Родители чаще всего считают, что нет ничего важнее стабильной работы, зарплаты и карьерного роста. Да и вообще всё должно быть по системе «школа, вуз, работа на всю жизнь». Дети нынешнего поколения готовы поспорить: сейчас можно хоть каждый день пробовать что-то новое. Разобрались с психологом, как поговорить с ребёнком и понять, чего именно он хочет.
Пошаговая инструкция для родителей
Шаг 1. Определиться с понятиями
Для начала нужно разобраться, какой именно формат интересен ребёнку. Возможно, он хочет быть:
— фрилансером. Такие сотрудники работают сами на себя, самостоятельно платят налоги, ищут заказчиков. Например, фрилансером может быть стилист, продюсер съёмок или копирайтер;
— удалёнщиком. Такие работники часто устроены на полный день, но работают из дома или кофейни. Например, SMM-менеджеры, программисты, юристы. Но также они могут быть и фрилансерами и работать только проектно;
— предпринимателем. Создавать что-то своё, открыть бизнес, продавать украшения, сделанные своими руками, — всему этому зачастую не учат в университете.
Шаг 2. Выяснить, понимает ли ребёнок все плюсы и минусы нестабильной работы
Вместе разобраться с лучшими и худшими моментами.
К позитивным точно можно отнести:
- работу на себя, если фриланс или бизнес; в комфортной обстановке, если удалёнка;
- возможность трудиться в любое время в любом месте;
- низкие ставки по налогам для самозанятых;
- отсутствие микроменеджмента и дресс-кода.
К негативным:
- требуется высокий уровень самоорганизации;
- много работы в выходные или позднее время суток;
- возможная привязка с сезонному спросу на продукцию или услуги;
- высокие риски;
- нестабильное количество денег, трату которых сложно планировать.
Сначала уточните у ребёнка, что ему нравится, — для этого можно нарисовать карту с двумя столбцами — «+» и «–» — и дополнить вместе.
Рассмотрим подробнее на примере блогерства.
Плюсы:
- работа на себя;
- креативная сфера;
- высокий доход при лояльности аудитории и высокой конверсии;
- трендовая творческая занятость;
- производство контента из дома;
- нет ограничений по возрасту.
Минусы:
- нестабильная занятость;
- продукт может не выстрелить;
- сложно раскрутиться;
- часто, почти каждый день, нужно выходить в сторис или эфиры;
- высокие расходы на рекламу, гивы, SFS;
- необходимо постоянно следить за внешностью;
- не будет отметки в трудовой книжке и пенсионных накоплений.
Шаг 3. Поговорить с ребёнком о навыках, которые помогут работать нестабильно
У каждого человека есть набор определённых качеств: темперамент, таланты, дела, которые получаются лучше всего. Нужно проговорить, что ребёнок умеет, что у него хорошо выходит, какие личностные качества ему могут помочь, если он решился на нестабильный заработок.
Можно попробовать зарисовать это: определить подходящие умения и то, над чем стоит поработать. После подвести итог: что имеем в этот момент, что нужно подтянуть, сколько потребуется времени.
Основные навыки, которые потребуются для нестабильной работы:
- самоорганизация,
- стрессоустойчивость,
- креативность,
- проактивность,
- высокий уровень коммуникации,
- умение договариваться,
- навыки тайм-менеджмента,
- грамотная речь,
- самостоятельность,
- владение системным подходом.
Шаг 4. Провести тестовые пару недель, где у ребёнка будет возможность показать свои организаторские способности
Чтобы проверить самоорганизацию ребёнка, можно предложить тестовые пару недель. Нужно чётко расписать, чем он будет заниматься, в какое время, как помогать и что делать самостоятельно. При этом маме и папе не стоит напоминать об этом. Задача ребёнка — проявить себя. По истечении срока нужно вместе обсудить слабые и сильные стороны эксперимента и впечатления ребёнка.
Это может быть стажировка в компании, помощь в семейном бизнесе или даже посильная работа по дому. Необязательно оплачиваемо: ребёнок может просто помогать маме в офисе или делать снимки для «Авито». Главное, чтобы у него была зона ответственности, где он протестирует свои организаторские способности.
Шаг 5. Обсудить возможности
Например, как ребёнок видит своё будущее после школы, какие способы помочь есть у семьи. Будет ли он поступать в вуз или колледж, планирует ли переезд в другой город и подработку, готов ли обеспечивать себя сам полностью или частично. Такой разговор поможет самому ребёнку понять, на что он способен, а родителям — оценить свои возможности.
Можно предложить пройти профессиональное тестирование, побывать на мастер-классе, посетить экскурсию или город профессий, прийти на день открытых дверей в вуз или пройти стажировку в компании, просмотреть рубрику «POV: истории успеха».
Шаг 6. Договориться о будущем
Лучшее, что могут сделать родители, — задавать вопросы для осмысления задумок ребёнка. Например:
- Как ты думаешь, какой карьерный рост у тебя может быть на этом месте?
- Какие навыки помогут тебе добиться лучших результатов?
- Что ты можешь сделать уже сегодня?
- Какая помощь тебе требуется?
- Сколько денег ты готов отложить, чтобы в ближайшее время окупить своё обучение?
- Покажи, пожалуйста, план, как ты запустишь свой продукт.
Не стоит давить на ребёнка, заставлять и навязывать своё мнение. Это его жизнь и его профессия. Он может ошибаться, прогорать и восстанавливаться, а возможно, менять профессию.