Найти в Дзене
FACT FINDER

Крушение парома «Ян Хевелиуш»

Холодной ночью с 13 на 14 января 1993 года затонул польский паром «Ян Хевелиуш». Трагедия, в которой погибли 55 человек, вызывает споры и по сей день. В день катастрофы на Балтийском море бушевал сильный шторм, и сам паром ни при каких обстоятельствах не должен был выйти в море. Одновременно с затонувшим в 1994 году паромом «Эстония» гибель «Яна Гевелия» является одной из самых загадочных морских катастроф в Балтийском море. Несмотря на то, что было проведено несколько расследований, выводы, представленные экспертами, вызывают много сомнений, а нежелание властей окончательно прояснить все вопросы, связанные с катастрофой, вызывает много вопросов. Паром «Ян Хевелиуш» был построен в 1977 году на норвежской верфи Trosvik Versted A/S по заказу компании Polish Ocean Lines. С самого начала кораблю очень не везло. За время его эксплуатации произошло еще 28 серьезных происшествий и столкновений. Паром несколько раз переворачивался в портах, сталкивался с рыбацкими лодками, а в сентябре 1986 го

Холодной ночью с 13 на 14 января 1993 года затонул польский паром «Ян Хевелиуш». Трагедия, в которой погибли 55 человек, вызывает споры и по сей день. В день катастрофы на Балтийском море бушевал сильный шторм, и сам паром ни при каких обстоятельствах не должен был выйти в море.

«Ян Хевелиуш»
«Ян Хевелиуш»

Одновременно с затонувшим в 1994 году паромом «Эстония» гибель «Яна Гевелия» является одной из самых загадочных морских катастроф в Балтийском море. Несмотря на то, что было проведено несколько расследований, выводы, представленные экспертами, вызывают много сомнений, а нежелание властей окончательно прояснить все вопросы, связанные с катастрофой, вызывает много вопросов.

Паром «Ян Хевелиуш» был построен в 1977 году на норвежской верфи Trosvik Versted A/S по заказу компании Polish Ocean Lines. С самого начала кораблю очень не везло. За время его эксплуатации произошло еще 28 серьезных происшествий и столкновений. Паром несколько раз переворачивался в портах, сталкивался с рыбацкими лодками, а в сентябре 1986 года серьезно пострадал при пожаре.

«Ян Хевелиуш» - автомобильный паром. Длина судна составляла 125,6 м, а грузоподъемность составляла около 2035 дедвейт-тонн. Он был оснащен четырьмя двигателями Sulzer 10AL25/30. Они обеспечивали скорость около 16,7 узлов.
«Ян Хевелиуш»
«Ян Хевелиуш»

Огонь повредил часть надстройки и верхнюю палубу (так называемую автомобильную палубу). Чтобы как можно скорее вернуть паром в эксплуатацию, PLO заказала ремонтные работы на верфи в Гамбурге. В рамках ремонта рабочие верфи должны были… залить поврежденную автомобильную палубу почти 60 тоннами бетона.

Сама идея такого ремонта была постыдной. Проблемы с устойчивостью у парома были с самого начала, а дополнительные тонны бетонного балласта еще больше ухудшили его состояние. Тем не менее «Ян Хевелиуш» вернулся в строй. Однако следующая авария была лишь вопросом времени.

Вечером 13 января 1993 года паром находился в Свиноуйсьце, и экипаж готовился к выходу в море. К сожалению, оказалось, что кормовой грузовой порт поврежден. Капитан Анджей Уласевич предложил, чтобы паром отправился на верфь, где будет произведен ремонт. Однако судовладелец (Euroafrica Shipping Lines, входит в состав ООП) приказал экипажу устранить повреждения своими силами и как можно скорее выйти в море.

«Ян Хевелиуш»
«Ян Хевелиуш»

После двухчасового ремонта калитка была временно закреплена, и паром был готов к отплытию. Отряд отправился в круиз в Истад после полуночи. Погодные условия были довольно хорошими, поэтому капитан решил выбрать более короткий маршрут, но менее безопасный в случае шторма. На борту парома находились 35 пассажиров, 29 членов экипажа, 28 грузовиков и несколько железнодорожных вагонов.

Около 3:30 утра «Ян Хевелиуш», двигаясь на максимальной скорости, попал в сильный шторм. Ветер дул со скоростью 180 км/ч, а высота волн достигала 6 метров. Погодные условия очень быстро ухудшились, и весь экипаж поднялся на ноги. К сожалению, из-за ошибок экипажа паром шел с включенной системой защиты от опрокидывания. До сих пор она хорошо работала в хороших погодных условиях, но в таких условиях была совершенно бесполезна и опасна.

Около 4:10 ветер ненадолго утих, и паром начал крениться в сторону, поскольку активированная система предотвращения опрокидывания ранее заполнила балластные цистерны с той стороны, которая была поражена ветром, чтобы удержать судно на одном уровне. Когда ветер стих, системе не удалось откачать воду из балластных цистерн.

«Ян Хевелиуш»
«Ян Хевелиуш»

Крен увеличивался очень быстро и в 4:30 капитан отдал приказ покинуть паром. Немедленно был отправлен сигнал SOS, на который отреагировали спасатели из Германии и Дании. Около 5:50 утра «Ян Хевелиуш» перевернулся и начал медленно тонуть.

К сожалению, бушующий шторм и очень низкая температура воды, а также отсутствие специальных спасательных костюмов привели к тому, что из 64 человек, находившихся на пароме и оказавшихся в воде, удалось спасти только 9. Остальные замерзли или утонули в воде. Сама спасательная операция также была проведена некачественно и привела к гибели нескольких человек. В конце концов, около 11 часов у острова Рюген паром «Ян Хевелиуш» затонул. Обломки осели на глубине всего 30 метров.

Расследование, начатое после катастрофы, длилось несколько лет. В конечном итоге было признано, что причиной крушения стала плохая погода и ошибки экипажа. Деятельность судовладельца и последствия «ремонта» 1986 г. в расследовании не учитывались. Никакой компенсации семьям жертв предоставлено не было, и власти очень усердно пытались замять дело. Только в 2005 году семьям погибших была выплачена компенсация в размере ... 4,6 тыс. евро.

«Ян Хевелиуш»
«Ян Хевелиуш»

Действия после крушения вызвали много вопросов и подпитывали сторонников теории заговора. Одна из них предполагает, что паром подвергся саботажу, потому что на нем перевозилось незаконное оружие из Румынии. Однако эти разоблачения так и не подтвердились, а многочисленные экспедиции к обломкам парома не обнаружили на борту никаких следов оружия.

Однако трагическая история парома «Ян Хевелиуш» не закончилась его гибелью. 19 сентября 2008 года один из водолазов погиб во время погружения к обломкам парома.

__________________________________________

Если понравилась статья, поддержите канал подпиской, а также приглашаю в другие свои блоги:

ПОГНАЛИ С НАМИ - Канал об удивительных местах, достопримечательностях, дворцах, замках и многом другом

ОБО ВСЁМ ПО-НЕМНОГУ - канал фактами, подборками и удивительными историями