Найти в Дзене

Что делать, если ребёнок хочет нестабильную работу?

Оглавление

Родители чаще всего считают, что нет ничего важнее стабильной работы, зарплаты и карьерного роста. Да и вообще всё должно быть по системе «школа, вуз, работа на всю жизнь». Дети нынешнего поколения готовы поспорить: сейчас можно хоть каждый день пробовать что-то новое. Разобрались с психологом, как поговорить с ребёнком и понять, чего именно он хочет.

Изображение: Cami / Dribbble
Изображение: Cami / Dribbble

Пошаговая инструкция для родителей

Шаг 1. Определиться с понятиями

Для начала нужно разобраться, какой именно формат интересен ребёнку. Возможно, он хочет быть:

фрилансером. Такие сотрудники работают сами на себя, самостоятельно платят налоги, ищут заказчиков. Например, фрилансером может быть стилист, продюсер съёмок или копирайтер;

удалёнщиком. Такие работники часто устроены на полный день, но работают из дома или кофейни. Например, SMM-менеджеры, программисты, юристы. Но также они могут быть и фрилансерами и работать только проектно;

предпринимателем. Создавать что-то своё, открыть бизнес, продавать украшения, сделанные своими руками, — всему этому зачастую не учат в университете.

Шаг 2. Выяснить, понимает ли ребёнок все плюсы и минусы нестабильной работы

Вместе разобраться с лучшими и худшими моментами.

К позитивным точно можно отнести:

  • работу на себя, если фриланс или бизнес; в комфортной обстановке, если удалёнка;
  • возможность трудиться в любое время в любом месте;
  • низкие ставки по налогам для самозанятых;
  • отсутствие микроменеджмента и дресс-кода.

К негативным:

  • требуется высокий уровень самоорганизации;
  • много работы в выходные или позднее время суток;
  • возможная привязка с сезонному спросу на продукцию или услуги;
  • высокие риски;
  • нестабильное количество денег, трату которых сложно планировать.

Сначала уточните у ребёнка, что ему нравится, — для этого можно нарисовать карту с двумя столбцами — «+» и «–» — и дополнить вместе.

Рассмотрим подробнее на примере блогерства.

Плюсы:

  • работа на себя;
  • креативная сфера;
  • высокий доход при лояльности аудитории и высокой конверсии;
  • трендовая творческая занятость;
  • производство контента из дома;
  • нет ограничений по возрасту.

Минусы:

  • нестабильная занятость;
  • продукт может не выстрелить;
  • сложно раскрутиться;
  • часто, почти каждый день, нужно выходить в сторис или эфиры;
  • высокие расходы на рекламу, гивы, SFS;
  • необходимо постоянно следить за внешностью;
  • не будет отметки в трудовой книжке и пенсионных накоплений.

Шаг 3. Поговорить с ребёнком о навыках, которые помогут работать нестабильно

У каждого человека есть набор определённых качеств: темперамент, таланты, дела, которые получаются лучше всего. Нужно проговорить, что ребёнок умеет, что у него хорошо выходит, какие личностные качества ему могут помочь, если он решился на нестабильный заработок.

Можно попробовать зарисовать это: определить подходящие умения и то, над чем стоит поработать. После подвести итог: что имеем в этот момент, что нужно подтянуть, сколько потребуется времени.

Основные навыки, которые потребуются для нестабильной работы:

  • самоорганизация,
  • стрессоустойчивость,
  • креативность,
  • проактивность,
  • высокий уровень коммуникации,
  • умение договариваться,
  • навыки тайм-менеджмента,
  • грамотная речь,
  • самостоятельность,
  • владение системным подходом.

Шаг 4. Провести тестовые пару недель, где у ребёнка будет возможность показать свои организаторские способности

Чтобы проверить самоорганизацию ребёнка, можно предложить тестовые пару недель. Нужно чётко расписать, чем он будет заниматься, в какое время, как помогать и что делать самостоятельно. При этом маме и папе не стоит напоминать об этом. Задача ребёнка — проявить себя. По истечении срока нужно вместе обсудить слабые и сильные стороны эксперимента и впечатления ребёнка.

Это может быть стажировка в компании, помощь в семейном бизнесе или даже посильная работа по дому. Необязательно оплачиваемо: ребёнок может просто помогать маме в офисе или делать снимки для «Авито». Главное, чтобы у него была зона ответственности, где он протестирует свои организаторские способности.

Шаг 5. Обсудить возможности

Например, как ребёнок видит своё будущее после школы, какие способы помочь есть у семьи. Будет ли он поступать в вуз или колледж, планирует ли переезд в другой город и подработку, готов ли обеспечивать себя сам полностью или частично. Такой разговор поможет самому ребёнку понять, на что он способен, а родителям — оценить свои возможности.

Можно предложить пройти профессиональное тестирование, побывать на мастер-классе, посетить экскурсию или город профессий, прийти на день открытых дверей в вуз или пройти стажировку в компании, просмотреть рубрику «POV: истории успеха».

Шаг 6. Договориться о будущем

Лучшее, что могут сделать родители, — задавать вопросы для осмысления задумок ребёнка. Например:

  • Как ты думаешь, какой карьерный рост у тебя может быть на этом месте?
  • Какие навыки помогут тебе добиться лучших результатов?
  • Что ты можешь сделать уже сегодня?
  • Какая помощь тебе требуется?
  • Сколько денег ты готов отложить, чтобы в ближайшее время окупить своё обучение?
  • Покажи, пожалуйста, план, как ты запустишь свой продукт.

Не стоит давить на ребёнка, заставлять и навязывать своё мнение. Это его жизнь и его профессия. Он может ошибаться, прогорать и восстанавливаться, а возможно, менять профессию.