Soft skills («гибкие» или «мягкие навыки») — термин, подразумевающий широкий спектр умений, которые напрямую не связаны с профессией. Эти навыки помогают решать повседневные задачи, договариваться с коллегами, учиться новому и адаптироваться к любым изменениям. Их сложно отследить или проверить, но для работы они важны не меньше конкретных знаний.
Всё больше людей говорят о soft skills как о навыках будущего, которые будут востребованы, несмотря на изменения в экономике или техническую революцию. Но что это и почему это нужно? Расскажем об этом в нашей статье.
Почему об их важности заговорили только сейчас?
На самом деле, «гибкие навыки» существовали всегда, но название и более конкретное определение мы получили только в конце прошлого века. C XX века началась эпоха масштабных изменений. Экономика, которая держалась на механике, тяжелой промышленности и ручном труде, полностью изменилась. Индустриальная эпоха сменилась постиндустриальной, теперь везде используются компьютеры и информационные технологии.
Поколение, получившее образование в прошлом веке, были вынуждены в спешке переучиваться. Именно здесь и пригодились «мягкие навыки». Не важно, что конкретно вы изучали, если вы обладаете гибкостью и умением адаптироваться, то обучиться актуальной профессии для вас не составит труда.
А что в них особенного?
Знания в современном мире решают не всё. Они могут устареть, их легко приобрести и обновить. Конкретные знания, необходимые для решения рабочих задач, называют Hard Skills. Например, для программиста «жесткими навыками» будет знание скриптов и кода. Этому можно научиться, а после измерить степень владения. Ученые из Гарварда и Стенфорда считают, что профессиональные успехи на 85% связаны с «мягкими навыками» и только на 15% с «жесткими».
Какими бывают гибкие навыки?
Существуют, например, навыки, связанные с личной эффективностью. Тайм-менеджмент, ориентация на результат и критическое мышление будут одинаково полезны и врачу, и маркетологу.
Часть навыков связана с общением в коллективе. Коммуникабельность, стрессоустойчивость, умение слушать и находить компромиссы. В современных IT-компаниях решения рождаются в процессе обсуждения. Если каждый будет непоколебимо гнуть свою линию, работа просто встанет. Тут и пригодится умение договариваться.
Отдельно можно выделить навыки руководителя. Если вы умеете формулировать конкретные цели, мотивировать других и вести их за собой, то даже без специального образования из вас получится лучший управляющий, чем из неуверенного специалиста с красным дипломом.
Кому они необходимы?
Каждому работнику, который хочет оставаться конкурентным на рынке труда. Чтобы оставаться профессионалом, нужно уметь быстро осваивать новое в вашей профессии. К тому же «мягкие навыки» помогут оставаться эффективным работником и получать премии за продуктивность.
Для менеджера по продажам, например, актуален навык эмпатии. Если вы умеете чувствовать боль потенциального клиента и «читать» его, то вас ждёт большой успех и регулярные прибавки к зарплате за высокий KPI.
А работодатель смотрит на «мягкие навыки»?
Всё зависит от конкретной компании и должности. Но давайте представим ситуацию, где два человека с одинаковым уровнем компетенций сражаются за рабочее место. Скорее всего, выберут специалиста, который умеет взаимодействовать с командой, не выходит из себя при малейшем стрессе и может выстроить убедительную коммуникацию с HR-менеджером.
Подведем итог
Soft Skills действительно незаменимы в наше время. Развитые «гибкие навыки», указанные в резюме, выделят вас среди толпы кандидатов и помогут рекрутеру увидеть ваши сильные стороны. Развивайте гибкие навыки, подчеркивайте ваши компетенции в резюме и сопроводительных письмах, чтобы получить интересную и высокооплачиваемую работу.
Чтобы найти для своей компании подходящих сотрудников, нужно внимательно изучить резюме и биографию кандидата. Специалисты ShortList знают, на что обратить внимание и где искать работников с нужным набором hard и soft skills. Теперь вы можете не отвлекаться от основных рабочих задач, а мы подберём для вас лучших соискателей.