Кир Булычев - один из самых экранизируемых советских фантастов, но вот только мало кто сразу скажет, какой из фильмов "по Булычеву" он знает, помимо знаменитого сериала "Гостья из будущего" про Алису Селезневу.
Что в литературе, что в кинематографе замечательный писатель-фантаст, в каком-то смысле, стал "заложником Алисы" - созданный им персонаж оказался настолько популярным, что затмевал книги и фильмы, где Алисы не было.
А ведь Кир Булычев - автор не одного десятка великолепных повестей и рассказов! Достаточно вспомнить такие бриллианты отечественной литературы, как "Можно попросить Нину" и "Корона профессора Козарина"..
Но для большинства читателей Кир Булычев - это, прежде всего, книги про Алису Селезневу. Хорошо это или плохо - трудно сказать. Да, Алиса во многом сковывала творческий потенциал писателя, с другой стороны, - она на протяжении долгих лет позволяла ему хорошо зарабатывать.
Казалось, что первой экранизацией прозы Булычева должна была стать какая-то история о гостье из будущего, однако, этого не случилось. В 1976 году режиссер Серик Райбаев заинтересовался вышедшей в 1973-ем году в альманахе "Мир приключений" небольшой повестью Кира (тогда - Кирилла) Булычева "Умение кидать мяч".
Главный герой повести - ничем не выдающийся советский служащий Герман Коленкин, к сорока годам успевший обзавестись лысиной, солидным брюшком, а также глубоко въевшимся в подкорку комплексом по поводу маленького роста. Все изменилось, когда живущий по соседству физик Курлов рассказал Герману о своем новом изобретении - препарате, улучшающем нейронные связи между мозгом человека и его руками. Препарат может сделать из заурядной личности выдающегося художника, или, например, спортсмена. Герман Коленкин после непродолжительных размышлений, соглашается стать "подопытным кроликом".
Серику Райбаеву удалось привлечь к работе над сценарием двух опытных московских литераторов - Феликса Французова и Александра Страхова (отец популярного ныне актера Даниила Страхова). Сценаристы исправили название повести на "Бросок, или Все началось в субботу", и заменили все русские имена на казахские (предполагалось, что в фильме будут сниматься казахские актеры). Так Герман Коленкин стал Темирбеком Сарсенбаевым. В таком виде сценарий и отправился руководству студии "Казахфильм", которое довольно быстро утвердило ленту к производству.
Главные роли в фильме Серик Райбаев предложил известному в Казахской ССР театральному актеру Есболгану Жайсанбаеву, а также живой легенде казахстанского кинематографа Асанали Ашимову. Кроме того, вездесущему режиссеру удалось, казалось бы, невозможное - привлечь в качестве консультанта по "баскетбольной" части фильма великого советского тренера Александра Гомельского.
Сюжет фильма
Темирбек Сарсенбаев трудится в конторе архитектором. Работа наскучила, молодость уже прошла, и под рубашкой сформировался животик. Разговорившись с соседом-профессором, Темирбек узнает об уникальном изобретении - препарате, повышающем возможности человека. Понимая, что это его шанс сбежать от жизненной рутины, архитектор соглашается стать участником научного эксперимента.
В результате Темирбек получает уникальную возможность - точно бросать любые предметы в цель, с любых расстояний и практически не целясь. Об умении архитектора кидать мяч узнает тренер баскетбольной команды под названием "Арман".
Несмотря на то, что телосложение Темирбека совершенно не соответствует баскетболу и природных данных к спорту у него нет ни малейших, тренер предлагает мужчине попробовать себя в игре, и в одном из матчей выпускает Сарсенбаева на площадку.
Архитектор неповоротлив, ему трудно бегать, но, как только мяч попадает к Темирбеку - он через мгновение оказывается в сетке. В результате тренер требует от команды "играть на Сарсенбаева", и дар невзрачного мужчины меняет все.
Благодаря новому лидеру "Арман" одерживает одну громкую победу за другой. Темирбек становится спортивной звездой, любимцем болельщиков, которые буквально носят его на руках, часами ждут у входа на стадион, чтобы получить автограф. У Сарсенбаева появляются и многочисленные поклонницы, а ведь он уже давно отчаялся привлечь к себе женское внимание. С одной из девушек у Темирбека даже намечается роман.
Однако, шумный успех не приносит новоявленному баскетболисту счастья. Мужчина понимает, что все то, что он имеет, получено не за счет настоящего таланта, не за счет труда.
И Темирбек очень одинок. Несмотря на то, что он - лидер команды, главная ее звезда, он всегда в стороне. Когда остальные ребята тренируются, бегают, он просто сидит на трибуне. А зачем ему тренироваться? Ведь его умение - это просто кидать мяч.
Но вот "Арману" предстоит решающий матч. Для ребят, для тренера - это важнейшее событие в жизни. Внезапно Темирбек заявляет тренеру, что он уходит из команды.
"Наверное, он должен был наступить, этот момент, когда надоедает играть в прятки с самим собой, когда герою хочется, чтобы оценили не его проклятый бросок, который не имеет к нему никакого отношения, а его самого, его мозги, его способности, его достижения. Хочется, чтобы любили его, а не иллюзию, не какой-то мифический феномен".
Без своего лучшего игрока "Арман" начинает проигрывать. Видя, как страдают его товарищи, те, с кем он был рядом столько времени, Сарсенбаев не выдерживает и выходит на площадку.
Темирбек внезапно ощущает прилив свежих сил, он чувствует себя моложе, начинает больше двигаться по площадке, он играет несколько иначе, чем раньше - живее, бодрее, ярче. Но умение кидать мяч все еще при нем - и вскоре архитектору удается переломить ход игры. Когда до конца матча остаются считанные минуты, Темирбек просит тренера заменить его на молодого парня, "вечного запасного". "Арман" одерживает победу, а умеющий кидать мяч лучше всех в мире Темирбек навсегда уходит из спорта.
Вот такая замечательная история, придуманная писателем Киром Булычевым и перенесенная на экран режиссером Сериком Райбаевым. Что повесть, что фильм, отлично передают основную идею - "суперсила" не приносит счастья, и умение забрасывать мяч не так важно, как отношения между людьми.
В самом конце главный герой выходил на площадку не ради себя, не ради своей славы и победы над комплексами. Он вышел ради ребят, которые с самого начала отнеслись к нему со всей искренностью. И то чувство молодости, что внезапно овладело мужчиной - это уже был не препарат! Это уже была его победа над собой, его азарт, его желание жить и побеждать.
И Сарсенбаеву удалось сохранить этот новообретенный юношеский задор. В конце фильма он бежит вдоль линии прибоя с красивой девушкой - той самой поклонницей, которая не оставила его даже после ухода из спорта.
"Бросок, или Всё началось в субботу" - это глубокий, добрый, умный фильм, который стал достойной экранизацией шедевральной повести Кира Булычева. А на фоне современных фильмов "Бросок", откровенно говоря, и вовсе смотрится пришельцем с другой планеты.
Рекомендую от всей души!
Еще больше статей про незаслуженно забытое кино, про писателей, актеров, путешественников, про экранизации книг отечественных и зарубежных авторов, про иллюстрации к знаменитым книгам, про живопись, кино, литературу, философию, историю, интересных людей и невероятные события - на моем канале! Подписывайтесь!
Мои книги
Мой Инстаграм
Мой Фейсбук
Я на Автор.Тудей
Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.