FBO, FBS, realFBS — что дешевле для продавца? Как тут экономить? Небольшие коробки проще держать у Озона, габаритные — доставлять самому. Разбираемся, как оформить разные виды фулфилмента.
Варианты поставок и хранения товара
Передача товара маркетплейсу для дальнейшей продажи называется фулфилментом.
Для работы с Ozon можно выбрать одну из трёх схем:
- FBO — Fulfillment by Ozon: продавец только привозит товар на склад, дальше все делает маркетплейс.
- FBS — Fulfillment by Seller: продавец сам привозит товар в один из пунктов приёма Ozon под каждый заказ или его забирает курьер Ozon Rocket, эта же служба доставляет товар клиенту в ПВЗ или на дом.
- realFBS/rFBS — Fulfillment by Seller: тоже вариант самостоятельной сборки и доставки товаров, где продавец доставляет заказ в ПВЗ или на дом с помощью сторонних служб или самостоятельно.
Каждая из схем хороша по-своему. Кроме того, их можно комбинировать. Например, у вас есть обычные и крупногабаритные товары. Простые товары с хорошей оборачиваемостью проще хранить на складах Ozon, а крупногабаритные — доставлять самостоятельно.
Дополнительные способы доставки можно подключить в личном кабинете.
Выбор формата хранения и доставки товаров влияет на расходы продавца на маркетплейсе.
Сколько стоит продавать товары на Ozon
Комиссия за продажу товаров на Ozon складывается из набора услуг, которые оказывает маркетплейс, и от схемы фулфилмента.
В максимальном варианте выглядит так:
- Комиссия за продажу товаров — от 3 до 15% в зависимости от категории.
- Обработка отправлений — до 750 ₽ за выезд курьера на ваш склад и до 25 ₽ за позицию, если вы сами привозите в пункты приема.
- Логистика (комплектация и упаковка товара, перемещение между складами и сортировочными центрами) — от 3 до 8% от стоимости в зависимости от габаритов и схемы работы.
- Последняя миля: доставка до ПВЗ или дверей покупателя — 5% от цены товара.
- Кросс-докинг: перемещение с транзитного склада на основной — от 170 до 2150 ₽ за коробку, от 950 до 10600 ₽ за паллету европейского типа.
- Работа с возвратами, отменами, невыкупленными товарами: оформление, обратная логистика — 40-50 ₽ за товар +4-8% от стоимости товара + коэффициент 0,7-1.
- Хранение товаров с низкой оборачиваемостью — от 0,2 ₽ за 1 литр/день (объем товара на складе).
- Отработка брака и излишков товара — от 9 до 24 ₽ за каждый товар.
- Хранение возвратов в ПВЗ и СЦ — от 12 до 18 ₽ в сутки за товар.
- Утилизация брака и невостребованных товаров — от 60 до 75 ₽ за товар.
Ульяна Дунская (директор по маркетингу бренда протеиновых продуктов o12): «У нас примерно 20% от розничной цены уходит на комиссию: за продажу — 8% (считается от цены со скидкой, не изначальной) — у нас это от 114 до 130 ₽; затраты на логистику — 142 ₽, в случае возврата или отмены заказа мы платим еще 90 ₽ за обратную логистику».
Кроме прямых расходов, чётко прописанных Ozon, есть и косвенные: например, чтобы маркировать товары, нужно печатать и клеить штрихкоды. Для этого придется купить термопринтер и специальную бумагу у нему. Подключение ЭДО и цифровая подпись тоже стоят денег.
Ульяна Дунская: Изначально мы еще пользовались копакингом — это сервис, который помогает оформить товар для продажи на маркетплейсах. В пакет услуг входило: проверка каждого шоубокса с вафлями, упаковка его в плёнку, наклейка маркировки, доставка на склад маркетплейса. Платили примерно 30 тыс. ₽ за объём продукции на 600—700 тыс. ₽ в одной поставке.
Когда решили оптимизировать расходы, то купили на склад принтер, который печатает наклейки разного формата, рулон бумаги для него, упаковщик пакетов и пакеты. Вышли примерно те же 30 тыс., но мы “отбили” их за 2 поставки».
Ульяна Дунская: «Мы работаем по формату FBO, то есть продаём товар со складов Ozon. Для нас это удобнее, потому что заказов много.
Да, мы платим комиссию, но я не могу сказать, чтобы формат FBS выходит как-то сильно дешевле: столько же, если не больше, ты платишь своим кладовщикам.
Но минусы у FBO тоже есть: например, ты не можешь индивидуально собрать заказ, положив что-то в подарок покупателю — так можно сделать только когда ты работаешь на FBS. И для нас это единственный минус FBO».
1. FBO — Fulfillment by Ozon
Самый популярный способ работы с маркетплейсом. Вы отгружаете свой товар на один из складов Ozon. При поступлении заказа Ozon сам упаковывает и доставляет товар покупателю, освобождая вас от лишних операционных процессов: отслеживания заказов, сборки, упаковки.
Кому подойдёт: Организациям и ИП
Товары: ходовые и с хорошей оборачиваемостью, высокомаржинальные, лучше небольшие, но можно крупногабаритные весом до 80-120 кг, а также любые товары не из списка запрещённых к продаже через FBO.
Что нужно: Понадобится ЭДО, если вы продаете товар, подлежащий обязательной маркировке, ювелирные изделия или делаете поставку на склады Тверь_Хаб и Хоругвино, распределительные центры и дарксторы. На каждый товар нужно сгенерировать, распечатать и наклеить штрихкод.
Расходы: Комиссия за логистику 5-8% в зависимости от объёмного веса поставки, комиссия за доставку в ПВЗ или на дом клиенту (последняя миля) — 5% от цены товара (13-250 ₽ в зависимости от региона доставки).
Для тех, кто с Эвотором
Покупайте приложения для Эвотора со скидкой 50%. Вас ждут сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе, интеграции с 1С — и много чего ещё.
Выбрать свой комплект и платить меньше
Пошаговая инструкция работы по схеме FBO
- Создайте заявку на поставку
Для этого перейдите на вкладку FBO в личном кабинете 🡪 «Заявки на поставку» 🡪 «Создать заявку». В сплывающей форме выберите склад хранения. Если на склад везти неудобно, щёлкните тумблер «Кросс-докинг» и выберите пункт приема поставки. Тогда вы сможете привезти товар в удобный пункт, а служба Ozon доставит ее до склада.
2. Добавьте товары
Из списка своих товаров или из XLS-файла выберите те, что поставите на склад. Все товары сформируются в список «В поставку». Здесь вы можете указать количество товаров, добавить новые или удалить.
Чтобы на складе товары смогли обработать, у каждого из них должен быть уникальный штрихкод. Его можно сгенерировать в меню товара. Все штрихкоды проходят модерацию сроком до трех дней, поэтому лучше озаботиться этим заранее. Подробно о том, как распечатывать и клеить штрихкоды, можно узнать в руководстве по штрихкодам.
Товары без штрихкода, не прошедшие модерацию или неподходящие по габаритам, попадут в список «Отклонённые». Когда все будет готово, нажмите кнопку «Создать», чтобы оформить заявку на поставку.
3. Выберите дату и время поставки.
В списке заявок на поставку найдите ту, что вы сформировали и нажмите «Записаться». В календаре выберите удобное время и нажмите «Подтвердить».
4. Заполните УПД
Если вы продаете товары, подлежащие обязательной маркировке, нужно заполнить УПД в системе ЭДО. Для товаров, которые будут поставлены в РЦ, дарксторы, хаб Твери или Хоругвино, накладную можно сформировать в личном кабинете в разделе «Заявки на поставку». Полученный документ нужно подгрузить в систему ЭДО, чтобы маркетплейс его подписал. Для всех остальных УПД оформлять необязательно.
5. Получите и распечатайте ярлыки и пропуск
После загрузки УПД все в том же разделе заявок на поставку укажите количество грузовых мест (не больше 500) и данные автомобиля. На основании этих данных маркетплейс сформирует ярлыки, которые вам нужно будет распечатать и наклеить на каждое грузовое место (паллет или коробку). Скачать файл можно в столбце «грузовые места» в заявке на поставку. После заполнения данных о водителе и автомобиле (ФИО и госномер), скачайте пропуск в меню текущей поставки.
6. Доставьте товары на склад
Важно приехать вовремя, иначе склад может отказать в приёмке. Перед выездом убедитесь, что на всех товарах, отправлениях и грузовых местах есть маркировка. Если вы поставляете товары по кросс-докингу — не на склад, а в пункт приема, сверьтесь с актуальными требованиями к товарам.
Обновлять, контролировать, развивать собственный ассортимент проще всего в сервисе «Управление ассортиментом» от Эвотора. Сейчас по акции — годовая подписка почти вдвое дешевле.
2. FBS — Fulfillment by Seller
Схема работы FBS подразумевает, что вы храните товары на своём складе, сами следите за новыми заказами, собираете и упаковываете их, а затем передаёте на доставку Ozon Rocket. FBS можно комбинировать вместе с другими моделями работы.
Кому подойдёт: Организациям и ИП, самозанятым, тем, у кого есть склад, но нет своей службы доставки.
Товары: любые, кроме тех, что нельзя продавать, крупногабаритные до 120 кг, товары, которые нельзя хранить на складах Ozon.
Что нужно: принтер для печати наклеек, отдельный сотрудник для сборки и отправки заказов.
Расходы: Оплата за выезд курьера Ozon Rocket 150-750 ₽ + за забор 25 ₽ за каждую позицию + комиссия за логистику 4-6% в зависимости от объёмного веса поставки (8% для крупногабаритных товаров) + комиссия за доставку в ПВЗ или на дом клиенту (последняя миля) — 5% от цены товара (60-350 ₽ в зависимости от региона доставки). Если отгружаете сами, то платите от 0 до 25 ₽ за каждую позицию, а выезд курьера Ozon, соответственно, не оплачиваете.
Пошаговая инструкция работы по схеме FBS
- Создайте склад.
Перейдите в личном кабинете на страницу FBS → «Логистика» → «Добавить склад» и выберите способ доставки FBS. Нажмите «Далее». На следующей странице укажите название склада, его адрес и телефон. Название можно придумать любое, главное — чтобы вам легко было узнать склад среди других, если заведёте несколько.
Настройте график работы: укажите рабочие и выходные дни, график работы в праздники — от этого будет зависеть расчет даты доставки до клиента. Выберите время на сборку одного заказа — от 1 до 24 часов и максимальное количество заказов в сутки. Любую информацию можно будет отредактировать в меню склада.
С одного склада можно отгружать только 1 тип товара — обычные или крупногабаритные. Если у вас оба типа товара, нужно создать ещё один склад.
2. Выберите метод доставки (отгрузки).
Нажмите «Добавить метод доставки» после того, как заполните все настройки склада, или выберите в разделе «Логистика» склад и нажмите «Добавить метод доставки». Укажите, как будете передавать товары в Ozon Rocket: самостоятельно или курьером Ozon. Для самостоятельной отгрузки выберите удобный пункт приема товаров. Если будете передавать заказы курьеру Ozon Rocket — указывайте свой телефон и временной диапазон отгрузки.
3. Проставьте остатки.
Перейдите на страницу «Товары и цены» → «Список товаров», в строке с нужным товаром найдите атрибут «На моих складах» и нажмите на его значение. Измените количество в поле «Доступно» и нажмите «Сохранить». Обновить или изменить остатки можно на странице FBS → «Логистика». Для этого на карточке нужного склада нажмите на «Количество товаров».
4. Соберите отправление.
В личном кабинете откройте страницу FBS → «Заказы с моих складов» → «Ожидают сборки». По умолчанию один заказ равен одному отправлению. Вы сами решаете, на сколько отправлений разбить заказ в зависимости от габаритов и вида товаров. Выберите отправления и нажмите «Собрать». На каждом отправлении должна быть приклеена маркировка, которая содержит информацию о номере заказа и ПВЗ. Распечатайте её на термопринтере в разделе «Ожидают отправления».
Для товаров, подлежащих обязательной маркировке нужно указывать код маркировки для каждой позиции в заказе. Система подскажет, для каких товаров нужен код маркировки и сама проверит его в системе «Честный знак». Соблюдайте правила упаковки, а еще снимайте на видео весь процесс: сборку заказа, упаковку товаров, отправлений и грузовых мест.
5. Подготовьте документы.
Для отгрузки товара курьеру или на пункт приема вам понадобится акт приёма-передачи и товарная накладная. Накладная обязательна при передаче отправлений курьеру Ozon Rocket. В остальных случаях — на ваше усмотрение. Акт формируется автоматически после того, как вы подготовили товары к отправке, его нужно только распечатать. В разделе FBS → Заказы с моих складов → «Ожидают отгрузки» нажмите «Доступные акты». Здесь же вы найдете маркировки груза, их тоже нужно будет распечатать и наклеить на 3 стороны грузового места. Если вы отгружаете товар на один из пунктов приема, у вашего водителя должна быть доверенность на подписание акта приема-передачи.
Еще раз про маркировки. На отправление клеится маркировка заказа, на грузовое место — маркировка груза. Для товаров, подлежащих маркировке, нужно вводить код маркировки в списке товаров, подготовленных к отгрузке, распечатывать коды не нужно.
Для тех, кто с Эвотором
Покупайте приложения для Эвотора со скидкой 50%. Вас ждут сервисы для товарного учёта, маркировки, ЕГАИС, управления кафе, интеграции с 1С — и много чего ещё.
Выбрать свой комплект и платить меньше
3. RealFBS — Fulfillment by Seller
Схема работы realFBS подразумевает, что вы храните товары на своём складе, сами следите за новыми заказами, собираете и упаковываете их, доставляете своими силами или помощью сторонних перевозчиков.
Кому подойдёт: Организациям и ИП, самозанятым, тем, кто торгует в пределах своего региона, у кого есть склад и есть своя служба доставки либо договор с транспортной компанией.
Товары: любые, кроме тех, что нельзя продавать; товары, доступные к продаже только по realFBS; крупногабарит до 5 тонн; товары, которые нельзя хранить на складах Ozon.
Что нужно: отдельный сотрудник для сборки и отправки заказов.
Расходы: Оплата доставок по тарифу транспортной компании.
Real FBS во много схож с обычным FBS, но Ozon выступает здесь только торговой площадкой либо предлагает для перевозки своих партнёров — любых, кроме Ozon Rocket. В этом случае вам не придётся заключать отдельный договор с перевозчиком и оформлять отправления и документы в его сервисе. Всё можно будет делать в рамках кабинета Ozon Seller. При этом заплатите вы только партнеру Ozon.
Вы можете доставлять заказы с помощью любых курьерских служб. Нужно будет придерживаться их правил по упаковке, маркировке товаров и оформления документов.
При самостоятельной доставке вы сами решаете, как упаковать товар, и какие документы вам нужны. Если вы используете сторонние службы или доставляете сами, вам нужно самостоятельно отмечать в личном кабинете статус доставки.
Для работы по realFBS доступна экспресс-доставка (до 3 часов). Для доставки партнерами Ozon она работает только в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, для остальных ТК — по всей России.
Подписывайтесь на канал «Жиза», чтобы быть в курсе всех новостей для малого и среднего бизнеса. Мы пишем только о важном для предпринимателей.
#доставкагрузов #какпродаватьбольше #ozon.ru