Грустная новость и для детей, и для взрослых: датский производитель конструкторов Lego уходит из России, компания прекращает работать с Inventive Retail Group.
Рис. 1. Лего уходит из России, источник rbc.ru
Как раз эта компания занималась магазинами Lego в РФ. Кстати, она же руководила фирменными магазинами Apple, Samsung и Nike.
Причина разрыва контракта – «продолжение существенных нарушений операционной среды». А вообще Lego перестала поставлять продукцию в Россию еще в начале марта, сославшись на последствия санкций и непредсказуемые условия. И лучше, как мы видим, до сих не стало. Так что любимые конструкторы могут скоро исчезнуть.
Рис. 2. Конструктор Lego, источник exoforce.ru
Что будет с магазинами Lego в России?
Inventive Retail Group была дистрибьютором датского конструктора с 2009 года. Конструкторы Lego продавались в 81 российском магазине.
Рис. 3. Российский магазин Lego, источник yandex.ru
Однако из-за прекращения поставок часть из них закрылась еще в начале июня, о чем писали многие СМИ, например, РБК.
Рис. 4. РБК о закрытии Лего в России, источник: rbc.ru
Расторжение контракта между Lego и Inventive Retail Group означает, что дистрибьютор больше не сможет официально продавать конструкторы. Правда, у него будет право распродавать запасы. Но вряд ли их осталось много, учитывая, что поставки в РФ прекратились 3 марта.
Тем не менее, Inventive Retail Group заявила, что продолжит работать как эксперт в категории конструкторов и развивающих игрушек. Не исключено даже, что она и дальше будет продавать продукцию Lego. Ведь датские конструкторы внесли в список товаров для параллельного импорта. То есть, продукцию Lego можно будет завозить в Россию и продавать без согласия правообладателя. Наверное, примерно такое лицо было у руководства Lego, когда они узнали эту новость.
Рис. 5. Игрушка из конструктора Lego, источник cloudfront.net
Таким образом, магазинам будет достаточно сменить вывески. Выручка российского подразделения Lego в 2021 году составила 19 млрд рублей, чистая прибыль – почти 2 млрд. Это на 63% больше, чем в 2020. И вряд ли компания будет готова всё это потерять.
Как Lego пришла в Россию?
Итак, друзья. В прежнем виде компанию Lego в России мы больше не увидим, по крайней мере пока. Что ж, есть повод, пускай и грустный, поностальгировать. Давайте вспомним, как она пришла в Россию.
Сначала в России появилось ТВ шоу Лего-го. Показывать его начали в 1992 году.
Мысль была такая: зачем делать нативную рекламу в шоу, если можно сделать шоу-рекламу, в котором дети будут выполнять задания, а заодно в каждой передаче расскажут о новинке и способах игры с конструктором.
Ну а первые полки с конструкторами Lego появились в 1992 году в ГУМе. Представительство компания открыла в 1996. Кстати, она активно продвигались и с помощью сладостей. Может, вы помните в продаже сундучки лего и милки-вей: небольшой конструктор и шоколадка внутри?
Рис. 6. Волшебный сундучок Lego, источник ytimg.com
Над узнаваемостью марки работали не только с помощью ТВ-шоу. Например, в 2002 году в России трижды был побит рекорд по высоте башни из кирпичиков Lego. Сначала сооружение построили в Ростове-на Дону – 25,7 метра. Потом в Екатеринбурге – 26,2 метра.
Рис. 7. Башня из Lego в Екатеринбурге, источник t.me
Самую же высокую башню возвели в Москве – 26,5 метра.
Рис. 8. Башня из Lego в Москве, источник dzeninfra.ru
Для понимания масштаба: высота башен была равна высоте 9-этажного дома.
Еще одну грандиозную акцию провели в 2010 году, когда Lego совместно с Московским зоопарком отметила день защиты окружающей среды. Из сотен тысяч кубиков создали фигуру амурского тигра в натуральную величину. Получилось очень реалистично, не находите?
Рис. 9. Тигр из Lego, источник sostav.ru
Секреты популярности Lego
Но успех компании связан не только с креативными рекламными компаниями. Иначе вряд ли конструкторы были бы так популярны. А ведь каждую секунду в мире продается 7 коробок Lego. Из проданных за один год конструкторов можно сделать цепочку, которая обогнет Землю около 10 раз. Так что дело явно не только в рекламе. Продукция Lego с самого своего зарождения в 1934 году отличалась высоким качеством.
Например, с момента основания Lego выпускала деревянные игрушки.
Рис. 10. Деревянная лошадь Lego, источник: leonardo.osnova.io
Такая продукция была популярна. А самый продаваемый товар Lego в свое время был — вы не поверите — деревянная уточка.
Рис. 11. Деревянная утка Lego, источник techinsider.ru
Но теперь таких уток уже не делают: впоследствии компания отказалась почти от 90% ассортимента, чтобы сосредоточиться на выпуске конструктора. Кристиансен Готфрид, гендиректор фабрики, убедил совет директоров принять такое предложение — и оказался прав. А когда в 1960-м у Lego сгорел цех деревянных игрушек, было решено его не восстанавливать. А жаль.
А вот знаменитое соединение шип-трубка придумали позже.
Рис. 12. Соединение шип-трубка, источник: archiblox.com.au
Такая идея автоматических блоков позволила создавать самые разнообразные конструкции, все ограничивается лишь фантазией. К тому же, части разных конструкторов подходят друг к другу: сегодняшние кубики совместимы с самыми первыми кубиками 1958 года.
В 1974 году появился и первый Lego-человечек. Интересно, что до 1986 года фигурки имели либо счастливое, либо нейтральное выражение лица, пока компания не выпустила первую модельку пирата. (рис. 13).
Рис. 13. Фигурки человечков Lego, источник yandexcloud.net
Правда, в истории компании не все было гладко. С падением прибыли компания впервые столкнулась в начале 90-х годов. Резкий скачок популярности компьютерных игр ударил по Lego. Но и тут был найден выход: она решила развивать новые направления, свои видеоигры и Леголэнды.
Рис. 14. Леголэнд, источник gosandiego.com
Тем не менее, на рынке игрушек у компании был провал за провалом. Вновь обрести успех у Lego получилось, лишь когда она решила отойти от традиционных конструкторов. Например, в 2001 году компания представила серию экшен-фигурок Bionicle.
Рис. 15. Серия экшен-фигурок Bionicle, источник playground.ru
А закрепить успех удалось благодаря серии Lego Star Wars. Реальный объем продаж превзошел прогнозный в 5 раз. И до сих пор наборы по Звездным войнам являются одними из самых популярных и дорогих.
Рис. 16. Наборы из Звездных войн, источник yandex.ru
Конечно, и потом у компании были локальные снижения, но Lego успешно их преодолевала. В 2014 году она стала самым крупным производителей игрушек, обойдя Mattel, которая тоже занимается куклами и фигурками. И в том же 2014 году вышел первый Lego фильм, который собрал в мировом прокате почти полмиллиарда долларов.
Рис. 17. Фильм Lego, источник: alogvinov.com
Альтернативные инвестиции: конструкторы Lego
Почему же мы вообще заговорили про Lego, как вы думаете? Потому что этот конструктор интересен не только как игрушка, но и как инвестиция. Ассортимент у компании очень широкий, поэтому наборы не задерживаются на полках магазинов. Причем некоторые наборы выпускают только единожды, и такие ограниченные издания обладают самой большой инвестиционной привлекательностью.
За год такая инвестиция может принести 8%, с учетом инфляции. Доходность подсчитали экономисты НИУ ВШЭ в ноябре 2021 года. Но и 8% – далеко не предел. Например, снятая с продаж серия за первый год может дать и 20% прибыли. Наиболее доходными чаще всего являются наборы по мотивам кинофильмов и книг: Звездные войны, Бэтмен, Гарри Поттер и другие.
Рис. 18. Набор по мотивам Гарри Поттера, источник yandex.ru
Итак, друзья, и за пределами фондового рынка есть интересные и необычные активы. Самое главное достоинство Lego в том, что ее наборы не подвержены традиционным рыночным рискам. Но вот инфраструктурные риски тоже есть, как видим. Теперь, если новые оригинальные наборы и появятся в России, то только благодаря параллельному импорту, что точно скажется на ценах. Будет ли к ним инвестиционный интерес – вопрос открытый.
Кстати, если вы хотите больше узнать об альтернативных инвестициях, приходите к нам на платформу IF+, там вы найдете практикум по этой теме. Мы уже разобрали: недвижимость, займы, предметы коллекционирования и алкоголь. А в ближайшем будущем разберём и другие интересные варианты.
#лего #lego #конструкторы #конструкторлего #историябренда