В СССР были места, где человек мог прожить жизнь, ни разу не увидев иностранного автомобиля. Отечественный автопром крепко держал монополию в своих пролетарских руках и, видимо, сильно опасался конкуренции. Понятное дело, никаких сравнений наши машины с иномарками не выдерживали. Иностранные модели если и попадали в страну, то только для использования государственной элитой. Или в качестве подопытных кроликов для обратного инжиниринга. Поэтому, случай с закупками западногерманских машин для милиции - случай выходящий из ряда вон.
Mercedes-Benz начали закупать в начале 70-х. По всей видимости, произошло это в результате проведения в Москве международной выставки "Кримтехника-74". Само мероприятие было передовым для своего времени, в том числе и с политической точки зрения. На нем, помимо прочих высокотехнологических новинок для силовиков, ведущие фирмы мира представили автомобили оборудованные для ведения разных видов криминалистической деятельности, включая патрульную.
Красивые, надежные и удобные "Мерседесы" сразу завоевали сердце советских силовиков. Посадить милиционеров на "Мерсы" - решение дерзкое даже по нынешним временам. Объяснить этот неожиданный контракт с фирмой из откровенно вражеского лагеря,из ФРГ, можно только очень влиятельным лобби на самом верху. Как бы там ни было, сделка состоялась и в СССР появились невероятные милицейские "Мерседесы" в специфической ведомственной окраске.
Вначале на советскую службу попали Mercedes-Benz W 108. Надежная машина, но на Западе, к тому времени, снятая с производства. Несение службы на таких автомобилях считалось поощрением. Только лучшие инспектора-передовики могли сесть за руль монстра с объемом двигателя 2,7 или 4,5 литра.
Вскоре, ведомственные гаражи ГАИ пополнились партией Mercedes-Benz W116. Причем передавал ее лично Вилли Брандт, на тот момент бывший канцлер ФРГ. Поговаривают, большой друг некоторых руководителей СССР, ставший после отставки председателем международного социалистического интернационала.
Самая большая закупка "Мерседесов" для милиции произошла перед Олимпиадой -80. Для обеспечения достойной охраны правопорядка, СССР закупила более 1000 Mercedes-Benz W123. Причем, большая часть из них была дизельная. Машины использовались не только для патрулирования, но и как транспорт сопровождения для важных лиц. Одна из них навсегда вошла в историю, как машина сопровождавшая эстафету Олимпийского огня на открытии.