Когда выдавался часок, другой, подхватывали бабоньки и девки корзины, туеса и спешили в лесные заросли, на поляны по землянику, в болотистые места – по морошку, по голубику, по чернику. Страдная пора – тяжела. «С надсаду и конь падает, и солнце надсаживается». А от непомерно тяжелой работы надсаживались и мужики, и бабы. Изматывал сенозарник. А без живота тягла не потянешь. Тут подмогой здоровью – лесные ягоды.
Жертвовали порой неубранным сеном, а по ягоду все же ходили! Отправляли по ягоды и ребятишек со стариками.
Набрав ягод, готовили для поправки здоровья ягодные похлебки. Землянику ели с творогом, со сметаной, пекли пироги-наливушки. Толкли ягоды, заливали кипятком… Черничные настои, кисели, каши с черникой, похлебки с черникой в молоке. Вся эта нехитрая еда – выправляла здоровье. После того, как ноши неподъемные одолеешь, двинуться – нету сил, в глазах рябит от усталости. А вот ковш черничного настоя выпьешь, глядишь, и очнулся, и день уже открывается снова во всей красе. Если удавался год обильный на ягоду, то ели, сколько сможется. Как говорили - до отвала. Вдосталь.
23 ИЮЛЯ. ОГОРОДНИК
Жатва-жатвой, а огород, а скотина – и они требовали сил, ухода. Разве в настоящее время по-иному? Поливать морковь, свеклу, репу, горох, окучивать картошку, капусту, еще и еще раз тянуть сорняки, подвязывать огуречные плети и ныне никуда не делось! Вот уже первые засолки в малые бочки огурцов! Ох, дождались, малосольные на столе!
А у большух да старух – к тому же непременные заботы. Что до поговорки: «Обстрадаешься - обтерпишься!..» Спина-то не каменная, не было моченьки от ломоты ломотучей! Места найти, не можилось, такая вот напасть! Всякая косточка в теле раздавленной казалась, а боль такая - без конца-края! У крестьянок свои врачевания. Когда с ног валила страдная пора – на соломе отлеживались. Или пучок соломы, овсяной ли, ржаной ли, скручивали в жгут, так чтобы соки из нее прянули и повязывали вкруг стана. Мало-помалу солома вытягивала, утишала боли. Надо подниматься. Завтра жать и далее страду восхвалять!