Найти в Дзене
острова-облака

Вячеслав Валентинович, мой учитель истории

Учитель истории, Вячеслав Валентинович Маркелов (1952-2007)... У него было прозвище Хамза. Что оно значило, мы тогда не знали, но знали, что это прозвище дали нашему историку ещё советские школьники. Он всегда казался мне пожилым. Хотя, когда я заканчивала 11 класс, ему было всего 50 лет, почти 50. Он ужасно много курил дешевые папиросы, был атеистом, любил Сталина и Ленина. Ходил всегда в костюме с галстуком еще из той, прошедшей, эпохи. Рассказывал он замечательно, спрашивал строго. Если хотя бы на один вопрос не ответишь или ответишь, но не полностью или не точно, пятерки не жди.  _________________  "Я родился 23 октября 1952 года в городе Куйбышеве. Мои детство и юность прошли в Самарском районе нашего города, и поэтому в своих стихах я так часто обращаюсь к улицам, кварталам и дворам старой Самары. Я — счастливый человек, потому что всю жизнь меня окружали хорошие люди — мои родители, родственники, соседи, друзья детства, однокурсники, однополчане, коллеги и просто знакомые. Это

Учитель истории, Вячеслав Валентинович Маркелов (1952-2007)... У него было прозвище Хамза. Что оно значило, мы тогда не знали, но знали, что это прозвище дали нашему историку ещё советские школьники. Он всегда казался мне пожилым. Хотя, когда я заканчивала 11 класс, ему было всего 50 лет, почти 50. Он ужасно много курил дешевые папиросы, был атеистом, любил Сталина и Ленина. Ходил всегда в костюме с галстуком еще из той, прошедшей, эпохи. Рассказывал он замечательно, спрашивал строго. Если хотя бы на один вопрос не ответишь или ответишь, но не полностью или не точно, пятерки не жди.

 _________________

 "Я родился 23 октября 1952 года в городе Куйбышеве.

Мои детство и юность прошли в Самарском районе нашего города, и поэтому в своих стихах я так часто обращаюсь к улицам, кварталам и дворам старой Самары.

Я — счастливый человек, потому что всю жизнь меня окружали хорошие люди — мои родители, родственники, соседи, друзья детства, однокурсники, однополчане, коллеги и просто знакомые. Это не значит, что все мои годы прошли в тепличных условиях. Хватало на моем пути и трудностей, и неприятностей, и неудач. Но, в основном, судьба была ко мне добра. А в нелегкие минуты жизни всегда находились люди, приходившие мне на помощь. И, наверное, поэтому в моих стихах оптимистические интонации встречаются чаще. Чем пессимистические. Хотя некоторые мои творения не лишены горькой иронии, грусти и даже отчаяния.

Я работаю учителем истории в средней школе № 5.

Работу свою люблю. Но даже самая любимая работа требует иногда передышки. Известно, что Шерлок Холмс в минуты отдыха играл на скрипке. Д.И. Менделеев мастерил чемоданы (и довольно-таки профессионально), Карл Маркс во время работы над «Капиталом» отдыхал, решая интегральные уравнения.

А я пишу стихи".

_______________

Это из предисловия к книге стихов Вячеслава Валентиновича "Весна шагает по Самаре". Ее к 50-летию своего историка издала моя родная самарская школа № 5.

_______________

А еще он истинный самарец, он из тех, о ком мог бы рассказать Борис Александрович Кожин (1938-2021), если б знал его.

________________

Вячеслав Валентинович умер 12 апреля 2007 года. Остановилось сердце.

Сердце остановилось. А стихи идут.

***

Вновь обиду свою проглотив,

Коченею от холода лютого.

Но откуда-то взялся мотив:

«Я люблю, я люблю, я люблю тебя!»

Он плывет и зовет за собой,

И твердит: «Да забудьте, да плюньте вы!

Все к чертям! Лучше пойте со мной:

Я люблю, я люблю, я люблю тебя!»

Возвращаюсь домой, ну а там

Даже шкаф подпевает мне блюдцами:

«Все к чертям! Все к чертям!

Я люблю, я люблю, я люблю тебя!»

Мне любая беда нипочем.

Я любые поклепы стерплю теперь.

Мне отныне не страшен и черт.

Я люблю, я люблю, я люблю тебя!

***

А деньги

все-таки

пахнут,

свершая

за кругом

круг,

они

собирают

пятна

со скатертей,

пазух

и рук.

А деньги

все-таки

пахнут.

Над грешной

земною

корой

к ним намертво

прилипают

и грязь,

и зараза,

и кровь.

А деньги

все-таки

пахнут.

навозною

жижею

лжи,

притворства

приторной

патокой

и потом

продажной

любви.

А я не из тех,

кто хапает.

«Мейк мани!» -

не мой

пароль,

ведь деньги

все-таки

пахнут,

да как еще

пахнут

порой.

________________

Много людей - разных возрастов, его бывшие и настоящие ученики, пришли провожать Вячеслава Валентиновича в последний путь. Гражданская панихида проходила у школы. В.В. был одинок, жены, детей у него не было. Помню, что он оставался коммунистом в самые неподходящие для этого времена. А я тогда многого не понимала. Я сидела на первой парте, прямо перед ним и пол-урока дышала запахом "Примы", пропитавшим его костюм и его руки, и его усы а-ля Иосиф Виссарионович. И на стене, над доской, исписанной корявым детским его почерком, висел портрет Ильича.

К сожалению, в моём распоряжении только такое фото
К сожалению, в моём распоряжении только такое фото