Найти тему
Играй, гармонь!

«Всем, кто бережет свои корни и верит в крылья...»

Джанна Таджатовна Тутунджа́н (1931—2011)

Д. Тутунджан
Д. Тутунджан

Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Окончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В. И. Сурикова (1959). Училась в мастерской М. М. Черемных и Н. А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.

После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом. В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны, и с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан. Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.

Неловко уху вологжан
Созвучье — Джанна Тутунджан.
Кругом снега, а веет югом.
Перед снегами нет испуга.
От двух корней моя основа:
Растила бабушка Снежкова,
А та, кем мне отец был дан,
Теплей и жарче всех южан...
Мороз и Солнце, как две силы —
Армения и ты, Россия.
А родилась я на Арбате,
И Сивцев Вражек — колыбель,
И мне снега — родные братья,
Совсем не тянет в Коктебель,
А тянет к Северу, хоть странно.
Туда, за Вологду, в леса,
Где Сухона течет пространно,
Где неба — Высь. Где суть ясна!
Д.Тутунджан
«Апрельский дым», 1965
«Апрельский дым», 1965

Постепенно путевые рисунки и этюды обрастали плотью размышлений, превращаясь в обобщенные, философски мудрые картины и портреты. Пожалуй, ни один из вологодских художников так емко и глубоко не изобразил судьбу русского вологодского крестьянства, как это сделала Тутунджан. Ее дар художника-монументалиста и человеческая сердечная чуткость соединились, чтоб через образы деревенских женщин, девочек, старух поведать миру о духовной красоте, мудрости и стойкости народного характера.

«Конюх», 1967
«Конюх», 1967

Этой теме были посвящены ее «Сергиевские листы» – откровенные и сокровенные рисунки, которыми Тутунджан взволнованно вошла в вологодское искусство. «Про хлеб, про соль», «Сама себе хозяйка» – героини ее графических произведений сродни литературным образам Василия Белова, Александра Романова, Ольги Фокиной, в творчестве которых деревенская тема нашла свое особое выражение. И удивительно, вологодские писатели и поэты – «деревенщики» приняли и поняли ее, москвичку с армянской фамилией, признав в ней родную душу. Главным выразительным достоинством графики Тутунджан стал лаконичный реалистический рисунок. Поданные крупным планом женские лица, изборожденные морщинами, заглядывали в душу зрителя своими умными, все понимающими глазами, как будто искали в них поддержки, а на самом деле просто рассказывали о своей судьбе. Постепенно для расширения сюжетной линии рисунков, их смыслового обогащения Джанна Таджатовна намеренно начала вводить в них текстовое дополнение.

-4

Как человек творческий, обладающий к тому же литературными способностями, она использовала «слово» не только как элемент текста, но и как изобразительный элемент. Так появились ее знаменитые диалоги «По правде, по совести», поражающие нас живостью бытовой зарисовки и яркой фольклорной выразительностью своих текстов. Испугавшись их откровенной правдивости и двойной силы воздействия – изобразительной и литературной, чиновники от искусства на одной из выставок вологодской графики в Ленинграде в начале 1980-х гг. настоятельно попросили убрать их из экспозиции.

-5

«8 Марта» 1967
«8 Марта» 1967

Когда художнице задавали вопрос о том, что ближе ей как творцу: живопись или графика – она отвечает: «Графика – мои корни, живопись – крона». В арсенале большого художника все средства гармонично едины и подчинены одной цели – творчеству. У Тутунджан мы можем говорить о графичности живописных произведений и о наполненности живописными ассоциациями ее графических композиций.

«Голубые родники — золотые ключики» 2000
«Голубые родники — золотые ключики» 2000

«Сила есть» 1996
«Сила есть» 1996

«Настя и Господь» 1999
«Настя и Господь» 1999

«Первенец» 1994
«Первенец» 1994

«Лукавая Дуня» 1999
«Лукавая Дуня» 1999
«Журавленок» 1996
«Журавленок» 1996
«Светлая душа» 1996
«Светлая душа» 1996

Графический элемент выразительного силуэта всегда дополнен символикой живописного цветового пятна. Так, мягкий красный цвет в одном случае символизирует жизнь и тепло домашнего очага, в другом, контрастируя с черным, загорается пламенем пожара. И вместе с этим в каждой картине художника подчеркнута живая связь с натурой. Она пишет современных людей и современную жизнь. Практически каждое этапное полотно Тутунджан по глубине замысла и лаконизму выразительной формы – это социальный жанр, где частный мотив перерастает в обобщенный образ-символ.

«Берегиня» (фрагмент) 2001
«Берегиня» (фрагмент) 2001

Наверное, самые животрепещущие вопросы современной жизни сосредоточены в «деревенских» работах Тутунджан. Ее любимые героини, пережив войны и революции, не растеряли самого главного – веры и надежды. Именно они, эти крестьянки со сложенными на коленях руками, в окружении старых и новых семейных фотографий, и являются «корнем рода» человеческого, его «надёжей». Ведь не случайно символом возрождения русской деревни, а значит и земли, в картинах Тутунджан является деревенская женщина, окруженная детьми и не боящаяся взять на себя роль «Берегини».

«Страда» 1977
«Страда» 1977

Выразительные средства, которые использует в своих живописных произведениях художница, невольно отсылают нашу память к русской иконописи. «Фресковым» называли многие исследователи язык ее монументальных картин, и сама Тутунджан использует в них притчу как сюжетную канву. Ее деревенские герои сродни средневековым святым и мученикам, только не легендарным, а живущим сегодня на нашей земле. Да и названиями своих картин она «будит» нашу национальную память.

«Черный ворон» (портрет В. В. Невзорова, заключенного без вины на 17 лет), 1990
«Черный ворон» (портрет В. В. Невзорова, заключенного без вины на 17 лет), 1990

«По правде и по совести» художница ведет диалог со зрителем практически в каждой своей работе. В жанре портрета она обращается к людям хорошо знакомым и любимым, проповедуя и утверждая через них идеал духовной красоты и богатства. Наверное, потому ее портретные образы романтичны и лишены бытовизма, а цвет и изобразительные детали помогают раскрыть главное, что ценит она в их характере: творческий порыв, увлеченность, преданность.

«Июльское солнце» 1999
«Июльское солнце» 1999

«Старый конь» 1968
«Старый конь» 1968

-19

-20
«Джан» — в переводе — душа.
Назвав меня так, мои родители, возможно, заранее определили мои пристрастия...
Больше всего мне интересна именно «душа» — мира, времени, состояния природы, целого народа или одного человека... И всем, чем могу, я пытаюсь выразить это.
Джанна Тутунджан

«Андрюшины фиалки» 2000
«Андрюшины фиалки» 2000
«Расставание» 1984
«Расставание» 1984

Семья проживала в деревне Сергиевская Тарногского района Вологодской области.

В феврале 2011 года Джанна Тутунджан перенесла сложную операцию, после чего скончалась в реанимации на 80-м году жизни. Похоронена на Козицинском кладбище Вологды, рядом с мужем.

-23