Обозначу своё пока жесткое отношение к АУСН.
Собственно, ещё на стадии законопроекта почти год назад у меня было много вопросов к автоупрощенке, которые до сих пор не сняты.
Да и в целом ассоциации такие: представим судебный процесс, убираем адвоката и доверяем линию защиты прокурору. Говорить о гарантированном исходе дела, думаю, излишне. Просто автозапрещенка какая-то :)
Итак:
АвтоУСН ещё не стартовала, Все, кто о ней пишет – теоретики, ведь практики ни у кого нет, у меня в том числе! Практика начнет формироваться после 1 июля, и то для новеньких ИП и ООО (чью деятельность тоже не считаю сильно показательной, вначале у большинства нулевые обороты и нет сотрудников). А вот более или менее понятно все будет с 2023 года, когда к АУСН сможет присоединиться действующий бизнес.
О новом спецрежиме:
⁃ Вводят в качестве эксперимента только в Москве, Московской, Калужской областях и Татарстане.
- Пока можно применять ограниченное время — с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года включительно.
⁃ Лимиты: доход за год - не более 60 млн.руб., сотрудников - не более 5 человек и все - налоговые резиденты РФ, остаточная стоимость основных средств - не более 150 млн руб.
⁃ Счета надо иметь только в банках, которые есть в перечне уполномоченных. Такой список составит ФНС.
⁃ Ставки, естественно выше, чем на обычной УСН: объект налогообложения "доходы" или "доходы минус расходы" со ставкой 8% и 20% соответственно.
⁃ На затраты можно отнести любые обоснованные и подтвержденные документами расходы, которые произведены в безналичной форме или наличными с использованием ККТ.
⁃ Взаимодействие с инспекцией происходит в основном через личный кабинет налогоплательщика. К примеру, не нужно вести книгу доходов и расходов. Компания отражает учет в личном кабинете.
⁃ Налоговая вправе проводить только камеральные проверки, выездных не будет.
⁃ Исчислять налог тоже не требуется. Его рассчитает инспекция по итогу месяца.
⁃ Хотя обязанности налоговых агентов организации и ИП должны продолжать исполнять, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ станут банки. При этом социальные и имущественные вычеты получить через работодателя сотрудники не смогут.
Для меня убедительных плюсов автоупрощенки только два:
1) Нулевые страховые взносы с зарплаты, конечно же.
2) Не надо сдавать большую часть отчетности. К примеру, расчет по взносам, 6-НДФЛ, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, декларацию по АУСН.
Сейчас же все очень сыро и непонятно в реализации проекта АвтоУСН.
Например,
- банк, при расчете и перечислении зарплатных налогов и взносов, не будет учитывать суммы дохода, ранее выплаченные сотруднику. Как следствие, банк не будет следить за тем, чтобы вычет по НДФЛ не был представлен сверх лимита, так как рассчитывать доходы сотрудника за год нарастающим итогом он не обязан.
- для расчета доходов банк будет использовать данные кассы, расчетного счета и те данные, которые сам предприниматель внесет в свой личный кабинет. И тут самое интересное: доходы внести предприниматель сможет, а расходы нет. Иными словами, ограничены возможности предпринимателя для уменьшения налога к уплате в бюджет.
- не слышала, чтобы банк специально для работы с АУСН нанял бухгалтеров и налоговых консультантов. Следовательно, ошибки будут. И не ясен процесс обжалования начисленных предпринимателю в автоматическом порядке сумм налога.
Итого:
Тем, кто хочет попробовать, искренне желаю положительного опыта. Остальным однозначно говорю: после изучения всего, что сейчас есть в доступе про АУСН, долгих споров с коллегами и очередной бессонной ночи из-за законотворцев сделала вывод - ПОКА НЕ НАДО! Пусть первооткрывателями будут другие, не мои клиенты. Примерно через полгода мониторинга и разбора возможных обращений посмотрю, что можно будет сказать по факту.