Этот особняк широко известен во всём мире. Особенно хорошо его знают по фотографиям его интерьеров. Действительно, это восхитительный образец модерна, созданный Фёдором Шехтелем в 1900-1903 гг.. Сегодня я предлагаю заглянуть внутрь особняка.
Я упоминала об этом доме в одной из статей о модерне в Москве. Но только вкратце, без подробностей и без разговора об интерьере. Между тем, интерьер здания в стиле модерн - это такая же существенная часть композиции, как и архитектура. Модерн предполагает единство стиля даже в самых мелких деталях. И в этом нетрудно убедиться на примере особняка Степана Рябушинского.
Причудливые асимметричные объёмы, изысканное оформление огромных окон, декор из керамической плитки - все признаки модерна гармонично сливаются в этой архитектуре.
В декоре использован излюбленный растительный мотив Шехтеля - его прекрасные ирисы. Шехтель добавил в декоративные панно на фасаде кусочки смальты, и они восхитительно сверкают и переливаются на солнце.
Внутри прежде всего поражает знаменитая лестница со светильником в форме медузы. Мотив водной стихии - также один из характерных признаков модерна.
Каменные перила лестницы производят ошеломляющее впечатление. Иногда можно услышать такую характеристику модерна: металл течёт, стекло каменеет. Действительно, новые технологии и новые материалы позволили в начале 20 века достигать невероятной пластической выразительности. Но эти перила поражают воображение. Здесь даже не металл течёт, здесь течёт камень. Какое-то непрерывное движение.
Эффектный акцент в лестничном пространстве - колонна с капителью, поражающей своей изобретательностью.
А вот так оформлен потолок в гостиной, впоследствии превращённой Горьким в библиотеку. Фантазия изысканных линий и вновь растительный мотив.
В доме нет двух одинаковых окон. И каждое оформлено с необычайным изяществом.
В нише окна столик, с двух сторон окружённый диванчиками. Можно мирно посидеть у витража, в стороне от шумной компании.
Здесь стильно всё, вплоть до дверных и оконных ручек. Да и сами дверные полотна - отдельное произведение искусства.
Дом трёхэтажный. Но третьего этажа с улицы не увидеть. Да и находясь внутри дома, дорогу на третий этаж просто так не найти. Туда ведёт совсем неприметная, не парадная лестница, которая находится в стороне от главных помещений дома. Потому что третий этаж - очень личное, приватное пространство первого хозяина дома, Степана Павловича Рябушинского. Это моленная комната.
Настоящий зал для молитвы, с куполообразным потолком и очень красивым оформлением стен.
Степан Павлович Рябушинский - русский предприниматель, банкир, коллекционер, меценат, вместе с братом Сергеем основавший автомобильный завод АМО - один из первых в России (впоследствии он назывался заводом имени Лихачёва). Кроме того, Степан Павлович был владельцем одной из самых больших коллекций икон в России. Он происходил из семьи старообрядцев, и религиозность была важной составляющей его жизни.
После революции Степан Павлович вместе с семьёй эмигрировал в Италию. Несколько десятков икон из его коллекции находятся в Третьяковской галерее, есть они и в Государственном историческом музее, и в некоторых других музеях страны. В национализированном особняке Рябушинского в разное время размещались разные организации, был даже специализированный детский сад, задачей которого являлось применение метода детской психоаналитической педагогики для воспитания новой социалистической личности, свободной от классовых и гендерных предрассудков (вот когда это уже прозвучало!). В конце концов, по иронии судьбы, особняк достался вернувшемуся как раз из итальянской эмиграции "пролетарскому писателю" Горькому.
Горький дом не любил. Известно его письмо к Ромену Роллану, где он формулирует своё отношение так: "дом нелепый, но работать можно". Странный человек был Алексей Максимович. Не любил - так отказался бы. Попросил бы что-нибудь попроще. Но, полагаю, его устраивало то, что это особняк и что места много. Приживалов в его доме всегда хватало.
В доме сохранена подлинная обстановка, которая окружала Горького.
Так выглядит спальня.
А в кабинете в двух больших витринах выставлены статуэтки нецке и окимоно, которые в последние годы собирал Горький, увлёкшийся восточной культурой.
Семейство Горького - последние хозяева этого дома. Невестка Алексея Максимовича - Надежда Алексеевна Пешкова жила в этом доме до самой своей смерти в 1971 году.
Сегодня здесь музей Горького. Не Рябушинского и не Шехтеля. Так судьба распорядилась.
Музей долго не работал. Он был закрыт длительное время уже после того, как закончился коронавирусный карантин. Но сегодня я обнаружила его открытым. Он работает со среды по воскресенье, с 11 до 17-30. Понедельник и вторник, а также государственные праздники - выходные дни. Билет стоит 350 рублей, для пенсионеров - 150 рублей, для студентов - 200. Зайдите на досуге, это хорошее место.
Перечень моих экскурсий по Москве, цены и контакты смотрите здесь.
#прогулкипомоскве##музеи##архитектура#