Родился 14 апреля 1951 года в Москве в семье инженера – металлурга и переводчицы со скандинавских языков.
Детство и юность провел в знаменитом доме №17 по Большому каретному переулку, где проходило юношеское становление Владимира Высоцкого и который он потом воспел в своей знаменитой песне «На Большом каретном»
В детстве Петр Мамонов близко сдружился с Александром Липницким, приемным сыном личного переводчика Хрущева и Брежнева Виктора Суходрева. Благодаря тому что отчим постоянно привозил из за границы множество пластинок с записями «The Beatles», «The Rolling Stones», «Led Zeppelin» Липницкий и его компания всегда были в курсе всех западных музыкальных новинок. Свою первую группу «Экспресс» игравшую на школьных вечерах они собрали, ещё будучи старшеклассниками.
После школы Петр Мамонов учился в Московском полиграфическом институте на редакторском факультете, работал заведующим отделом писем в журнале «Пионер», но потом забросил журналистскую деятельность и пошел по пути многих советских рокеров 80-х годов, совмещая подпольную концертную деятельность с работой кочегаром, грузчиком в магазине, лифтером и т.д. Первый большой концерт группы «Звуки Му» созданной Мамоновым и Липницким состоялся в начале 1984 года в актовом зале их родной английской спецшколы № 30.
В 1985 году группа вступила в члены Московской рок-лаборатории, организации занимавшейся проведением официальных рок концертов.
На волне начавшейся тогда «перестройки» группа начинает постоянную концертную деятельность. Они участвуют в концертах, проводившихся в Москве, едут в Латвию, производят настоящий фурор на фестивале «Движение в сторону весны» и становятся на тот момент самой популярной московской командой
Начиная с 1987 года, группа гастролировала по всему Советскому Союзу от Бреста до Владивостока». При этом добрая половина успеха «Звуков» приходилась на долю Мамонова, который стал одним из первых шоуменов в отечественной музыке и по свидетельству одного из журналистов «… на сцене такие кренделя выделывал, что смерть — не поймёшь, плакать или смеяться…»
Тогда же Мамонов впервые снялся в кино, сыграв в фильме «Игла» врача – наркоторговца
Конец 80-х годов прошлого века стал порой оглушительного успеха Мамонова и его группы.
На волне возникшего тогда интереса на Западе к нашей стране британский продюсер Брайан Ино предлагает музыкантам контракт на выпуск диска – гиганта и гастрольный тур по странам Западной Европы, Южной Африке и Восточному побережью США.
Неожиданно находясь на гребне успеха Мамонов, начинает тяготиться музыкой, все чаще впадает в депрессию и делает попытки, переключится на актерскую деятельность.
В 1990 году он снимается в фильме Павла Лунгина «Такси – блюз» в главной роли саксофониста – алкоголика Алексея Селивёрстова
Поскольку у группы был подписан контракт с компанией Брайана Ино Мамонов ещё два года продолжал концертную деятельность хотя, по его собственному признанию ему это уже было совсем не интересно.
С 1992 года он играл на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского в спектакле «Лысый брюнет» имевшем большой успех.
В дальнейшем в этом же театре шли моноспектакли Петра Мамонова «Есть ли жизнь на Марсе?» и «Шоколадный Пушкин» где музыкант был и автором и режиссёром, и единственным актером.
Обращение к религии
Коренной переворот в жизни Петра Мамонова начался с того, что в 1995 году он переехал жить в деревню Ефаново Наро-Фоминского района Московской области, недалеко от города Верея.
Здесь вдали от шума столичной жизни артист много времени проводил в размышлениях, чтении и постепенно пришел осознанию неправильности собственной жизни и пересмотру ценностей.
Именно здесь он принимает решение обратиться к православию и становится истинно верующим человеком.
В 2006 после долгих уговоров Павла Лунгина и благословения патриарха Алексия II Петр Николаевич Мамонов играет главную роль старца – целителя Анатолия в фильме «Остров»
Я конечно не кинокритик, но лично мне кажется, что этот фильм стал главным событием в отечественном кинематографе 21 века. По моему скромному мнению по силе духовного воздействия, картина не знает себе равных. Наверное, Петру Николаевичу ничего не нужно было играть, он был на экране просто самим собой, человеком, отрешившимся от старой неправедной жизни и полностью переродившимся.
Ещё раз повторю, что я не специалист ни в области кинематографа и тем более в области духовной, но мне кажется, что герой Мамонова из «Такси – блюз», и герой из «Острова» это две стороны личности Петра Николаевича до и после обращения Богу.
Фильм имел огромный успех и породил новую волну популярности Петра Мамонова, уже как актера.
В 2009 году на экраны вышел ещё один фильм Павла Лунгина «Царь», где Пётр Николаевич сыграл Ивана Грозного, а его партнером был великолепный Олег Иванович Янковский в роли митрополита Московского Филиппа.
После 2010 года Петр Николаевич Мамонов вел достаточно активную творческую жизнь. После длительного перерыва он вернулся на театральную сцену с новым моноспектаклем «Дед Пётр и зайцы», работал на радио, создал группу «Совершенно новые Звуки Му», снялся в фильме «Иерей-сан» и осуществил ещё несколько проектов.
В июне 2021 года был госпитализирован в печально известную Коммунарку с диагнозом коронавирус.
Скончался 15 июля 2021 года. После отпевания в Донском монастыре, был похоронен на Вознесенском кладбище города Верея Московской области
А вы мои уважаемые читатели помните этого замечательного актера и музыканта?