Вера Игнатьевна Мухина – личность интересная и даже загадочная, родившись в семье обеспеченной, купеческой, занимала в СССР должность не последнюю, да и к тому же являлась королевой патриотической (пропагандистской) скульптуры. Как же удалось столь богатой привилегированной девочке, купеческой дочке (и удалось ли?) встроиться в страну советов. Давайте разбираться.
Вера, родилась в Российской Империи в прекрасном городе Риге в 1889 году.
Родилась в богатой семье, купалась в любви и заботе. Мама умерла рано от туберкулеза, а в 1892 году, отец перевез ее в Феодосию совсем ребенком.
Когда Вере исполнилось 15 лет случилась вторая трагедия, ее отец умер. Мухину удочерили, приняли в семью дяди и тети в Курске, где она закончила школу с отличием.
В 1912 году еще одно несчастье, которое перевернуло жизнь Веры. В Смоленской деревне, будучи 23-летней красавицей, Вера каталась на санках и попала в аварию. Нос оторвало полностью, были и другие повреждения лица. Требовались пластические операции. Хирурги оперировали ее и в Смоленске, и во Франции. Исправить лицо удалось, но навсегда с Верой осталось множество шрамов, напоминающих о неприятном событии.
Никогда не считала, что внешность — это первостепенная характеристика личности, но уверена, что юной девушке было гораздо сложнее социализироваться с такими повреждениями. Вера Игнатьевна сама писала, как на нее накатывали волны отчаяния, как позировала фотографам одной стороной лица, какие боли терпела и как стеснялась. Ранее она всегда считалась девицей симпатичной и фотографироваться любила. А примериться с новыми грубоватыми чертами не смогла. И скульптором стала - лица лепить, как ей слепили.
Позже Вера переехала в Москву и брала уроки в художественной школе у очень талантливых художников Ильи Машкова и Константина Юона.
В 1912 году Вера отправилась конечно же в …Париж, что бы еще больше углубиться в классическое искусство. В Париже случился первый в ее жизни роман с беглым террористом. По возвращение в Москву Вера узнала о его смерти.
А после в Италию, изучала искусство Возрождения, брала дополнительные уроки рисования.
За две недели до Первой Мировой войны Вера вернулась в Москву, прошла обучение на медсестру и начала работать в военном госпитале.
В госпитале Мухина встретила любовь всей своей жизни – врача Алексея Замкова, правда там она его лечила от тифа, он был пациентом. Алексей разглядел в ней сильную личность и нежную душу, а шрамы его ни капли не смущали.
А в 1917 году, во время переворота, в хаосе и бардаке Вера работала ассистентом Александры Экстер – прекрасного художника декоратора. Работали в Камерном театре Александра Таирова в Москве. Вера Игнатьевна и Александра или Асенька, как ее звала Вера, стали очень близкими подругами. Именно Асенька помогла Вере разглядеть в себе не только как скульптора и художника, но и декоратора, дизайнера.
Мало кто знает, что в 1915-1916 годах Вера пробовала себя в качестве модельера, а после в 1923 году стала совладелицей ателье по пошиву повседневной одежды.
После принятия в России пакта "ленинский план монументальной пропаганды", Вера Игнатьевна, образованная художница - скульптор, нашла свою стезю и возможность реализации. Она создала эскизы памятников заслуженных личностей, которые сейчас не все и не очень интересны и не смотря, на то что скульптуры по эскизам воплощены не были, Веру заметили.
Вера Мухина была последователем стиля «кубической скульптуры» - парижского течения.
За буржуазность в период становления нового государства не очень преследовали и ее виденье не осуждали, а образованием восхищались.
Скульптуры Мухиной были очень популярны, она преподавала в Вхутемасе и Вхтуеине, а в 1927 году ее работа «Крестьянка» даже получила премию на выставке «10 лет Октябрьской революции».
В семейной жизни в этот период не все было гладко, муж Веры Игнатьевны человек был очень талантливый. Врач -эндокринолог, изобрел первый гормональный препарат в СССР (и даже послужил прообразом профессор Преображенского в «Собачье Сердце» М.А. Булгакова) попал в немилость властей. И премии за творчество семью Веры не уберегли. Причины гонений затерялись в истории, да и не очень интересно по какой вши поклёпу объявили охоту на человека безусловно полезного и важного. Стало понятно, что ареста не избежать. Алексей и Вера с сыном пытались уехать заграницу, попросту бежать. Но система не любила беглецов, мужа сняли с поезда и посадили в тюрьму, а после отправили в ссылку в Воронеж.
Что пережила Вера Игнатьевна, известно одному богу. По протекции Максима Горького, а ранее творческие люди действительно помогали друг другу, власть карающую руку ослабила, и семье удалось вернуться в Москву в 1932 году. Мухина продолжала работать, а что делать - уехать им не удалось, и, кажется, только работа спасала ее от окружающего кошмара. В 1937 году власть имущие снова ворвались в лабораторию Алексея Замкова , уничтожили микроскоп, купленный на наследство Веры, ее подарок, обвиняли в мошенничестве и антисоветчине. Казалось бы, без последствий, не арестовали и не расстреляли, но это вечный «процесс» по роману Франца Кафки довел Алексея до сердечного приступа. В 1942 году случилась трагедия, врач, ученый и любимый муж Веры Мухиной умер. Преследования прекратились.
Самая знаменитая работа Мухиной– конечно «Рабочий и Колхозница», созданная в 1937 году. (В 48 лет). Будучи успешным скульптором, Вера Игнатьевна была привлечена к созданию декоративного монумента для советского павильона. Не смотря на преследования Алексея, Вера приступила к работе, задача очень ее увлекла. Она художник и стремление к самовыражению помогло ей скрыться в собственных мыслях, сбежать от нависшей гильотины. Это было талантливое идеологическое заявление, если пропаганда и должна существовать, то только в таком великолепном исполнении.
Французы восхищались искренне монументальностью произведения и критики отзывались как о самой мощной скульптуре двадцатого века. Свет был выбран очень правильно, нержавеющая сталь переливалась, шарф, как живой, развевался на ветру. "Рабочий и колхозница" парили над землей, дерзко и смело смотря в прекрасное светлое будущее. Даже Пабло Пикассо, сам Пикассо! написал восхищенный отзыв: "Как прекрасны советские гиганты на фоне сиреневого парижского неба".
Другая известная работа Мухиной, очень для меня родная, об авторе которой не все догадываются - памятник композитору Петру Ильичу Чайковскому. Установлен в 1954 году во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Посмотрите, если есть возможность.
История творчества Веры Игнатьевны как дизайнера тоже очень интересная. Стакан все же был придуман не Мухиной, еще со времен Петра I подобные стаканы изготавливали, но был ею грамотно усовершенствован. Она абсолютно точно чувствовала и пропорции, и материал. В тот период вышла первая промышленная посудомоечная машина в СССР, для общепитов и стакан требовал доработки, т.к. мытья не выдерживал имеющийся образец.
Во время второй мировой войны, в 1943 году граненный стакан, после редакции великого скульптора, поступил на производство. На завод в городе Гусь Хрустальный. Края стали толще, стакан стал прочнее. Грани помогали изделию не разбиться и не укатиться далеко, в случае качки на корабле или от резких толчков в поезде. Его было удобно использовать в аппаратах с газировкой на улице, переворачивать донышком вверх и омывать края, которых касались губами. Эргономичная вещь.
А вот, что действительно придумала Вера Игнатьевна от эскиза до полного воплощения – пивная кружка. Очень похожа на стакан и высокий, удобный бортик и намек на грани.
Мухина умерла в 64 года, от проблем с сердцем. Вера Игнатьевна получила пять Сталинских Премий и официально признана гордостью отечества. Помогло ли ей это принять все трагедии семьи, помогло ли простить все гонения – она и не говорила никогда. Ушла рано, безусловно гениальный художница, винтик машины агитации большой империи, которая выбрала творить в предлагаемых условиях, потому что не творить не могла.