Найти тему
Моя Россия.ru

В поисках корней . Часть 4. Константин Августович Кунстман. История жизни православного священника

Словно в безмерной глубине озёр, за зелёными холмами, вдалеке от крупных мегаполисов, есть село с красивым названием Захоломье, что в Тверской губернии.

Из века в век здесь сохраняются и передаются последующим поколениям обычаи и традиции предков и, великая история людей, живущих некогда там.

Изучая историю, приходишь к мысли о том, что даже один человек может кардинально повлиять на судьбу края, в котором живёт.

Высокий уровень образованности человека в сумме с активностью и желанием служить людям приводит к тому, что меняется окружающий мир, мировоззрение людей, растёт их культурный уровень и желание создавать вокруг себя нечто новое, что будет являться культурным наследием, гордостью потомков.

История нашего государства богата не только героическими подвигами во времена сокрушительных войн против захватчиков, важными событиями в периоды различных преобразований и реформ.

К сожалению, в истории нашей страны немало «чёрных» позорных страниц, одна из которых проблема внутренней репрессивной политики советского государства 20 –ого столетия.

Проблема политических репрессий коснулась и нашей местности. Исследуя краеведческие материалы по данной проблеме, нельзя обойти вниманием выдающуюся, высокообразованную, высоконравственную Личность священнослужителя Кунстмана Константина Августовича, личность человека, ставшего жертвой политических репрессий.

Константин родился 2 января 1880 года в городе Остров Псковской губернии, в семье Августа Ивановича Кунстмана (1829-1908гг.).

Г. Остров, карта Европейской России 19в. и карта Гугл
Г. Остров, карта Европейской России 19в. и карта Гугл

Отец, Август Кунстман, был лютеранином, служил по тюремному ведомству в городе Остров. Женился на православной девице Екатерине Федоровне Хотимской.

У них в семье родилось 14 человек детей, одним из которых был Константин. Дети принадлежали к православному вероисповеданию.

После смерти жены Август Иванович переехал в Псков, служил в Губернской земской управе.

Константин Кунстман окончил в Пскове городское училище и Псковский учительский институт.

Блестяще сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургский учительский институт. Обучался в нем, но институт пришлось оставить из-за отсутствия материальных средств.

В последующие годы он преподавал в разных местах Псковской губернии.
В 1901 году во Пскове был рукоположен епископом Псковским Антонином (Державин) в чин диакона.

Служил с 1901 по 1905 год в Троицкой церкви Псковской губернии, Холмского уезда деревне Даньково, затем в Псковской губернии, Новоржевского уезда, погосте Кудеверь, в Георгиевской церкви.

В 1905 году был рукоположен в сан иерея и переведен в Псковскую губернию, Холмского уезда (Тверская обл., Торопецкий р.), на погост Захоломье, в Вознесенскую церковь.

С 1891 года в селе Захоломье был назначен на должность заведующего церковно-приходской школой.

С января 1907 года, по 1928 годы являлся законоучителем Тяполовского земского училища (ныне Плоскошская школа), попечителем училища был дворянин из Волока В.Л. Кушелев, в доме которого часто бывала чета Кунстманов.

В 1908 году отец Константин организовал при церкви народную библиотеку. По архивным данным в ней было 285 изданий, 185 из них имели нравоучительное содержание, 76 - исторически-церковное, 19 - о вреде пьянства и 5 книг географического характера. В библиотеку было записано 128 человек. Библиотека помещалась в здании церкви. Отец Константин сам выдавал книги читателям.
В Захоломской церковно – приходской школе преподавала его супруга матушка Александра.
Отец Константин получил ряд церковных наград:

серебряную медаль на двойной Владимирской и Александровской лентах (1910 год),
памятный крест в честь 300-летия Дома Романовых (1913 год).
Памятный крест был увенчан шапкой Мономаха на Владимирской ленте.

В семье Кунстманов родилось девять детей: пять мальчиков и четыре девочки.

С 1905 года по 1928 год, Кунстман Константин Августович постоянно вел активную просветительскую работу. В селе Захоломье и далеко за его пределами он слыл как знаток человеческой души, православной веры и всех областей земного человеческого бытия. Объяснял глубочайшие мысли и истины просто и доступно, доносил их каждому, несмотря на его возраст и степень образованности.

В безумные годы гонения православной церкви, начиная с 1917 года, сочувствовал народу, попавшему в плен «искусственной» идеи, видел не вину его, а беду.

Семья считалась высокообразованной, культурной, способной проповедовать нравственные и духовные ценности.

Многодетная семья проживала в селе Захоломье на берегу реки Столопёнка (к сожалению, в настоящее время от дома ничего не сохранилось). В их доме всегда было полно гостей, и семья Кунстманов часто была желанным гостем у других православных прихожан.

К сожалению, человеческий мир полон противоречий и разочарований и так было угодно судьбе, что очень часто невинными жертвами людской зависти, жестокости становятся люди порядочные, трудолюбивые, настоящие.

В любые времена в истории нашей страны встречались зверства человека в отношении других людей. «Нелюди», озлобленные недостатком власти, способны нарушить плавное течение жизни, сломать людские судьбы, разрушить нравственные ценности всего поколения.

«Чёрная» страница наступила и в судьбе моих односельчан в конце 20-х и 30-х годах прошлого столетия.

12 апреля 1928 года Константин Августович был обвинён в том, что является "членом антисоветской монархической организации РКМСС" руководителем которой был объявлен его сын Дмитрий Константинович.

Арестован вместе с тремя старшими сыновьями (Дмитрием, Апполоном и еще одним сыном (имя не известно) по статье: 58.п.п. 10,11 УК РСФСР. Приговорён к 3 годам концлагерей, позднее срок заключения продлен еще на 3 года. Дело, по которому проходило 29 человек, было рассмотрено 26 июля 1928 г. на ОСО в Ленинграде. О.Константин и его сын Апполон получили 3 года концлагерей, а сын Дмитрий был осужден на 10 протокола допроса от 1928 года УНКВД известно, что в этот же день был осуждён близкий друг Константина Кунстмана, православный зажиточный крестьянин, прихожанин церкви Вознесения Господня в селе Захоломье Андреев Тимофей Андреевич 1880 год рождения по такой же политической статье по доносу односельчанина Фёдора Гончарова. Жена была сослана в деревню Подгороднее на принудительные работы, пятеро дочерей вывезены в деревню Орлово в 8 километрах от родного дома и оставлены в заброшенном доме одни.

Андрей Тимогфеевич Андреев скончался в ссылке в Сибири.
В 1996 году 20 июня реабилитирован.

Из воспоминаний одной дочерей Андреева Тимофея Андреевича - Сушковой Нины Тимофеевны
. «Многое уже стерлось из памяти, так как по возрасту я была мала. Из воспоминаний нашей матери знаю, что по доносу жителя деревни Захоломье Гончарова Фёдора моего отца обвинили в атисоветской агитации, проводимой совместно с настоятелем Храма К. Кунстманом. Жили мы тогда в д.Захоломье. В хозяйстве было несколько коров и две лошади. Родители и мы с сёстрами трудились от зари до зари. Отец на лошадях часто бывал в Торопце, покупал или обменивал сельхозпродукцию на одежду, муку, соль, растительное масло, рыбу. Отец был сердобольным человеком, вседа помогал многодетным малоимущим сельчанам. Даже когда узнал, что будет арестован с конфискацией всего имущества, решил отвести удойную корову в бедную многодетную семью в соседнюю деревню. Ночью, обув корову в лапти, чтобы утром не видно было следов, отвели корову.
Самые трудные времена были, когда мы с сёстрами остались одни в пустом доме. Чтобы выжить, даже мне малолетней девочки приходилось наниматься на тяжёлые работы».

Время неумолимо летит вперёд. Шли годы, после отбытия срока в Карелии в Кеми о.Константин и его сын Апполон вернулись в Захоломье.

Константин Августович в сане протоиерея с 1934 по 1937 продолжил свое священническое служение.
Несмотря на уговоры переехать в другое место, где его не знают, он отвечал:
"Пусть что Богу угодно, то и будет".
По воспоминаниям дочери, вернувшись из лагерей, о. Константин стал особенно молчалив и постоянно пребывал в молитве, более всего на коленях.

14 ноября 1937 года снова арест. Поздно ночью в доме был проведен обыск, в поисках якобы хранившегося пулемета. Пулемет искали во всех "спичечных коробках", но так ничего и не нашли. Больше о.Константина семья не видела. Он же чувствовал, что уже не вернется, и так и сказал им при прощании.

С особой жестокостью происходил арест сельского священника, по воспоминаниям очевидцев, на глазах у жителей села Константина Августовича Кунстмана, привязали к лошадиной оглобле и уволокли в дождливый осенний день.

Обезумевшие от увиденного люди плакали, плакали все и женщины, и мужчины, дождём плакало небо, словно оплакивая уход из грешного мира светлого человека.
На этот раз было предъявлено обвинение "систематически проводил контрреволюционную пропаганду анти колхозного характера среди населения.

26 ноября 1937 года тройка при УНКВД по Калининской области привела приговор в исполнение - высшая мера наказания – расстрел.

Реабилитирован Тверской областной прокуратурой по году репрессий 1928 года 11 февраля 1993 года, по году репрессий 1937 года 03 ноября 1993 года.

Непростая судьба сложилась практически у всех членов этой православной семьи:

Кунстман Александра Дмитриевна жена, 1884 г. р., уроженка и жительница с. Захоломье Холмского уезда Псковской губ., русская, беспартийная из семьи священнослужителя, на момент ареста домохозяйка. Взята подписка о невыезде обв.: ст. 58, п. 12 УК РСФСР. Приговорена Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 16.07.1928 к лишению права проживания в определенных местах на 3 г. условно. Реабилитирован по заключению Прокуратуры Тверской области 11.02.1993. (ТверКП-2)

Кунстман Апполон Константинович средний сын, 1907 г. р., уроженец с. Захоломье Холмского уезда Псковской губернии, проживал в г. Осташков Знаменский монастырь, д. 33, кв. 72, русский, беспартийный, из семьи священнослужителя, псаломщик. Арестован 12.04.1928, обвинён по ст. 58, пп. 10, 11 УК РСФСР. Приговорён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 16.07.1928 к высылке в Северный край на 3 г. Реабилитирован по заключению Прокуратуры Тверской области 11.02.1993. (ТверКП-2)

Кунстман Дмитрий Константинович старший сын, 1905 г. р., уроженец г. Холм Советского района Великолукского округа, проживал в с. Захоломье Советского района Великолукского округа русский, беспартийный, из семьи священнослужителя, род занятий не определен. Судим в 1928 по ст. 113 УК РСФРС (оправдан). Арестован 12.04.1928, обвинён по ст. 58, пп. 10, 11 УК РСФСР. Приговорён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ 16.07.1928 к высылке на 10 лет. Как сын священника 5 лет провёл в Соловецком лагере. Участник Великой Отечественной войны. В течение многих лет собирал краеведческие материалы по истории Холмского края. Первый биограф генерала А. Н. Куропаткина, собирал материалы о жизни и деятельности Е. Л. Дмитриевой-Томановской. Реабилитирован по заключению Прокуратуры Тверской области 11.02.1993. (ТверКП-2).
К сожалению, многие памятники культурного наследия канули в лету, разрушен Путевой дворец Екатерины Второй в д. Краснополец, большинство Храмов нашего округа разрушены. Но даже те, небольшие островки древней культуры заставляют остановиться в суете сегодняшней жизни и задуматься о величии духовных и физических сил наших предков.

Случайных событий в истории не бывает. Видно и нашему сельскому Храму суждено было стать молчаливым укором и в то же время свидетелем исторических событий. Уцелев в пучине революций, в горниле жестокой войны, он ждал своего часа возрождения православных традиций нашего края.

Церковь Вознесенья, деревня Захоломье Торопецкий район Тверская область
Церковь Вознесенья, деревня Захоломье Торопецкий район Тверская область

Церковь Вознесения построена в 1788 году помещицей Матроной Александровной Голенищевой-Кутузовой с помощью прихожан. Была приписана к Успенской церкви села Столопно.
Вознесенская церковь имела три престола: во имя Вознесения Господня, во имя апостола и евангелиста Иоанна и во имя преподобного Сергия Радонежского. Причт до революции состоял из священника и псаломщика. Церковной земли - 35 десятин.
К храму была приписана домовая каменная церковь Дмитрия Pостовского в имении Краснополец, построенная в 1806 гoду адмиралом графом Григорием Григорьевичем Кушелевым (не сохранилась).
В советское время Вознесенская церковь была закрыта и ocновательно разрушена. В настоящее время в ней возобновились реставрационные работы и богослужения.

Трагизм и величие в судьбе священнослужителя Кунстмана Константина Августовича наглядно просматривается в период множества лишений и страданий. Эти события, несомненно, оставили свой след в памяти очевидцев, близких, в истории всей страны. Пройдя испытания в местах заключения смог проявить внутреннюю стойкость, продолжил священническое служение, достойно принял смерть.

Характер его нравственного подвига определился:

Соблюдением, полученных от Бога природных дарований и способностей, и достоинств (целомудрия и чистоты).

Преодолением естественной склонности к духовному застою и падению.

Приобретением интеллектуальных и нравственных добродетелей путём образования и воспитания