76 лет назад был открыт безопасный путь из Ленинграда в Балтийское море
Блокада Ленинграда – один из самых трагических эпизодов Великой Отечественной войны. За почти 900 дней в осаждённом городе только от голода умерло более 600 тысяч мирных жителей. Ещё шестнадцать тысяч погибли от артобстрелов и под бомбёжками. О подвиге жителей и защитников Ленинграда знают все. И помнят, что 27 января 1944 года враг был отброшен от стен города, и над Невой прозвучал салют победителям. Единственный раз за всю войну Москва отдала это право другому городу. В знак признания мужества его защитников.
Но есть в числе памятных дат Северной столицы России ещё одна. Она посвящена снятию минной блокады Ленинграда. Ведь гитлеровцы блокировали город не только по суще, но и густо заминировали Финский залив и Ладожское озеро… И освободить город от этой опасности удалось только в июне 1946 года. Более чем через год после капитуляции фашистской Германии.
Как справедливо отметил накануне памятной даты при нашей личной встрече непосредственный участник боевого траления капитан 1 ранга Игорь Суханов, которому 30 июня исполнилось 95 лет, минную войну зачастую начинают до официального объявления войны и она никогда не заканчивается даже после безоговорочной и полной капитуляции противника. Ведь минам не понять документов о прекращении боевых действий…
Действительно, минная война на Балтике началась задолго до нападения гитлеровской Германии на Советский Союз. Уже в первые июньские дни 1941 года в восточной части Финского залива немецкие и финские подлодки и авиация начали минные постановки. И в период с 15 по 22 июня скрытно выставили неконтактные минные заграждения у Либавы, Виндавы, в Ирбенском проливе, у пролива Соэлозунд и далее, вплоть до Кронштадта. А уж после 22 июня процесс пошёл по нарастающей с обеих сторон… Германия всеми силами старалась сделать именно мины главным оружием против Балтийского флота: военно- морские силы Германии – Кригсмарине – не рвались вступать в прямое противостояние с кораблями КБФ. Гораздо безопаснее было сковать советские силы, лишить их манёвра в условиях насыщенного минными заграждениями Финского залива. Сделать так, чтобы советские подводные лодки не мешали организовать доставку из нейтральной Швеции столь необходимого войскам рейха стратегического сырья. В первую очередь – железной руды. Поэтому Финский залив от острова Хиума вплоть до Копорской губы был так насыщен «рогатой смертью», что моряки называли его «супом с клецками». Наиболее значительными были Нарген-Поркаллаудская и Гогландская минные позиции, насчитывающие десятки тысяч мин и минных защитников (маленькие мины, которые первыми встречали трал и повреждали его – Прим. авт.). Но советские подводные лодки всё равно прорывались на оперативный простор. Так по официальным данным за 1941 год был потоплен один транспорт и одна подводная лодка «U-144». В 1942 году несколько десятков вражеских транспортов отправились на дно. И фашистское командование… усилило минные постановки. А ещё залив был перегорожен противолодочными сетями. По данным Центрального Военно-морского архива, доложенным в 1946 г. руководством Народного комиссариата ВМФ в Совнаркоме СССР – общее количество выставленных во время войны мин воюющими сторонами в Балтийском море составляло 79945, из которых в Финском заливе – 69779.
Операцию по очистке Финского залива от мин начали готовить заблаговременно, чтобы к моменту освобождения города от вражеской блокады, когда у кораблей не будет опасности оказаться под обстрелом береговых батарей врага, сразу приступить к работе. Балтийский флот начал получать катерные тральщики из Ярославля и Рыбинска. КМ-4 строили в Ленинграде. Начались поставки и тральщиков-стотонников, так называемых малых тральщиков, которые строили на Балтийском заводе и других верфях Ленинграда.
В 1944-м году, как только восточная часть Финского залива очистилась от льда, для дислокации тральщиков были оборудованы две манёвренные базы на южном по бережье – в Усть-Луге и Гакково. В 1946 году Балтийский флот получил сразу тридцать базовых тральщиков – бывших немецких типа М-40, которые были способны выполнять любые задачи по тралению мин. Тогда же впервые в состав КБФ вошли корабли-прорыватели минных заграждений, тоже трофейные. В итоге в 1946 году общее количество тральщиков, задействованных в операциях разминирования Финского залива достигало 200 (для сравнения – к началу войны у Балтийского флота было 32 тральщика).
Для траления мин использовались контактные и неконтактные (магнитные и акустические) тралы. Часть немецких мин, после того, как их подрезал трал, взрывались при всплытии – срабатывало специальное устройство. Если этого не происходило – мину приходилось уничтожать вручную (крупнокалиберные пулемёты пробивали корпус мины и она тонула не теряя боеспособности, чего допускать было нельзя). Поэтому в дивизионах катерных тральщиков были подрывники, которые на маленьких яликах- «двойках» подходили к всплывшей мине, одевали на её «рог» подрывной патрон с удавкой, чтобы он «сидел» прочно, поджигали бикфордов шнур длиной 3 метра и изо всех сил гребли прочь – подальше от мины. Одновременно катер давал полный ход и устремлялся навстречу шлюпке. За 320 секунд нужно было подобрать людей и успеть отойти на безопасное расстояние. Это была смертельно опасная служба. За годы войны на Балтике погибло более ста тральщиков и свыше 5000 моряков.
Героические усилия увенчались успехом. 5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознамённого Балтийского флота извещением № 286 оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки. Вновь заработал Ленинградский морской порт. Окончился первый этап прорыва минной блокады Ленинграда Но, как рассказал президент фонда тральных сил ВМФ «Балтика- NordWest» капитан 1 ранга Анатолий Деревянко, широкомасштабное боевое траление продолжали вплоть до 1957 г. А окончательно противоминную войну завершили на Балтике только в 1962 г. При этом минная опасность со времён Второй мировой так до сих пор полностью и не ликвидирована.
Сергей ТЕЛЕШОВ, главный археограф ЦГАНТД СПб
Фото из открытых источников
Санкт-Петербург