Данная статья будет полезна для педагогов как чек-лист и направление для проведения качественного урока с точки зрения эмоционального интеллекта и, как следствие – прекрасной дисциплины учеников (во всех значениях этого слова).
Итак, речь пойдёт о взаимосвязи внутреннего состояния учеников (работа с EQ) и дисциплины в рамках учебного занятия.
Показатели того, что работа с эмоциональным уроком строится корректно:
- Контакт и общение происходит из искреннего желания и с большой включённостью всех участников учебного процесса.
- Ребёнок появляется на уроках вовремя, не опаздывает (часто за опозданиями сковывается внутреннее нежелание ученика приходить на занятие).
- Учитель создаёт и поддерживает дружелюбную атмосферу в течение. занятия, умеет переключить внимание учеников в моменты напряжения, используя юмор/поддерживающие фразы.
- В процессе работы учитель создаёт поддерживающую атмосферу для студентов (за счёт создания ситуаций успеха; слов благодарности за проделанную учеником работу и за его качественные вложения в учебный процесс; за счёт уважительного отношения к особенностям ученика - дать время на размышление, если требуется / ускорить темп работы или увеличить сложность материала, если ощущается такая возможность и потребность в этом у ученика).
- В групповом формате работы учебный процесс выстроен таким образом, что между учениками нет неловкости контакта, а присутствует радость от совместного учебного времяпрепровождения. Достигается это за счёт понимания учителем своей ответственности за сплочение учеников (через совместную деятельность, «разворот» учеников друг к другу в формате диалогов) и демонстрации искренней заинтересованности в каждом студенте (позитивный пример учителя станет опорой для практического переноса данного чувства на практику учениками. В результате все участники группы начнут «цепной» реакцией испытывать чувство заинтересованности и включённости друг в друга).
- Учитель способствует интеллектуальному развитию учеников (каждый новый урок «поднимает» интеллектуальный уровень студента на ступень/«градус» выше, чем это было на предыдущем уроке), тем самым у учеников расширяется как зона заинтересованности в предмете, так как и самоощущение в предмете станет позитивным (в силу своего роста), что, как следствие, вызывает доверие к учителю, как к Авторитетной Фигуре и позитивно влияет на общую атмосферу и эмоциональную составляющую занятия.
- Учитель понимает и несёт ответственность за то, что его эмоциональное состояние является базисным чувством занятия, от которого ученики смогут оттолкнуться в проживании своих чувств/эмоций/переживаний. Соответственно, педагог в силу своей позиции на первых этапах обучения и работы с учеником/группой показывает своим наглядным примером «образец» поведения: например, учитель сначала рассказывает о себе (тем самым открывая безопасное пространство взаимодоверия) и лишь после этого просит об этом учеников; поддерживает всех участников группы, и выражает свои слова уважения, и лишь после ожидает такого поведения от остальных; на этапах регулярных уроков и длительного контакта учитель поддерживает дружелюбный настрой на каждом занятии, входит на урок с ощущением радости от встречи учеников.
- Если ученик приходит на занятие в настроении неблизком к позитивному, учитель использует способы поддержки ученика (например, даёт несколько минут ученику выразить чувства косвенным образом (не погружением в ситуацию напрямую, а через отождествление себя через предмет, стихию и т.д.), но не «проникает» в глубь ситуации. Задача - сменить эмоциональный фон и сместить фокус внимания с личных процессов на учебные. При этом важно уделить время ученику, дать место для его чувств.
- Если ученик открыто демонстрирует свою незаинтересованность в учебном процессе или в контакте с учителем/группой, важно понять, что через данное выражение чувств пытается «сказать» студент и чем вызвано данное поведение: «полярностью» (разностью) учеников в группе, что вызывает дискомфорт (и тогда учителю важно словесно обратить внимание на сильные стороны каждого ученика и проявить своё восхищение как к каждому ученику, так и к факту того, как «красива» и сильная данная группа именно (но не только) за счёт того, что все разные. При этом, учителю очень важно выступать «подушкой безопасности» между учениками и смягчать те проявления разных психотипов, которые могут негативно влиять на желание учеников взаимодействовать друг с другом); повышенной или пониженной учебной сложностью занятия (в таком случае важно скорректировать программу); несложившимся контактом с учителем (в таком случае учитель пробует новые модели поведения: если до этого педагог не проявлял мягкости к данному ученику, важно попробовать чуть больше хвалить студента и поддерживать его (возможно, на данный момент это является внутренней поточностью ученика); если до этого педагог был мягок с учеником и формат поддержки носил содержание похвалы («какой ты молодец!»), важно попробовать перейти на формат демонстрации уважения («я с большим уважением к тебе за твои успехи за сегодняшнем занятии и за то, что ты..») (возможно, психитип личности приемлет именно данный тип взаимодействия). В случае, если даже после смены моделей предъявления себя в контакте учитель ощущает нежелание студента строить тёплые отношения, важно обратиться к методическому отделу для анализа ситуации и поиска совместного решения.
- Учитель понимает и несёт ответственность за выстраивание тёплого (как базис и обязательное состояние для качественного учебного процесса) и доверительного (как высокая точка общения) контакта как между собой и учеником/каждым студентом, так и всеми учениками в силу того, что Учитель - фигура старшая и Большая. Если вышеупомянутые пункты не приводят к формированию ожидаемой атмосферы на занятиях, учитель важно обратиться к методическому отделу для рассмотрения данной ситуации и совместного поиска инструментов по работе с EQ.
ЕСЛИ
представленные выше способы взаимодействия использованы в рамках учебного процесса, ТО сложностей дисциплинарного характера НЕ ВОЗНИКАЕТ.
При этом, в случае их возникновения, ВАЖНО:
Помнить о том, что если ученик выходит в открытую демонстрацию чувств (показывает нежелание, невключённость), значит за этим стоит какая-то потребность, которая пока (в силу разных факторов) не может быть выражена им иным способом. И здесь Учителю важно понимать и нести свою ответственность за то, чтобы показать ученику новые для него способы. Это Большая задача Учителя - так как именно новые модели поведения, которые ученик безопасно проживёт в учебном процессе с поддержкой педагога, он сможет потом интегрировать/перенести в свою жизнь. И дело здесь не в том, что ученик «хочет» так себя вести, а в том, что он пока не знает, как можно иначе. И ответственность Учителя - показать, помочь, и провести каждого своего студента, кто сталкивается с такими препятствиями (сначала внутри себя, а далее, как следствие проявляется это во внешних контактах - в том числе в рамках учебного процесса) через этот Путь, показав новые тропинки, сделав их безопасными и качественными.