В 2016 году в России была разработана стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. В этот период на долю внутреннего водного транспорта в Российской Федерации приходилось менее 1,5 процента общего объема перевозок грузов и грузооборота всех видов транспорта.
Перед Россией встала задача воссоздания регулярного торгового судоходства по всей линии Архангельск-Астрахань.
Для этого помимо строительства судов нужно озаботиться и состоянием пути, имея в виду поддержание постоянных глубин по рекам. Баржа-площадка, перевозящая 2700 тонн минерально-строительных грузов, толкаемая толкачом 450 л.с., заменяет состав из 45 вагонов и тепловоза мощностью 2000 л.с. или 104 автомобиля-самосвала, каждый мощностью 360 л.с. Модернизация флота сдерживается высокой капиталоемкостью, необходимостью привлечения заемных средств, высокой стоимостью кредитных ресурсов и длительными сроками окупаемости судов (более 12 лет для грузового и более 25 лет для пассажирского флота). По прогнозу, минимальная потребность в новых речных судах для текущих объемов грузоперевозок (около 100–110 млн т в год), до 2030 г. понадобится около 1600 грузовых судов, в том числе около 350 сухогрузов, 1070 сухогрузных барж, 120 наливных судов и около 70 наливных барж. Это лишь компенсирует объемы выбытия устаревших судов с учетом готовности российских верфей. Стремительная деградация флота была остановлена. Происходит это вполне положительное явление в основном за счет нового судостроения.
Экономия топлива и соответствующее сокращение выбросов в атмосферу при перевозке грузов водным транспортом по сравнению с железнодорожным и особенно автомобильным очень значительные.
Общая протяженность внутренних водных путей (ВВП) России превышает 100 тыс. км.
Имеющаяся в нашей стране сеть внутренних водных путей используется лишь на 15% пропускной способности.
Расширение провозной способности ВВП обусловлено развитием международного транспортного коридора «Север – Юг», а также ожидаемым ростом объемов перевозок грузов в экспортном направлении из внутренних районов страны. Предусмотрено проведение комплексной реконструкции гидротехнических сооружений всех бассейновых администраций страны.
Весь транспорт основан на трех столпах: стоимость, транзитное время и безопасность.
Устойчивое развитие водного транспорта России требует решения перезревших инфраструктурных проблем, обеспечения постоянной грузовой базы и обновления флота во всех его сегментах.