Is and What Should Never Be" или заряжающие ритмы "Immigrant Song" и "The Song Remains the Same" – в гармонии с Пейджем – это было здорово.

Его чувство музыкальности также помогло бы ему пережить свое время в Led Zeppelin. "Джон молча бросает вызов всем", – сказал Дэйв Грол примерно в то время, когда он играл с Джонсом в Them Crooked Vultures, – "его присутствие заставляет тебя делать всё как можно лучше, потому что ты не хочешь его подвести. И если ты сможешь продолжать в том же духе, значит, у тебя все хорошо".

13. Стэнли Кларк (1951 – ...)

Целое поколение басистов – от Дэйва Холланда с Майлзом Дэвисом до Мирослава Витоуса и Жако Пасториуса с Weather Report и Рика Лэрда с Mahavishnu Orchestra – помогло соединить утонченность пост-бопа 60-х с мощью аренного рока. Но именно Стэнли Кларк по-настоящему определил роль бога фьюжн-баса. Кларк начал играть на контрабасе и хотел заниматься классической музыкой; встреча с Чиком Кориа на концерте заставила его пойти по другому пути. Эти двое сформировали Return to Forever, одну из ведущих джаз-рок-групп 70-х, в которой Кларк мог одновременно сдерживать низкие частоты и высказывать свое мнение как звездный солист.

Ранние сольные пластинки – и будущие основные элементы басового репертуара – такие как "School Days" обнаружили, что он все больше углубляется в фанк и демонстрирует свою удивительную технику, всегда следя за грувом. Совсем недавно он занялся озвучиванием фильмов и телепередач, появился на альбоме Бека "Morning Phase" и вдохновил светил новой школы, таких как Thundercat, который недавно сказал :

"Я благодарю Бога за то, что был Стэнли Кларк дал систему отсчета для понимания что возможно делать с басом".

Кларк играл новый вид музыки, используя новые техники и придавая бас-гитаре то значение, которого ей не хватало. Он обратил внимание на бас-гитару как на сольный инструмент, который мог быть мелодичным и доминирующим, а также являться частью ритм-секции. Стэнли Кларк ценит Жако Пасториуса, Пола Маккартни, Джека Брюса и Ларри Грэма за то, что они помогли вывести бас-гитару на передний план группы. Сам Кларк однажды рассказал:

"До того, как я пришел, многие басисты стояли сзади. Они были очень тихими парнями, которые, казалось, не писали музыку. Но многие из этих басистов были серьезными музыкантами. Все, что я сделал, это просто сделал шаг и создал свою собственную группу".

12. Вилли Диксон (1915 – 1992)

Хотя Вилли Диксона лучше всего помнят как одного из самых влиятельных блюзменов в истории, чьи песни пели Хаулин Вульф и Мадди Уотерс, – это лишь часть его наследия. Он играл на басу в ранних рок-записях Чака Берри и Бо Диддли, а написанные им мелодии, такие как "I Can’t Quit You Baby" и "I Ain’t Superstitious", исполнялись всеми – от Led Zeppelin до Megadeth. Первый бас Диксона был однострунным из консервной банки "Tin-Can Bass", и в конце концов он смог накопить около 200 долларов на покупку чего-то приличного.

Музыкальная карьера Диксона началась в 1936 году после переезда в Чикаго, но некоторое время она была под угрозой: в 1938 году он стал чемпионом штата Иллинойс по боксу и подумывал о том, чтобы посвятить этому занятию остаток жизни. Примерно в 1939 году он "боксировал, работал и играл, пытаясь научиться играть на басу", по его собственному признанию, обучаясь у местных жителей Бэби Ду Кастона и Хога Мейсона, пока не разработал свой собственный волнообразный определяющий стиль. "Черт возьми, через две или три недели я мог играть так же хорошо, как и сейчас", – вспоминал он в 1980 году.

Когда Берри впервые сыграл ему песню, которая впоследствии стала "Maybellene", Диксон подумал, что это слишком кантри-вестерн, поэтому "я чувствовал, что какая-то блюзовая идея или чувства, которых там не было, сделают эту песню лучше", придавая мелодии немного рок-н-ролльного настроения. Билл Уайман из The Rolling Stones однажды сказал:

"На меня основное влияние оказывает Вилли Диксон. Я всегда боготворил Вилли Диксона, особенно потому, что он был на записях с Чаком Берри и Литтлом Уолтером, Хаулином Вульфом и многими другими в Chess Records".

11. Фил Леш (1940 – ...)

Фил Леш – один из основателей The Grateful Dead, с которыми он играл на бас-гитаре на протяжении всей их 30-летней карьеры. Точно так же, как The Grateful Dead изменили представления о том, как должна звучать рок-группа – более свободно и шумно, в равной степени сочетая джаз и кантри, – Фил Леш заставил нас услышать бас по-новому.

Фил Леш вырос на экспериментальной и классической музыке, а начинал свою музыкальную практику в детстве с изучения игры на скрипке. В старших классах он играл на трубе в оркестре San Mateo College Jazz Band. Он проявлял особый интерес к авангардной классической музыке, такой как музыка Эдгара Вареза, и к фри-джазу.

Он изучал музыку у итальянца Лучано Берио в "Миллс Колледж" с одноклассником композитором Стивом Райхом и будущим клавишником The Grateful Dead Томом Константеном. В университете он знакомится с гитаристом Джерри Гарсиа, и они становятся друзьями. Он взял в руки свой фирменный инструмент только тогда, когда его попросили присоединиться к The Warlocks – первой версии The Grateful Dead. В результате Леш проигнорировал стандартные клише "walking-bass":

"Я не думал, что это подойдет для музыки, которую я буду создавать с Джерри, просто чтобы сделать то, что сделал кто-то другой".

Его идея – "играть на басу и вести основную партию одновременно", его ноты, проникающие в мелодию и вокруг нее, – это стало такой же узнаваемой частью звучания The Grateful Dead. Во многих джемах группы, бас Леша, по сути, такой же соло-инструмент, как и гитара Гарсии. Его нетрадиционное звучание можно услышать в студийных записях, таких как "Truckin’", "Shakedown Street" и "Cumberland Blues", концертной версии "Scarlet Begonias" с легендарного шоу Корнелла 1977 года, а также во многих концертных версиях "Eyes of the World", начиная с 1975 года.

Окончание здесь:

Верхняя часть списка "Величайшие басисты всех времен". Версия журнала "Роллинг стоун"
Old school dude23 июля 2022

☑ Если понравилось, подписывайтесь и ставьте лайк!

➤Другие статьи схожей тематики:

"25 величайших песен всех времен". Итоги последнего опроса "Роллинг стоун"
Old school dude3 апреля 2022