Найти тему
Ещё один блог о кино

Незаслуженно забытый фильм по повести Кира Булычева

Кир Булычев - один из самых экранизируемых советских фантастов, но вот только мало кто сразу скажет, какой из фильмов "по Булычеву" он знает, помимо знаменитого сериала "Гостья из будущего" про Алису Селезневу.

Что в литературе, что в кинематографе замечательный писатель-фантаст, в каком-то смысле, стал "заложником Алисы" - созданный им персонаж оказался настолько популярным, что затмевал книги и фильмы, где Алисы не было.

А ведь Кир Булычев - автор не одного десятка великолепных повестей и рассказов! Достаточно вспомнить такие бриллианты отечественной литературы, как "Можно попросить Нину" и "Корона профессора Козарина"..

Но для большинства читателей Кир Булычев - это, прежде всего, книги про Алису Селезневу. Хорошо это или плохо - трудно сказать. Да, Алиса во многом сковывала творческий потенциал писателя, с другой стороны, - она на протяжении долгих лет позволяла ему хорошо зарабатывать.

Казалось, что первой экранизацией прозы Булычева должна была стать какая-то история о гостье из будущего, однако, этого не случилось. В 1976 году режиссер Серик Райбаев заинтересовался вышедшей в 1973-ем году в альманахе "Мир приключений" небольшой повестью Кира (тогда - Кирилла) Булычева "Умение кидать мяч".

Главный герой повести - ничем не выдающийся советский служащий Герман Коленкин, к сорока годам успевший обзавестись лысиной, солидным брюшком, а также глубоко въевшимся в подкорку комплексом по поводу маленького роста. Все изменилось, когда живущий по соседству физик Курлов рассказал Герману о своем новом изобретении - препарате, улучшающем нейронные связи между мозгом человека и его руками. Препарат может сделать из заурядной личности выдающегося художника, или, например, спортсмена. Герман Коленкин после непродолжительных размышлений, соглашается стать "подопытным кроликом".

Серику Райбаеву удалось привлечь к работе над сценарием двух опытных московских литераторов - Феликса Французова и Александра Страхова (отец популярного ныне актера Даниила Страхова). Сценаристы исправили название повести на "Бросок, или Все началось в субботу", и заменили все русские имена на казахские (предполагалось, что в фильме будут сниматься казахские актеры). Так Герман Коленкин стал Темирбеком Сарсенбаевым. В таком виде сценарий и отправился руководству студии "Казахфильм", которое довольно быстро утвердило ленту к производству.

Главные роли в фильме Серик Райбаев предложил известному в Казахской ССР театральному актеру Есболгану Жайсанбаеву, а также живой легенде казахстанского кинематографа Асанали Ашимову. Кроме того, вездесущему режиссеру удалось, казалось бы, невозможное - привлечь в качестве консультанта по "баскетбольной" части фильма великого советского тренера Александра Гомельского.

Сюжет фильма

Темирбек Сарсенбаев трудится в конторе архитектором. Работа наскучила, молодость уже прошла, и под рубашкой сформировался животик. Разговорившись с соседом-профессором, Темирбек узнает об уникальном изобретении - препарате, повышающем возможности человека. Понимая, что это его шанс сбежать от жизненной рутины, архитектор соглашается стать участником научного эксперимента.

Архитектор Сарсенбаев. Кадр из фильма.
Архитектор Сарсенбаев. Кадр из фильма.

В результате Темирбек получает уникальную возможность - точно бросать любые предметы в цель, с любых расстояний и практически не целясь. Об умении архитектора кидать мяч узнает тренер баскетбольной команды под названием "Арман".

Несмотря на то, что телосложение Темирбека совершенно не соответствует баскетболу и природных данных к спорту у него нет ни малейших, тренер предлагает мужчине попробовать себя в игре, и в одном из матчей выпускает Сарсенбаева на площадку.

Перед первым выходом на площадку. Кадр из фильма.
Перед первым выходом на площадку. Кадр из фильма.

Архитектор неповоротлив, ему трудно бегать, но, как только мяч попадает к Темирбеку - он через мгновение оказывается в сетке. В результате тренер требует от команды "играть на Сарсенбаева", и дар невзрачного мужчины меняет все.

Благодаря новому лидеру "Арман" одерживает одну громкую победу за другой. Темирбек становится спортивной звездой, любимцем болельщиков, которые буквально носят его на руках, часами ждут у входа на стадион, чтобы получить автограф. У Сарсенбаева появляются и многочисленные поклонницы, а ведь он уже давно отчаялся привлечь к себе женское внимание. С одной из девушек у Темирбека даже намечается роман.

Однако, шумный успех не приносит новоявленному баскетболисту счастья. Мужчина понимает, что все то, что он имеет, получено не за счет настоящего таланта, не за счет труда.

И Темирбек очень одинок. Несмотря на то, что он - лидер команды, главная ее звезда, он всегда в стороне. Когда остальные ребята тренируются, бегают, он просто сидит на трибуне. А зачем ему тренироваться? Ведь его умение - это просто кидать мяч.

Но вот "Арману" предстоит решающий матч. Для ребят, для тренера - это важнейшее событие в жизни. Внезапно Темирбек заявляет тренеру, что он уходит из команды.

"Наверное, он должен был наступить, этот момент, когда надоедает играть в прятки с самим собой, когда герою хочется, чтобы оценили не его проклятый бросок, который не имеет к нему никакого отношения, а его самого, его мозги, его способности, его достижения. Хочется, чтобы любили его, а не иллюзию, не какой-то мифический феномен".

Без своего лучшего игрока "Арман" начинает проигрывать. Видя, как страдают его товарищи, те, с кем он был рядом столько времени, Сарсенбаев не выдерживает и выходит на площадку.

Темирбек внезапно ощущает прилив свежих сил, он чувствует себя моложе, начинает больше двигаться по площадке, он играет несколько иначе, чем раньше - живее, бодрее, ярче. Но умение кидать мяч все еще при нем - и вскоре архитектору удается переломить ход игры. Когда до конца матча остаются считанные минуты, Темирбек просит тренера заменить его на молодого парня, "вечного запасного". "Арман" одерживает победу, а умеющий кидать мяч лучше всех в мире Темирбек навсегда уходит из спорта.

Вот такая замечательная история, придуманная писателем Киром Булычевым и перенесенная на экран режиссером Сериком Райбаевым. Что повесть, что фильм, отлично передают основную идею - "суперсила" не приносит счастья, и умение забрасывать мяч не так важно, как отношения между людьми.

В самом конце главный герой выходил на площадку не ради себя, не ради своей славы и победы над комплексами. Он вышел ради ребят, которые с самого начала отнеслись к нему со всей искренностью. И то чувство молодости, что внезапно овладело мужчиной - это уже был не препарат! Это уже была его победа над собой, его азарт, его желание жить и побеждать.

И Сарсенбаеву удалось сохранить этот новообретенный юношеский задор. В конце фильма он бежит вдоль линии прибоя с красивой девушкой - той самой поклонницей, которая не оставила его даже после ухода из спорта.

Кадр из фильма "Бросок, или Все началось в субботу".
Кадр из фильма "Бросок, или Все началось в субботу".

"Бросок, или Всё началось в субботу" - это глубокий, добрый, умный фильм, который стал достойной экранизацией шедевральной повести Кира Булычева. А на фоне современных фильмов "Бросок", откровенно говоря, и вовсе смотрится пришельцем с другой планеты.

Рекомендую от всей души!

Еще больше статей про незаслуженно забытое кино, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!

Мои книги

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.