Найти тему
Интересное время

Немного о прибалтах (по просьбе подписчиков).

После того, как я упомянул, что не считаю прибалтов до конца европейцами (в смысле принадлежности к романской культурной среде), сразу несколько подписчиков попросили меня высказаться, кем же я их все-таки считаю. Не знаю уж, чем вызван такой интерес к прибалтам, но я постараюсь быть максимально объективным. Насколько это вообще возможно – мы все видим мир по-своему, конечно.

С конца девяностых по 2015 год я бывал в Литве довольно часто, по нескольку раз в год из-за того, что моя бывшая теперь уже жена была родом из Литвы – русская, но билингва, глубоко погруженная в литовскую языковую среду. Я также учил литовский, наверное, даже сейчас могу сказать несколько фраз. Бывал несколько раз и в Латвии – и интереса ради и, позже, по работе.

Литовцы, жемайты и латыши – последние в роде балтов (раньше были еще курши, пруссы, голядь, ятвяги и множество других племен). Расселялись они на территориях нынешней Польши, Литвы, Латвии, России (причем не только Калининградской области, но даже и до Московской области доходило). Многие гидронимы и топонимы в московском регионе имеют балтское происхождение. То есть селились эти люди в глухих, первобытных лесах и болотах и по быту своему, на самом деле очень близки были нам. И пантеон богов у них довольно схожий, а язык – так вообще один из древнейших индоевропейских, сохранивший много от общего когда-то праязыка.

Но это теория. На практике же литовцы показались мне очень простыми, бесхитростными (но им вовсе не чужда простоватая крестьянская смекалка и хитрость), довольно гостеприимными людьми. С прекрасной, типично крестьянской – жирной, сытной, кухней. И пиво, кстати, тоже отличное. А уж национальный напиток «Суктинис» - так вообще пальчики оближешь. Их интеллигенция изо всех сил пытается доказать свою европейскость и интеллигентность, но на деле у каждого литовского великого поэта или художника, профессора или бизнесмена почти наверняка найдется бабушка на каком-нибудь затерянном в лесах хуторе. Европейскость свою они пытаются занять у поляков, которые, в свою очередь, получили её от немцев и такая, прошедшая через третьи руки европейскость вместо немецкого кафтана опять оказывается простой домотканой рубахой.

Латыши – дело другое. Они были немецкой прислугой многие столетия, и впитали от своих господ больше, кроме того, они, собственно, меньшинство в своей стране и всегда таким были. Там – характер особый, свойственный во многом слуге, который гордится своей принадлежностью к богатому господину. Латвия – это орденские земли. Здесь вдоволь немецкой спеси, однако нет ни немецкой практичности и прагматичности, ни «сумрачного германского гения». И еще есть много комплексов. Это понятно – «титульная» нация составляет лишь чуть больше половины населения, а большинство культурных достижений немцы справедливо считают своими.

Литовцы же как жили в своих лесах тысячу лет назад, так и сегодня их уклад сильно не отличается от древнего. Когда-то было государство, Великое Княжество Литовское – да, конечно. Вот только документов этого великого (без тени иронии) государства на собственно балтских языках не имеется. Есть на латыни, на русском (точнее одном из диалектов западнорусского), а на литовском – нет. Да и в наших былинах Илья Муромец едет себе спокойно в Литву и разговаривает там свободно со всеми, вряд ли он для этого учил специально жемайтский.

Литовцы одними из самых последних в Европе приняли христианство. И, хотя сейчас они – ярые католики, католичество их подозрительно смахивает на их же язычество. Взять, хотя бы, туже Гору Крестов под Шауляем. Место, куда надо принести и воткнуть хоть маленький (а лучше - большой) крестик, чтобы исполнилось желание.

Это все, впрочем, никак не мешает литовцам гордиться своей великой историей и считать именно себя конкурентом Москвы.

Поэтому, назвать их европейцами – как-то язык не поворачивается. Ну не было им никогда дела до Римской Империи, каких-то там европейских передряг и прочего. Как даже спесивым полякам, которые гордо именовали свою страну «республикой», несмотря на её олигархически-аристократический характер. Литовцам же не было дела ни до нас, ни до поляков – жили как живут.

И менталитет их гораздо ближе славянам, по правде, чем немцам, даже у латышей.

Эстонцы – дело другое, их я вообще вижу филиалом Финляндии и по крови, и по смыслу.

А вообще, мне очень жаль, что прибалтийские страны так отдалились от России. Наверное, напрасно СССР пытался сделать их «западной витриной». Говорят, Берия хотел предоставить им независимость, да не успел. Если правда, то – мудрый был политик. Думаю, в таком случае литовцы и латыши гораздо больше тяготели бы к русским сегодня.