Найти в Дзене
Материк книг

"Невеста" - рассказ Чехова, который показался мне совершенно неправдоподобным

Оглавление

Писал Чехов его в жанре реализм, а получилась фантастика)

А если серьезно, то "Невеста" - последний рассказ Чехова, написанный в 1903 году. Притом известно, что писатель долго работал над ним, значит, сюжет был важен. То было предреволюционное время. Чтобы понять его в полной мере, надо знать историю, причем в нюансах.

Казалось бы, это очевидно, но не для всех. Почитав отзывы я очень удивилась, что многие люди совершенно не обращают внимание на то, что поразило меня, а судят о героях с позиций нашего времени, не понимая, какая пропасть нас разделяет, ведь прошло более 100 лет.

Сюжет

Не считаю нужным сохранять интригу. Рассказ короткий и интересно было бы обсудить его с теми, кто читал или хотя бы в моем кратком пересказе)

Провинциальный город. Семья. Бабушка, старшая в доме. "Ей принадлежали торговые ряды на ярмарке и старинный дом с колоннами и садом." "Ее невестка, мать Нади, Нина Ивановна, белокурая, сильно затянутая, в pince-nez и с бриллиантами на каждом пальце" Надя - девушка 23 лет. С 16 лет мечтает о замужестве и оно, наконец, скоро состоится. Ее жених - Андрей Андреич, человек, который "ничем не занимается". Саша - дальний родственник, в семье "свой", приезжает на лето.

И вот этот Саша, который долго учился на деньги Надиной бабушки ("чуть ли не 15 лет") и выучился аж на архитектора, тем не менее служит всего лишь в московской литографии. Он "жалеет" девушку и постоянно рассказывает ей, что нужно учиться, трудиться "и будут тогда здесь громадные, великолепнейшие дома, чудесные сады, фонтаны необыкновенные, замечательные люди...", а не как они вот тут все - "заедаете чью-то чужую жизнь; а разве это чисто, не грязно?" Так продолжается в каждый его приезд уж не один год, но раньше Надя этих речей не слушала.

Иллюстрация Дубинского к рассказу "Невеста". Фото из открытых источников
Иллюстрация Дубинского к рассказу "Невеста". Фото из открытых источников

Теперь все переменилось. Она засомневалась. Тем временем шьют приданое, ждет " двухэтажный дом, который наняли и давно уже приготовили для молодых". Саша тем временем собрался уезжать, не дожидаясь свадьбы. Неожиданно Надя, мучимая сомнениями, просит взять его с собой. Ей, мол, все опостылело. Саша рад: "— Поедете, будете учиться, а там пусть вас носит судьба. Когда перевернете вашу жизнь, то всё изменится. Главное — перевернуть жизнь, а всё остальное не важно".

Они держат все в тайне. Никто в семье не подозревает о решении Нади. За неделю до свадьбы она уезжает с Сашей. "Проводите меня до Москвы, а там вы одни поедете в Петербург", - говорит он. Так и случилось.

Через год Надя после экзаменов приезжает навестить родных. По пути останавливается в Москве, повидать Сашу. Он "не жилец", живет бедно, в грязной тесной комнатке. Надя добирается до своего городка. Мать и бабушка постарели, все будто скукожилось, потолки низки и все это - прошлое. Родные признаются, что тяжело было пережить такой поступок Нади, но теперь "ничего".

Рассказ заканчивается телеграммой о смерти Саши. Надя осознает, что ей все здесь чуждо и готовиться уехать. Теперь уже навсегда. "Впереди ей рисовалась жизнь новая, широкая, просторная, и эта жизнь, еще неясная, полная тайн, увлекала и манила ее".

Что же меня удивило?

На первый взгляд сюжет далеко не нов. Девушка сбегает от жениха, передумав в последнюю минуту, у нее другие приоритеты. Ладно, бывает. Но в этом рассказе явные отсылки к революции, феминистскому движению, зарождавшемуся в России, женскому образованию, о котором тогда много говорили, вообще о самостоятельности женщин, конфликту отцов и детей.

Почему так неправдоподобно все это описано? Многие детали Чехов просто опускает. А ведь в них - самое интересное. Эта семья - из купцов или дворян? Бабушка владеет торговыми рядами, но ее дальняя родственница, бабушка Саши - дворянка. Почему Надя до сих пор не вышла замуж, если мечтала об этом к тому же с 16 лет? В 18 лет уже старались заполучить хорошего жениха. Совершенно непонятно.

Иллюстрация Шишмарева к рассказу "Невеста". Фото из открытых источников
Иллюстрация Шишмарева к рассказу "Невеста". Фото из открытых источников

Вода камень точит. Саша, как мелкий бес, пел и пел в уши и достиг-таки цели. Но! Было бы логичным, если бы она уехала с этим Сашей, у них была бы симпатия, какие-то отношения, ну, по-дружески помог бы ей на первых порах устроиться, куда-то поступить. Но он ей прямо говорит - я в Москву, а вы поедете одна в Петербург. Серьезно? В те времена? Даже сейчас это не так просто.

Здесь град вопросов: откуда у нее такой уровень подготовки, чтобы поступить куда-либо? Откуда деньги? К кому она едет в Петербург с бухты-барахты, не написав писем, да и кто ее там приютит, узнав, что она сбежала из-под венца, опозорив семью?

Отдельный вопрос про обучение. Тогда с этим для женщин было очень туго. Только самые пробивные и напористые могли поступить на Высшие женские курсы, ни в какие университеты женщин не брали. Это стало возможным только после 1905 года, да и то в качестве вольнослушательниц. Так куда собралась поступать Надя?? Тогда для дворянок было только несколько профессий: гувернантка, учительница, может, машинистка? Про то, как тернист был путь женщин к высшему образованию можно прочитать у Басинского в повести, написанной по реальным событиям "Посмотрите на меня".

А как быстро с нее слетело все патриархально провинциальное воспитание, просто удивительно. Она не чувствует никакой вины, а ведь для оставшихся родственниц могло все кончиться плохо - бабушка лежала. три дня не вставала. Так не делают, даже чисто по-человечески.

Вересаев о "Невесте"

Чехов переделывал рассказ. Сначала Надя "уходила в революцию", в конечной редакции писатель смягчил это и девушка уходит просто в какую-то абстрактную "учебу". Про это есть у Вересаева:

Антон Павлович спросил:
— Ну, что, как вам рассказ?
Я помялся, но решил высказаться откровенно:
— Антон Павлович, не так девушки уходят в революцию. И такие девицы, как ваша Надя, в революцию не идут.
Глаза его взглянули с суровою настороженностью.
— Туда разные бывают пути.

Т.е. Вересаев отмечает неправдоподобность такого поворота:

Выведена типическая безвольная чеховская девушка, кузен подбивает ее бросить жениха и уехать в столицу учиться, она уезжает чуть ли не накануне свадьбы и там, в столице, учится и работает. Но учится и работает не в том смысле, как в то время это понималось в революционной среде, а в специально чеховском смысле: учится вообще наукам и вообще работает.

Жене Чехов писал про рассказ "Невеста": "Пишу рассказ на старинный манер, на манер семидесятых годов. Не знаю, что выйдет". Это вообще запутывает всё. Старинный манер - и это? В старинном манере девушки уходили к кому-то, но не к учебе. Такой вот "современный" на то время поворот. Но я очень много читала разных писателей начала 20 века и что-то мне подсказывает, что для таких "внезапных" девушек все заканчивалось плохо.