Найти тему
Куприянова

«God of War» (2018): интерпретация скандинавского мифа. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

«Всякая мифология — плоть от плоти народа, ее создавшего. В ней, как в зеркале, отражаются характер народа-родителя, ценности, которые он превозносит и лелеет, — и антиценности, им порицаемые и отрицаемые; также мифология, точнее, самый ее дух, находится в непосредственной связи со средой обитания народа-мифотворца. И весьма любопытно сравнивать между собой мифологические системы разных народов, обнаруживая в последних упомянутые выше соответствия и противопоставления. Особенно богатый материал для сопоставлений подобного рода дает Европа — по причине своей компактности в сравнении с другими материками. Чем дальше на север от колыбели цивилизации — Средиземноморья, — тем суровее становится дух мифологии, тем жесточе делаются боги, кровопролитнее битвы, трагичнее конфликты и безнадежнее судьбы. И своего апогея это «нарастание драматизма» достигает в мифологии крайнего европейского Севера — в мифологии скандинавов».
Кирилл Королев, «Скандинавская мифология. Энциклопедия»

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

-2

Сейчас уже нельзя вспомнить точно, в какой момент пришла идея написать небольшую познавательную статью об игре, которая меня так впечатлила. Не имея возможности лично пройти ее, я смотрела прохождения много раз и все крепче убеждалась в том, что обязана написать что-нибудь о «God of War» (2018).

Очевидно, эта видеоигра мало кого оставила равнодушным, и уж точно сложно себе представить геймера, который не нашел бы в ней хоть что-то привлекательное лично для себя. Не стану долго говорить о своих впечатлениях. По наличию статьи, которую Вы собираетесь прочесть, очевидно, что эта история оценена мною высоко.

Сейчас я говорю «история», а не «видеоигра» не просто так — ведь не каждая игра дотягивает быть нарративом[1], и уж тем более — добротным. «God of War», я уверена, заслуживает в этом плане самых высоких званий. Что не умаляет ее исключительности в глазах и тех, кто не привык считать видеоигры частью современного искусства.

Сейчас почему-то все обожают скандинавскую мифологию, но не все хорошо знают ее. Для современного общества гиперпотребления информации очевидна тенденция восхищаться и интересоваться тем, в чем плохо разбираешься (горячо любимый многими «Marvel» усугубляет дело, искажая факты и родственные связи так, как им выгодно). Но выходят фильмы, сериалы и игры по мотивам скандинавской мифологической системы, всеобщий интерес к ней растет, что не может не радовать. Когда-нибудь люди узнают, что Тор и Локи никогда не были братьями, но это уже совсем другая история.

Планировалось написать эту статью гораздо раньше, немногим после того, как «God of War» увидел свет и покорил его своими сюжетом, графикой, исполнением (саундтреками, визуальной эстетикой, цельностью, аутентичностью, самобытностью — можно долго перечислять). Я с великим воодушевлением принялась за работу. Было составлено множество полезных заметок, выписок, таблиц, таймкодов к летсплеям на YouTube, должных облегчить мне работу. Однако грандиозные планы были разрушены, словно карточный домик, бытовой проблемой — поломкой старенького ноутбука и, как следствие, исчезновением данных. Много позже благодаря программе «Recuva», а также мужу, который с нею помог, были найдены и восстановлены некоторые документы, казалось, канувшие в Лету.

Сейчас, когда волна обожания к «God of War» давно схлынула, когда все вокруг ждут от 2019 года новых чудесных игр (вроде Death Stranding от гения нашего Кодзимы, которая, как стало недавно известно, выйдет 8 ноября)[2], я беру на себя смелость все же довести начатое до конца и создать задуманную статью, хорошо понимая низкий уровень ее актуальности[3]. То, что сейчас она окажется уже неинтересна массам, очевидно, и это меня расстраивает. Однако, когда я поделилась своей печалью с дядей, он сказал примерно следующее: «Илону Маску было неудобно платить карточкой, и он создал PayPal. Так почему ты не можешь написать эту статью хотя бы для себя?»

Леонидянин, ты тысячу раз прав. Я напишу ее хотя бы потому, что обстоятельства долго не позволяли мне этого сделать. Филологическое образование не делает меня экспертом в этой теме, поэтому статья носит не научно-академический, а скорее познавательно-развлекательный характер. А если буду в чем-то сомневаться, у меня под рукой всегда есть Старшая и Младшая Эдды[4], книга Петрухина «Мифы древней Скандинавии», монография Мелетинского «Эдда и ранние формы эпоса», «Древнескандинавская литература» Стеблина-Каменского и прочие бесценные источники.

Я не ставлю перед собой глобальных целей. В моих планах всего лишь поведать вам, как сценаристы и в целом создатели «God of War» исказили, изменили, проинтерпретировали скандинавскую мифологию в сюжете (и не только в сюжете, как оказалось!) свой замечательной видеоигры. Исследование носит компаративистский характер — я буду обращаться, с одной стороны, к самой игре, с другой — к первоисточнику, сопоставлять данные и делать небольшие выводы, стараясь не надумывать лишнего, чем обычно грешу, как и многие мои коллеги.

Мои сравнения ни в коем случае не направлены на то, чтобы раскрыть недостатки или недоработки «God of War» или намекнуть на некомпетентность разрабов. Я делаю это, в первую очередь, для собственного развлечения и в чем-то могу ошибаться, как и любой из нас. Одно я знаю точно: вне зависимости от результатов этого исследования «God of War» — одна из лучших сюжетных игр, что видело человечество, представитель современной гейм-индустрии, достойный носить звание «игра года».

Среди современных исследовательских методов то, чем я собираюсь заняться, скорее можно отнести к так называемым Cultural Studies. Объектом «культурных исследований» может стать не только очевидный текст, но и комикс, фильм, видеоклип или какое-либо популярное явление (в планах рассмотреть образ Дэдпула в контексте «карнавального смеха» Бахтина» — мне кажется, там можно утонуть в материале).

Прежде, чем приступить к основной части, стоит обмолвиться парой слов о скандинавской мифологии — одной из самых увлекательных мифологических систем, формировавшейся в изоляции и не ослабшей даже с приходом христианства. Она сочетает в себе мудрость Одина, бешенство и азарт сражений, величие богов, валькирий и воинов. Выстроенная на контрастах, она может поведать как о любовных интрижках и нелицеприятных физиологических подробностях каких-либо событий, так и о славных битвах, чистых девах и глубоких чувствах. В ней нет прикрас и замалчивания неприятных тем. Это сама жизнь во всех ее ипостасях, гранях и противоречиях.

Важно упомянуть, что система мифов для древних людей была единственной истиной, устной «Библией», которой верили беспрекословно. Тогда не существовало понятия мифа как сложной, комплексной выдумки для объяснения мира, была лишь вера в то, что так все и есть. Но это не позволяет нам считать древних людей глупыми! Мы ведь тоже когда-то думали, что общая теория относительности универсальна и объясняет все! Много раз читая Эдды (и горы исследований по ним), в какой-то момент ловишь себя на мысли, что столь искусно продуманный, детализированный, задокументированный мир просто не мог не существовать в реальности. И тебе хочется в него верить. Воистину велик человеческий разум, особенно коллективный. Пройдут века, а люди все так же будут с большим интересом изучать то, что сами же и выдумали.

[1] Нарратив — важное понятие для культуры постмодернизма, означающее повествовательные и событийные тексты. Под словом «текст» необязательно понимать литературу, где происходит повествование (роман, повесть и рассказ), это также могут быть и фильмы, картины или балет. Или видеоигра.

[2] А на момент написания этого вступления все было именно так! Все только и ждали «Death Stranding». Сейчас же, когда я печатаю эту сноску, игра вышла уже довольно давно.

[3] На момент финальной вычитки этого предисловия на дворе осень 2021 года, а значит, вторая часть «God of War» на носу, что подогревает к игре общественный интерес.

[4] Песни о богах (Старшая Эдда) содержат богатейший материал по мифологии, это важнейший источник для познания скандинавского язычества.

#GODOFWAR #GODOFWAR2018 #GODOFWARRAGNAROK #KRATOS #СКАНДИНАВСКАЯМИФОЛОГИЯ