В статье «Париж, который у меня свой» я сетовал по поводу того, что не смог найти то место, где Гил Пендер, главный герой фильма Вуди Аллена «Полночь в Париже», которого сыграл Оуэн Уилсон, попадал в прошлое. Это была церковь Сен-Этьен-Дю-Мон, недалеко от Пантеона.
И вот недавно, просматривая свои фото по Парижу, я обнаружил эту фотографию.
Да, именно та церковь. Значит, выходя из Пантеона, я, по привычке, сделал снимки окрестностей, но из-за машин, заслонявших вид, не узнал этого места. Получается, если не я, то хотя бы моя фотокамера нашла нужное место. В этом я увидел знак свыше и повод поговорить об этом фильме поподробнее.
Для начала остановимся немного на самом месте. Церковь Сен-Этьен-Дю-Мон (букв. «Святой Стефан на горе», названная в честь одного из первохристианских мучеников) построена в середине семнадцатого века, на сто с лишним лет раньше Пантеона. В ней были похоронены философ Блез Паскаль и драматург Жан Расин. На местное кладбище из Пантеона перенесли останки знаменитых деятелей Великой Французской революции Мирабо и Марата.
Вуди Аллен – это один из моих любимых режиссеров. Из его пятидесяти с лишним фильмов я не видел, наверное, пару-тройку. Какие-то его фильмы я люблю больше, вроде цикла фильмов о его любимом Нью-Йорке, какие-то меньше, но в целом мне близок его отточенный, временами утонченный, временами грубоватый юмор, невротичность его героев и главное, особая атмосфера фильмов, создаваемая музыкой, операторской работой и режиссерским видением, фирменный стиль Вуди Аллена.
Этот человек не подстраивается под вкусы публики, он создает то, что интересно лично ему. Благодаря этому его фильмы интересны многим людям, по крайней мере, этот фильм был самым финансово успешным из всех его фильмов.
Многие любители творчества Вуди Аллена критикуют этот фильм за излишний романтизм, за превалирование атмосферы фильма, музыки над текстом. А ведь текст, тщательно прописанные диалоги – юмор, построенный часто на фрейдистских и прочих комплексах, на абсурде, на совмещении несовместимого, т.е. доминирование текста над визуальным рядом, когда в нем больше говорит писатель, чем режиссер – то, что отличает многие работы Аллена.
Это, конечно, не говорит о том, что картинка в этих фильмах уступает звуку, нет, Вуди Аллен всегда гармоничен, но навыки писателя, а тем более стэндап-комика, с мгновенной реакцией на какую-то забавную ситуацию, никуда не денешь, они все время проявляются.
И в этом фильме есть типичный для Аллена юмор, вроде традиционных выяснений отношений сторонников республиканцев и демократов, но главное, восторженное описание Парижа, признание в любви к этому городу. Наверное, сказывается тлетворное влияние Парижа, считающегося городом влюбленных. Тем более, что режиссер уже снимал в этом городе фильм, единственный в его коллекции мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя».
Начинается фильм с краткого показа наиболее известных мест города: Эйфелевой башни, кабаре «Мулен-Руж» на площади Пигаль, Елисейских полей, площади Согласия, острова Ситэ, Монмартра. Был там и вид на Собор Парижской Богоматери, с набережной Орлеан на острове Сен-Луи, с того самого места, которому я посвятил статью «Самый центр Парижа. История одной фотографии». Значит, не мне одному понравился этот вид. Какие-то места показывают повторно, вроде Эйфелевой башни и площади Согласия, наверное, как самые узнаваемые в городе.
И начинается это путешествие под мелодию одного из родоначальников новоорлеанского джаза, сделавшего карьеру именно в Париже, Сиднея Беше «Si Tu Vois Ma Mère - Если ты увидишь мою маму». Сам играя на кларнете, Вуди Аллен отдает предпочтение музыке Беше, знаменитого кларнетиста и саксофониста, который в 1924 году был признан лучшим исполнителем на духовых инструментах, обойдя даже Луи Армстронга.
Вообще музыке (или, как принято говорить сейчас, саундтреку) уделено в этом фильме особое внимание, именно она создает магию города, сопровождая нас в путешествии по нему. И мы уделим ей особое внимание, но в дальнейшем, а пока до следующей части. «Полночь в Париже» - праздник, который всегда со мной. Часть 2. Продолжение».
Подписывайтесь на мой канал Юрий Салатов.
Лайки и комментарии способствуют развитию канала.
#вудиаллен #полночьвпариже #кино #франция #париж #путешествиевовремени