Найти тему
Лилия М.

Мать стакана- Вера Игнатьевна Мухина.

Вера Игнатьевна Мухина – личность интересная и даже загадочная, родившись в семье обеспеченной, купеческой, занимала в СССР должность не последнюю, да и к тому же являлась королевой патриотической (пропагандистской) скульптуры. Как же удалось столь богатой привилегированной девочке, купеческой дочке (и удалось ли?) встроиться в страну советов. Давайте разбираться.

Вера, родилась в Российской Империи в прекрасном городе Риге в 1889 году.

Рига
Рига
Купеческий домик Веры Игнатьевны
Купеческий домик Веры Игнатьевны
-4

Родилась в богатой семье, купалась в любви и заботе. Мама умерла рано от туберкулеза, а в 1892 году, отец перевез ее в Феодосию совсем ребенком.

Феодосия
Феодосия

Когда Вере исполнилось 15 лет случилась вторая трагедия, ее отец умер. Мухину удочерили, приняли в семью дяди и тети в Курске, где она закончила школу с отличием.

В 1912 году еще одно несчастье, которое перевернуло жизнь Веры. В Смоленской деревне, будучи 23-летней красавицей, Вера каталась на санках и попала в аварию. Нос оторвало полностью, были и другие повреждения лица. Требовались пластические операции. Хирурги оперировали ее и в Смоленске, и во Франции. Исправить лицо удалось, но навсегда с Верой осталось множество шрамов, напоминающих о неприятном событии.

-6
-7

Никогда не считала, что внешность — это первостепенная характеристика личности, но уверена, что юной девушке было гораздо сложнее социализироваться с такими повреждениями. Вера Игнатьевна сама писала, как на нее накатывали волны отчаяния, как позировала фотографам одной стороной лица, какие боли терпела и как стеснялась. Ранее она всегда считалась девицей симпатичной и фотографироваться любила. А примериться с новыми грубоватыми чертами не смогла. И скульптором стала - лица лепить, как ей слепили.

Позже Вера переехала в Москву и брала уроки в художественной школе у очень талантливых художников Ильи Машкова и Константина Юона.

Константин Юон «Торжок»
Константин Юон «Торжок»
Ильи Машкова. Натюрморт с женской фигурой
Ильи Машкова. Натюрморт с женской фигурой

В 1912 году Вера отправилась конечно же в …Париж, что бы еще больше углубиться в классическое искусство. В Париже случился первый в ее жизни роман с беглым террористом. По возвращение в Москву Вера узнала о его смерти.

Париж 1900х
Париж 1900х

А после в Италию, изучала искусство Возрождения, брала дополнительные уроки рисования.

За две недели до Первой Мировой войны Вера вернулась в Москву, прошла обучение на медсестру и начала работать в военном госпитале.

Москва в первую мировую войну
Москва в первую мировую войну

В госпитале Мухина встретила любовь всей своей жизни – врача Алексея Замкова, правда там она его лечила от тифа, он был пациентом. Алексей разглядел в ней сильную личность и нежную душу, а шрамы его ни капли не смущали.

Вера Мухина с супругом. Поженились в 1918 году. Вере было 29 лет.
Вера Мухина с супругом. Поженились в 1918 году. Вере было 29 лет.

А в 1917 году, во время переворота, в хаосе и бардаке Вера работала ассистентом Александры Экстер – прекрасного художника декоратора. Работали в Камерном театре Александра Таирова в Москве. Вера Игнатьевна и Александра или Асенька, как ее звала Вера, стали очень близкими подругами. Именно Асенька помогла Вере разглядеть в себе не только как скульптора и художника, но и декоратора, дизайнера.

Мало кто знает, что в 1915-1916 годах Вера пробовала себя в качестве модельера, а после в 1923 году стала совладелицей ателье по пошиву повседневной одежды.

Александра Александровна Экстер В 1923 году Вера Игнатьевна и Асенька владели своим ателье и шили повседневные наряды.
Александра Александровна Экстер В 1923 году Вера Игнатьевна и Асенька владели своим ателье и шили повседневные наряды.
Эскиз платья-бутон от Мухиной
Эскиз платья-бутон от Мухиной

После принятия в России пакта "ленинский план монументальной пропаганды", Вера Игнатьевна, образованная художница - скульптор, нашла свою стезю и возможность реализации. Она создала эскизы памятников заслуженных личностей, которые сейчас не все и не очень интересны и не смотря, на то что скульптуры по эскизам воплощены не были, Веру заметили.

Вера Мухина была последователем стиля «кубической скульптуры» - парижского течения.

Прекрасный пример кубической скульптуры. Пабло Пикассо 1909 год- голова женщины.
Прекрасный пример кубической скульптуры. Пабло Пикассо 1909 год- голова женщины.

За буржуазность в период становления нового государства не очень преследовали и ее виденье не осуждали, а образованием восхищались.

Скульптуры Мухиной были очень популярны, она преподавала в Вхутемасе и Вхтуеине, а в 1927 году ее работа «Крестьянка» даже получила премию на выставке «10 лет Октябрьской революции».

«Крестьянка». После второй мировой скульптура стала принадлежать музеям Ватикана в Риме.
«Крестьянка». После второй мировой скульптура стала принадлежать музеям Ватикана в Риме.
Эскизы
Эскизы

В семейной жизни в этот период не все было гладко, муж Веры Игнатьевны человек был очень талантливый. Врач -эндокринолог, изобрел первый гормональный препарат в СССР (и даже послужил прообразом профессор Преображенского в «Собачье Сердце» М.А. Булгакова) попал в немилость властей. И премии за творчество семью Веры не уберегли. Причины гонений затерялись в истории, да и не очень интересно по какой вши поклёпу объявили охоту на человека безусловно полезного и важного. Стало понятно, что ареста не избежать. Алексей и Вера с сыном пытались уехать заграницу, попросту бежать. Но система не любила беглецов, мужа сняли с поезда и посадили в тюрьму, а после отправили в ссылку в Воронеж.

Вера Игнатьевна с сыном
Вера Игнатьевна с сыном

Что пережила Вера Игнатьевна, известно одному богу. По протекции Максима Горького, а ранее творческие люди действительно помогали друг другу, власть карающую руку ослабила, и семье удалось вернуться в Москву в 1932 году. Мухина продолжала работать, а что делать - уехать им не удалось, и, кажется, только работа спасала ее от окружающего кошмара. В 1937 году власть имущие снова ворвались в лабораторию Алексея Замкова , уничтожили микроскоп, купленный на наследство Веры, ее подарок, обвиняли в мошенничестве и антисоветчине. Казалось бы, без последствий, не арестовали и не расстреляли, но это вечный «процесс» по роману Франца Кафки довел Алексея до сердечного приступа. В 1942 году случилась трагедия, врач, ученый и любимый муж Веры Мухиной умер. Преследования прекратились.

Самая знаменитая работа Мухиной– конечно «Рабочий и Колхозница», созданная в 1937 году. (В 48 лет). Будучи успешным скульптором, Вера Игнатьевна была привлечена к созданию декоративного монумента для советского павильона. Не смотря на преследования Алексея, Вера приступила к работе, задача очень ее увлекла. Она художник и стремление к самовыражению помогло ей скрыться в собственных мыслях, сбежать от нависшей гильотины. Это было талантливое идеологическое заявление, если пропаганда и должна существовать, то только в таком великолепном исполнении.

Афиша выставки 1937 года
Афиша выставки 1937 года

Французы восхищались искренне монументальностью произведения и критики отзывались как о самой мощной скульптуре двадцатого века. Свет был выбран очень правильно, нержавеющая сталь переливалась, шарф, как живой, развевался на ветру. "Рабочий и колхозница" парили над землей, дерзко и смело смотря в прекрасное светлое будущее. Даже Пабло Пикассо, сам Пикассо! написал восхищенный отзыв: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба".

-20

Другая известная работа Мухиной, очень для меня родная, об авторе которой не все догадываются - памятник композитору Петру Ильичу Чайковскому. Установлен в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Посмотрите, если есть возможность.

-21

История творчества Веры Игнатьевны как дизайнера тоже очень интересная. Стакан все же был придуман не Мухиной, еще со времен Петра I подобные стаканы изготавливали, но был ею грамотно усовершенствован. Она абсолютно точно чувствовала и пропорции, и материал. В тот период вышла первая промышленная посудомоечная машина в СССР, для общепитов и стакан требовал доработки, т.к. мытья не выдерживал имеющийся образец.

Во время второй мировой войны, в 1943 году граненный стакан, после редакции великого скульптора, поступил на производство. На завод в городе Гусь Хрустальный. Края стали толще, стакан стал прочнее. Грани помогали изделию не разбиться и не укатиться далеко, в случае качки на корабле или от резких толчков в поезде. Его было удобно использовать в аппаратах с газировкой на улице, переворачивать донышком вверх и омывать края, которых касались губами. Эргономичная вещь.

Правильный стакан Мухиной это 10,5см в высоту, 1,4 из которых - горлышко. Ширина верха - 7,3 см, дна 5,5 см. На донышке значок завода Гусь Хрустальный.  День рождения стакана -11 сентября
Правильный стакан Мухиной это 10,5см в высоту, 1,4 из которых - горлышко. Ширина верха - 7,3 см, дна 5,5 см. На донышке значок завода Гусь Хрустальный. День рождения стакана -11 сентября

А вот, что действительно придумала Вера Игнатьевна от эскиза до полного воплощения – пивная кружка. Очень похожа на стакан и высокий, удобный бортик и намек на грани.

Пивная кружка очень симпатичной формы, сестра граненного друга. Тоже укреплены края и можно мыть в посудомойке.
Пивная кружка очень симпатичной формы, сестра граненного друга. Тоже укреплены края и можно мыть в посудомойке.

Мухина умерла в 64 года, от проблем с сердцем. Вера Игнатьевна получила пять Сталинских Премий и официально признана гордостью отечества. Помогло ли ей это принять все трагедии семьи, помогло ли простить все гонения – она и не говорила никогда. Ушла рано, безусловно гениальный художница, винтик машины агитации большой империи, которая выбрала творить в предлагаемых условиях, потому что не творить не могла.

Портрет Веры Игнатьевны руки Михаила Нестерова
Портрет Веры Игнатьевны руки Михаила Нестерова
-25
-26