Глава 3
В XVI-м веке в Европе начались религиозные войны между феодалами-католиками и феодалами-протестантами. Но охота на ведьм не прекращалась. В этот период вся разница между ними заключалась лишь в том, что у протестантов «ведьм» судил светский суд. А церковь от подобных судилищ была отстраненна. Но теперь уже и католики, и протестанты за принадлежность к иной ветви христианства могли оказаться на костре. Всё зависело от накала борьбы. С началом религиозных войн власть католической церкви начала ослабевать. Наступала эпоха нового времени. Но накал борьбы не угасал, а инквизиция под предлогом борьбы с магией и колдовством продолжала отправлять людей на костёр.
В XVI-м веке «Молот ведьм» постепенно становится настольной книгой для особо яростных инквизиторов. Принято считать, что наиболее жестоко поступали в то время католики-доминиканцы. Чаще всего нам приводят в пример судьбу ноланского монаха Джордано Бруно. Но того же Галилея заставили просто отречься от своих взглядов. И не стоит думать, что церковь испугалась общественного мнения. Даже в Новом времени и в наши дни католическая церковь обладает огромным запасом влияния, несмотря на то, что её потрясли скандалы последнего столетия.
Но самые жестокие приговоры во времена религиозных войн выносили светские протестантские суды, в силу того, что судьи выражали волю народа. В этих судах невозможно было пересмотреть заново дела приговорённых по обвинению в колдовстве. Не стоит забывать, что в XVI-XVII-е века кроме, часто вспыхивающих, различных эпидемий, разразились продолжительные войны между католиками и протестантами, с сопутствующими фактами: голодом, разрушениями и болезнями. А потому людям нужен был крайний, на которого можно было бы свалить все свои неудачи.
В эпоху Возрождения и Ренессанса «охота на ведьм» становится инструментом борьбы с инакомыслием и оппозицией существующей власти, а также одним из способов борьбы за власть. католическое духовенство было убеждено, что колдовство завоёвывает мир. А то что в Европе постепенно на первое место приходит торговля и страсть к прибыли и наживе в первое время отвращало духовенство и феодалов от нового формирующегося общества. И таким образом старое правящее общество боролось со всем новым и непонятным.
Помните французский фильм «Анжелика». Там в колдовстве был обвинён один из героев этого фильма маркиз де Пейрак муж Анжелики. Обвинение в колдовстве ему было предъявлено только за то, что де Пейрак занимался в своих владениях бизнесом, а не служил королю Людовику. То есть этот человек пострадал лишь за свою предпринимательскую жилку.
В первой половине XVII-го века разразилась Тридцатилетняя война. Вот тут охотники на ведьм оторвались в полную силу. Воюющие стороны обвиняли друг друга в колдовстве и ереси. Появлялись доброхоты, которые доносили на людей в инквизицию и в светские суды. Тут нужно напомнить, что доноситель, в случае подтверждения доноса получал всё имущество осуждённого. Порой случалось, что целые города в то время вымирали, жителей этих городов казнили по обвинению в колдовстве.
Статистика показала, что большинство обвинённых в колдовстве в семнадцатом столетии были женщины. Четыре пятых из всех осуждённых. Из этих казнённых большинство были замужем – 49%, 37% были вдовами и 14% незамужние. Сколько было осуждено всего народу за колдовство, трудно сказать. Только во времена Тридцатилетней войны из ста тысяч осужденных за колдовство пятьдесят было сожжено или приговорены к различного рода испытаниям, что было равносильно смертной казни.
Нельзя сказать, что и в России не боролись с ведовством. Просвещённые европейцы насчитали аж 258 дел о колдовстве. Но только половина их этих дел были завершены казнями. В России в семнадцатом веке легко можно было попасть на эшафот за бунт против царя или за самозванство.
Последним ярким всплеском охоты на ведьм в XVII-м веке можно назвать Салемский процесс, когда по обвинению в колдовстве было арестовано около 150 человек, а казнено разными способами 19.
#охотанаведьм #средневековаяевропа #история