Холодной ночью с 13 на 14 января 1993 года затонул польский паром «Ян Хевелиуш». Трагедия, в которой погибли 55 человек, вызывает споры и по сей день. В день катастрофы на Балтийском море бушевал сильный шторм, и сам паром ни при каких обстоятельствах не должен был выйти в море.
Одновременно с затонувшим в 1994 году паромом «Эстония» гибель «Яна Гевелия» является одной из самых загадочных морских катастроф в Балтийском море. Несмотря на то, что было проведено несколько расследований, выводы, представленные экспертами, вызывают много сомнений, а нежелание властей окончательно прояснить все вопросы, связанные с катастрофой, вызывает много вопросов.
Паром «Ян Хевелиуш» был построен в 1977 году на норвежской верфи Trosvik Versted A/S по заказу компании Polish Ocean Lines. С самого начала кораблю очень не везло. За время его эксплуатации произошло еще 28 серьезных происшествий и столкновений. Паром несколько раз переворачивался в портах, сталкивался с рыбацкими лодками, а в сентябре 1986 года серьезно пострадал при пожаре.
«Ян Хевелиуш» - автомобильный паром. Длина судна составляла 125,6 м, а грузоподъемность составляла около 2035 дедвейт-тонн. Он был оснащен четырьмя двигателями Sulzer 10AL25/30. Они обеспечивали скорость около 16,7 узлов.
Огонь повредил часть надстройки и верхнюю палубу (так называемую автомобильную палубу). Чтобы как можно скорее вернуть паром в эксплуатацию, PLO заказала ремонтные работы на верфи в Гамбурге. В рамках ремонта рабочие верфи должны были… залить поврежденную автомобильную палубу почти 60 тоннами бетона.
Сама идея такого ремонта была постыдной. Проблемы с устойчивостью у парома были с самого начала, а дополнительные тонны бетонного балласта еще больше ухудшили его состояние. Тем не менее «Ян Хевелиуш» вернулся в строй. Однако следующая авария была лишь вопросом времени.
Вечером 13 января 1993 года паром находился в Свиноуйсьце, и экипаж готовился к выходу в море. К сожалению, оказалось, что кормовой грузовой порт поврежден. Капитан Анджей Уласевич предложил, чтобы паром отправился на верфь, где будет произведен ремонт. Однако судовладелец (Euroafrica Shipping Lines, входит в состав ООП) приказал экипажу устранить повреждения своими силами и как можно скорее выйти в море.
После двухчасового ремонта калитка была временно закреплена, и паром был готов к отплытию. Отряд отправился в круиз в Истад после полуночи. Погодные условия были довольно хорошими, поэтому капитан решил выбрать более короткий маршрут, но менее безопасный в случае шторма. На борту парома находились 35 пассажиров, 29 членов экипажа, 28 грузовиков и несколько железнодорожных вагонов.
Около 3:30 утра «Ян Хевелиуш», двигаясь на максимальной скорости, попал в сильный шторм. Ветер дул со скоростью 180 км/ч, а высота волн достигала 6 метров. Погодные условия очень быстро ухудшились, и весь экипаж поднялся на ноги. К сожалению, из-за ошибок экипажа паром шел с включенной системой защиты от опрокидывания. До сих пор она хорошо работала в хороших погодных условиях, но в таких условиях была совершенно бесполезна и опасна.
Около 4:10 ветер ненадолго утих, и паром начал крениться в сторону, поскольку активированная система предотвращения опрокидывания ранее заполнила балластные цистерны с той стороны, которая была поражена ветром, чтобы удержать судно на одном уровне. Когда ветер стих, системе не удалось откачать воду из балластных цистерн.
Крен увеличивался очень быстро и в 4:30 капитан отдал приказ покинуть паром. Немедленно был отправлен сигнал SOS, на который отреагировали спасатели из Германии и Дании. Около 5:50 утра «Ян Хевелиуш» перевернулся и начал медленно тонуть.
К сожалению, бушующий шторм и очень низкая температура воды, а также отсутствие специальных спасательных костюмов привели к тому, что из 64 человек, находившихся на пароме и оказавшихся в воде, удалось спасти только 9. Остальные замерзли или утонули в воде. Сама спасательная операция также была проведена некачественно и привела к гибели нескольких человек. В конце концов, около 11 часов у острова Рюген паром «Ян Хевелиуш» затонул. Обломки осели на глубине всего 30 метров.
Расследование, начатое после катастрофы, длилось несколько лет. В конечном итоге было признано, что причиной крушения стала плохая погода и ошибки экипажа. Деятельность судовладельца и последствия «ремонта» 1986 г. в расследовании не учитывались. Никакой компенсации семьям жертв предоставлено не было, и власти очень усердно пытались замять дело. Только в 2005 году семьям погибших была выплачена компенсация в размере ... 4,6 тыс. евро.
Действия после крушения вызвали много вопросов и подпитывали сторонников теории заговора. Одна из них предполагает, что паром подвергся саботажу, потому что на нем перевозилось незаконное оружие из Румынии. Однако эти разоблачения так и не подтвердились, а многочисленные экспедиции к обломкам парома не обнаружили на борту никаких следов оружия.
Однако трагическая история парома «Ян Хевелиуш» не закончилась его гибелью. 19 сентября 2008 года один из водолазов погиб во время погружения к обломкам парома.
__________________________________________
Если понравилась статья, поддержите канал подпиской, а также приглашаю в другие свои блоги:
ПОГНАЛИ С НАМИ - Канал об удивительных местах, достопримечательностях, дворцах, замках и многом другом
ОБО ВСЁМ ПО-НЕМНОГУ - канал фактами, подборками и удивительными историями