Найти тему
Объятия Отча

Важны ли слезы на молитве, или можно без них?

Оглавление

Отвечает святой Паисий Святогорец.

- Геронда, я уже много лет не могу плакать о своих грехах, у меня нет ни слезинки. Это значит, что у меня нет настоящего покаяния?

- Тебе что, не больно за грех, который ты совершила?

- Больно, но, наверно, эта боль неглубока.

- Не приходи к заключению на основании слез. Конечно, слезы - это отличительный признак покаяния, однако не единственный.

Сердечная боль и внутреннее воздыхание - это те внутренние слезы, которые выше, чем слезы внешние.

Один человек сетовал на свою жестокосердность, что он не плачет на молитве. "У меня каменное сердце!" - жаловался он мне. На самом деле, это был чуткий человек, он стонал и вздыхал о своих грехах, и видно было, что он истинно кается.

А есть другие люди, которые могут легко заплакать по любому поводу. Иногда ещё слезы не высохли на его глазах, а он уже смеётся. Такой человек подобен переменчивой весенней погоде.

Увидев бомжа, такой человек может всплакнуть и тут же похвалить себя, подумать :" надо же, как я сочувствую чужой боли!"

Или пролив слезу на молитве, он думает :" раз моя молитва совершается со слезами, то Бог её точно слышит!". Так он успокаивает свой помысл.

Слёзы, которые от бесов

А есть и безутешные слезы. Это слезы - от тангалашки (так святой называл бесов). В таких слезах нет покаяния, но есть задетый эгоизм. Он плачет не потому, что огорчил Бога, а потому что упал в глазах других людей.

Таким образом, он страдает вдвойне. Подобные слезы эгоистичны, они подобны раскаяние Иуды. Он, предав Христа, пошёл к фарисеям, чтобы сказать им :" согрешил". Но фарисеи ответили :" нам-то зачем ты это говоришь?!".. Эти слова задели эгоизм Иуды, он обозлился, швырнул фарисеям сребреники, ушёл и от гордости повесился. (Мф, 27,3-5).

Но если бы Иуда покаялся, пошёл ко Христу и сказал бы Ему:" согрешил, прости! ", то он бы спасся.

Радоствотворный плач

- Геронда, что такое радоствотворный плач?

- Это - радость, которая происходит оттого, что мы печалимся за какой-то сделанный нами грех. В радостотворном плаче присутствует и боль, и радость. Поэтому он и называется радостной печалью.

От любочестия человек печалится том, что опечалил Христа, однако он и радуется потому что чувствует Божественное утешение. Искренне покаявшийся грешник получает от Бога прощение, чувствует утешение и может достичь даже духовного радования.

Материал взят из книги "Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 3. Духовная борьба".

Всем мира и спасения!

Вот ещё интересная статья :