Сегодня поговорим о техно. О релизе, который вышел буквально сегодня, то есть с пылу с жару мы его обсуждаем. Должен сказать, что техно само по себе никогда не обреталось в топах моих предпочтений, но здесь случай особый.
Случается, что разные вроде бы люди причудливым образом оказываются в одной компании, в одной тусовке. Бывает и так, что при этом лично они не знакомы - вся тусовка происходит онлайн, на расстоянии, в ограниченное время: вот собрались, что-то поделали сообща и разошлись. Связи, образующиеся в таких историях, могут раствориться моментально, а могут держаться длительное время. Короче говоря, вышло так, что с автором этого EP мы ненадолго угодили в один и тот же онлайн-проект. Та стадия закончилась, прошло время, и вот alxhgn вернулся сообщить, что работа, которую он затеял уже несколько месяцев как - готова.
Ее-то мы и слушаем.
Честно сказать, я не спец и у меня маловато наслушанности жанра, но звучит плотно, я бы даже сказал - густо - и тревожно. Эта музыка затемняет комнату, словно окна зарастают тяжелой темной тканью, пространство неуловимо искривляется, и кажется, что где-то в глубине могут скрываться опасности, которых ты не ждешь. Понятно, на фоне чего пишется такая тревожная музыка - название релиза говорит само за себя - но альбом не производит впечатления сиюминутной злободневщины. alxhgn создал полотно, которое не обязательно иллюстрирует конкретные ощущения от конкретного события - это вполне самодостаточная атмосферная работа.
Поэтому и названия треков тоже говорят сами за себя - релиз довольно прямолинейно сообщает слушателю, о чем он и почему он. Интересно, как вообще музыканты пропускают сквозь себя различные события. Вроде бы кажется, что от электронных музыкантов не принято ждать неких заявлений, или высказываний, или ответов на громкие события. Однако это не редкость: так, Андре Таннебергер прямо в разгаре работы над Dedicated написал треки "Hero", "I wanna cry" и "I can't stand it" в ответ на 11 сентября, и эти треки вошли в альбом.
Сквозь всю ткань "Ста дней февраля" проходят конкретные звуки вроде сирен, голосов - чьи-то цитаты, обрывки печально известного обращения одних военных к другим также становятся выразительным художественным средством. Отметим, из того диалога музыкант взял не мем, набивший всем оскомину, а осколки угрозы: "Вы находитесь в полной изоляции, шансы выжить равны нулю" в последней композиции - к кому обращены эти слова? К слушателям ли, не готовым к чему-то важному; или к тем, кто принимает решения, находясь при этом в полной изоляции от тех, чьи судьбы от этих решений зависят? Этот вопрос остается без ответа: на нем альбом заканчивается, вопрос остается висеть в воздухе. Автор не дает ни ответа на него, ни намека на дальнейшее развитие событий, словно предоставляя слушателю самому решать, что будет дальше.
Вообще говоря, это довольно сильный ход для нишевой электронной музыки.
Я уже говорил про свою недостаточную подготовку в области техно, но и в других стилях я так навскидку и не найду концептуальные работы с такой драматургией. Может быть, The Eraser Тома Йорка, который заканчивается треком Harrowdown Hill - об убийстве доктора Дэвида Келли, британского эксперта в области биооружия, чьи работы поставили под сомнение факт наличия у Саддама Хуссейна оружия массового поражения. Затем в финальном номере - Cymbal Rush - Том говорит "Ты должен был вытащить меня отсюда, пока у тебя была возможность", и наконец, спрашивает "Ну что, перевернуть?" (Дом, в котором пронумерованы комнаты, кровать, пластинку...).
Но у Тома, пусть и в EDM-альбоме, есть слова, есть тексты песен. В "Ста днях февраля" высказывание реализовано по сути без них. И ощущения, транслируемые этой музыкой, вполне понятны: многие и теперь живут в холодном оцепенении, словно на дворе по-прежнему февраль, со слякотным грязным снегом, с пронизывающим ветром, от которого зябнут плечи, который наказывает за резкие движения. Здесь, конечно, напрашивается обыграть тему смены времен года: февраль - последний месяц зимы, она все равно закончится. И уже в холодный февраль иногда врывается что-то теплое и обнадеживающее. Переслушайте трек "Манiя" - это как раз оно. Мне же от него дополнительно теплее, поскольку за вокал в нем отвечает еще одна наша общая знакомая - прекрасная Alenatrina, автор абсолютно убойного кавера на Адель (и других не менее волшебных). Честно сказать, "Манiя" показалась мне несколько незаконченной - подсознательно ждешь еще продолжения, это же техно, в конце концов. Но как февральские короткие намеки на весну мимолетно исчезают в зимних декорациях, так и этот трек заканчивается слишком быстро. Требую extended version!
Пока писал, в конце мне пришла довольно странная ассоциация для последнего трека. У "Новых композиторов" в "START-e" есть "Минутная готовность". Я даже сам себе не смогу объяснить, почему они для меня зарифмовались, но это произошло. Может быть, для меня это выход из тупика, которым завершаются "Сто дней февраля", не знаю. Какой-то же должен быть? Вот у меня такой. Тем более что он завершается тоже вопросом. Вот он, этот вопрос:
"Как это было?"