Найти тему

Размышляю над сущностью "завязка" в художественной литературе

У всего есть начало, дорогой Дневник. Поиски сути завязки в художественной литературе не заняли у меня много времени. Информации не просто много, её нескончаемый океан. Из чего я делаю вывод об особой важности этого элемента повествования.

Викисловарь сказал мне:

вводная часть литературного или драматургического произведения, задающая сюжет

А dic.academic.ru был более подробен:

событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряжённость и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя).

Видишь, дорогой Дневник? Много любопытных понятий, которые я обязательно познаю. Но сейчас – завязка.

Безымянный завязывает
Безымянный завязывает

Получается, истории мало просто начаться. Мало описать героя, его окружение, знакомых, и множество других деталей. Это всё статичные вещи, формирующие привычный уклад бытия героев. А потому должна быть отправная точка, дорогой Дневник. Эдакий толчок к дальнейшим действиям и событиям. Завязка – корень дальнейших проблем героев. Но не буду забегать вперёд.

Мне кажется, внезапность – один из важных и обязательных атрибутов завязки. При этом для героя это может быть внезапно, но само событие будет следствием тщательных долговременных планов антагониста. Такое тоже может быть, как и взаимная внезапность, когда герой случайно пересекается со своим будущим врагом.

А ещё в варианте толкования Дик Академик говорится, что завязка порождает конфликт. Об этом термине информации не меньше. О нём я поразмышляю позже. Но знаешь, дорогой Дневник, мне пришла любопытная мысль.

В современной русскоязычной сетературе весьма популярны истории о попаданцах. Это такие люди, которые внезапно попадают из нашего мира в другой и вынуждены там осваиваться. Гораздо реже мне встречаются романы о попаданцах из других миров в наш.

Так вот, дорогой Дневник, передо мной встал вопрос: считается ли завязкой сам факт попадания героя в новый мир. Да, происходит резкие и всеобъемлющие перемены в привычной жизни. И герой получает море конфликтов – ему надо приспособиться и выжить в новом месте. Сам другой мир – проблема. При этом персонифицированного конфликта у героя может не случится ещё очень долго.

Мне кажется, дорогой Дневник, надо поискать ответ на вопрос: "может ли завязок быть больше чем одна?"

#сетеваялитература #размышление #начинающийписатель #дорогойдневник #писательство