Как выглядел Иван Сергеевич Кусков? Где и как жил? Почему нет у него ни исследователей творчества, ни полноценной биографии? Коротенькая статья в Википедии - и ВСЁ?!
Вот КАК это может быть, если человек проиллюстрировал чуть не двести книг? Не найдёшь того, которому не знакомы эти иллюстрации:
А почти всё, что мы знаем о художнике - мы знаем со слов его сына, искусствоведа. Как будто сын первым понял, что автор ТАКИХ иллюстраций станет вехой в истории искусства.
И фотография у сына нашлась:
Вот он, любимый художник юных романтиков в своей фантастической комнате. Всю жизнь прожил в тринадцатиметровой каморке в московской коммуналке, и называл её КАЮТОЙ.
(Немногие знали, что в этой каюте два года стояла ваза с прахом жены. Не мог расстаться! Ирина Чижевская (дочь биофизика Чижевского) была его женой недолго (умерла внезапно в 1959), а любовью - на всю жизнь...)
Кровать, стол и шкаф - это обыкновенно, а скрещённые шпаги на стене, и десятки рисунков, почти сплошь покрывающие стены - это потрясало всех входящих.
Едва отрывали глаз от картинок, знакомых с детства - и начинали вглядываться в их автора, живого и настоящего. Хозяина этого тщательно выстроенного мира воображаемой Идеальной Европы.
Она не "красивая", не мило-слащавая, эта Европа. Она... философская. Здесь живут не бытом, а выстраивают БЫТИЕ. Здесь главный и едва ли не единственный вопрос - о ЖИЗНИ и СМЕРТИ. Совсем не случайно героями Кускова становятся персонажи, для детской литературы неожиданные: землепроходцы, повстанцы, философы. Коперник, Роджер Бэкон...
Какой ересью, каким отступлением от незыблемых канонов кажется христовым овцам просто... желание Бэкона проверять всё, что только можно проверить!
Вольные стрелки Вильгельма Телля - это сознание своего человеческого достоинства теми, кому достоинство, вроде бы, и не полагалось. Мужики...
А Николай Коперник, каноник из Торна, всю жизнь служил не столько богу, сколько людям. Врач по профессии, механик, политик... брался за всё, чем только мог помочь ближнему.
Но особое почтение внушал широтой своих интересов. Даже друзья не понимали, что там можно высмотреть в небе.
И не верили, что такой человек может и состариться. И умереть?
Очень неприветливый мир, в котором остаться человеком - уже подвиг. И памяти достойны ГУМАНИСТЫ - те, кто сумел взрастить человечность не только в себе, но и в ближних. Вопреки всему.
А как ещё мог воспринимать мир мальчик из интеллигентной семьи, сын врача, родившийся в 1927 году? К тому же - потомок легендарного предка. Ведь его прапрадед, Кусков Иван Александрович, основатель и комендант Форта Росс в Калифорнии. Люди этого склада художнику не чужие, и его кормщик Иван Рябов - едва ли не единственный в его творчестве пример противостояния Европе. На смену идёт новая сила, новая цивилизация. Россия.
И расцвет этой новой цивилизации. Это Тропинин пишет портрет Пушкина.
Тропинин Василий Андреевич - вчерашний крепостной, а это значит, что культура - уже не принадлежность тонкого слоя "русских европейцев" - она "уходит в народ" - и народ готов!
Рисовать Ваня начал так рано, что начала своего увлечения и не помнил. Родители поняли, что обычной школы здесь недостаточно - нужна ещё и художественная.
И именно художественную школу - талантливых детей, будущее страны - эвакуировали из Москвы в полном составе осенью 41-го. В Башкирию.
Потом было возвращение в Москву, окончание школы, Суриковский институт... Это работа студенческая, зачётная:
Вот, пожалуй, и всё - внешними событиями эта жизнь совсем не богата. Дальше карьера свободного художника, работа в нескольких издательствах, в основном, в "Детской литературе".
"Джек-Соломинка" - повесть Зинаиды Шишовой очень созвучна мироощущению художника. Джек и Джоанна, только что вышедшие из детства, ещё не понимают, насколько опасен и враждебен мир...
Не будут они "жить долго и счастливо". Но их достоинство пред лицом смерти не только восхитит друзей - оно и врагов устыдит!
Но как же автору исторических иллюстраций остаться верным истории? Нигде ни разу не позволить себе "приблизительности" в костюмах, в архитектуре, убранстве комнат, посуде... Сколько же надо было изучить художнику, чтобы безошибочно выстраивать свои "миры"!
Случалось Кускову и "разоблачить" автора книги, уличить в неумеренной фантазии. Сам подсчитал - Атос в амьенском погребе выпивал не менее двенадцати бутылок вина в день. Купил двенадцать бутылок и проверил - возможно ли? Лично убедился: больше шести не выпить!
Абсолютная классика - "Божественная комедия" Данте. Вот Данте и Вергилий в аду. Что может быть интереснее и поучительнее историй грешников - настоящая энциклопедия человеческого несовершенства...
И при этом все, кто знал художника, отмечали его "рыцарственные манеры" - он словно сам стал гражданином Идеальной Европы, созданной его воображением. Едва ли не героем собственных сказок:
А вот это уже, по сути, агония Европы. "Остров сокровищ". Некогда могущественное пиратское береговое братство теперь уже не назовёшь "братством" даже в насмешку. Война всех со всеми!
Обратите внимание на Джима в окне. Он словно заглянул в своё возможное будущее. И сделает всё, чтобы его избежать!
Только великих дел от джентльменов тоже ждать нечего. Не подличают - уже хорошо.
А лучшая участь для проигравшего, для слепого - погибнуть под копытами коня. Как можно скорее.
Каким же мрачным пророчеством обернулся этот рисунок...
Казалось, ничто не предвещало, ведь шестьдесят лет для художника - расцвет. Но это был конец. Внезапный конец задолго до смерти!
Просто купил и выпил спирт из-под полы. Слепота и неподвижность на все оставшиеся девять лет.
И - ни регалий, ни званий. В тот Золотой век книжной иллюстрации Кусков, очевидно, считался одним из многих.
Всё, что осталось - это более 2 000 графических листов. Иллюстраций.
Другие рассказы о художниках здесь: