Найти тему
ТАСС

Импортозамещенный VAR в российском футболе. Каким он будет?

Оглавление

Провайдером системы видеоассистента рефери в новом сезоне будет отечественная компания Slomo.tv, которая пришла на замену британской Hawk-Eye

МОСКВА, 15 июля. /Корр. ТАСС Андрей Михайлов/. Система видеоассистента рефери (VAR) получила глобальное распространение, в том числе благодаря ее успешному применению на чемпионате мира по футболу, который прошел в России в 2018 году. После этого технология использовалась в России на внутренних турнирах, но перед началом сезона-2022/23 срок соглашения с провайдером подошел к концу. Был определен новый провайдер - на смену всемирно известной британской компании Hawk-Eye Innovations Ltd пришла отечественная Slomo.tv. Она будет работать на матчах Мир - Российской премьер-лиги (РПЛ), новый сезон в которой стартует 15 июля матчем между подмосковными "Химками" и петербургским "Зенитом".

Еще до истечения контракта с зарубежными партнерами Российский футбольный союз (РФС) рассматривал различных провайдеров. При определении компании, которая будет оказывать эти услуги, рассматривался период в три-четыре года. Кроме того, важнейшим аспектом являлось предоставление тестовых серверов в РФС для того, чтобы наша сторона могла оценить само решение, необходимость доработки и доукомплектования, поскольку решения могут отличаться, и какие-то элементы из них могут друг другу не подходить.

"К февралю мы понимали плюсы и минусы любого решения, - рассказал ТАСС руководитель проекта VAR в России Кирилл Верхолетов. - Тогда некоторые технические решения в России стали просто недоступны. Раз они стали недоступны, мы стали общаться с поставщиками, в том числе со Slomo, с позиции гарантии работы оборудования во вполне конкретных и понятных условиях".

"Для нас было важно, чтобы мы поставили и укомплектовали все имеющиеся у нас аппаратные комнаты, также для нас было важно дополнительное оборудование для обучения, для проведения разовых матчей вне VAR-центра - например, матчи со стадиона на Кубок России, как это было в Грозном на стадионе им. Билимханова, где два матча с VAR проводила "Алания". Когда мы все это проанализировали, со Slomo появилась договоренность об установке их тестового оборудования на более длинный промежуток времени", - добавил он.

На вопрос о том, какие компании рассматривались в качестве альтернативы уходящему провайдеру, он сказал, что РФС и РПЛ успели изучить всех лидеров рынка - "это и Evertz, и EVS, и китайское решение".

"Если вы посмотрите, на каком оборудовании проводились отборочные матчи чемпионата Европы и чемпионата мира, есть два основных поставщика для нужд УЕФА и ФИФА (Союза европейских футбольных ассоциаций и Международной федерации футбола - прим. ТАСС). Со всеми, кто предоставляет качество, со всеми, кто является брендом в этом бизнесе, мы общались", - отметил он.

Как и откуда появилось Slomo.tv на горизонте РПЛ

Генеральный директор компании PEL (Picture Element) Игорь Витиорец, которой принадлежит торговая марка Slomo.tv, в разговоре с ТАСС отметил, что корни этого проекта можно найти в 2006 году - тогда компания получила заказ на сервер видеоповторов для хоккейной арены "Мегаспорт" на Ходынке, на которой должны были проходить матчи чемпионата мира по хоккею 2007 года. По его словам, после установки сервера на арену выяснилось, что его планировали использовать для видеоразбора спорных моментов. При анализе того, как лучше и быстрее проводить эти повторы, были выработаны требования к функционалу системы видеоповторов для разбора спорных моментов.

По словам Витиорца, Slomo.tv работает со спортивными клубами, лигами и федерациями из более чем 20 стран мира, предлагая системы более чем для 12 видов спорта, среди которых не только футбол и хоккей, но также спортивная борьба, баскетбол, водное поло, гребной слалом и гандбол. Кроме того, на летних Олимпийских играх в Токио, которые прошли в 2021 году, системы видеосудейства Slomo.tv использовались в четырех дисциплинах: водном поло, гребном слаломе, греко-римской и вольной борьбе.

Витиорец отметил, что не было идеи создать отдельный российский VAR. "Мы пришли в мир спорта из мира телевидения, - сказал он. - Тут наше знание технологий вдохновляло нас на реализацию самых смелых решений. А сотрудничество с постановщиками задачи давало идеи на то, как это сделать лучше и удобнее для работы судей. Именно это сотрудничество на протяжении более чем 15 лет с различными спортивными федерациями позволило нам оттачивать и оттачивать наш продукт; поэтому, когда к нам пришли из футбола, у нас уже был очень серьезный опыт и много наработок".

Игорь Витиорец отметил, что все производители систем VAR так или иначе знакомы с нашими серверами и используют решения и функционал технологии Slomo. "Мы занимаемся нашими серверами почти в три раза дольше, чем Hawk-Eye, и используем другую, более производительную архитектуру, - подчеркнул он, отвечая на вопрос о принципиальном отличии между Slomo и ее предшественником в российском футболе. - Это дает свои преимущества. Например, где у Hawk-Eye используются 3-5 серверов, мы обходимся всего одним! У нас более быстрый поиск, мы используем специально созданный пульт нашего производства".

"Мы учли достаточно много мелочей, которые позволяют работать быстрее. Например, жестовый интерфейс управления для VAR, поиск по всем каналам, более высокое качество картинки, что сразу же отмечают все, кто "пересаживается" с Hawk-Eye на наши системы, больший пиксельный размер изображений в мультивьювере", - добавил гендиректор PEL.

Новый VAR уже работал на официальном матче РПЛ

Предстоящие матчи первого тура РПЛ не станут боевым крещением для нового провайдера VAR. "В весенней части чемпионата мы провели более 15 офлайн-матчей, - отметил Верхолетов. - Что это собой представляет? Параллельно той аппаратной, в которой проводился матч с, так скажем, официальными VAR и AVAR, работала другая аппаратная комната, в которой было установлено оборудование Slomo".

"Эти судьи, операторы повторов и инженеры не имели связи ни с полем, ни с аппаратной, в которой официально проводилась игра. Просто они на тех же самых ракурсах, на тех же самых видеосигналах учились взаимодействовать с оборудованием Slomo, подмечали положительные и негативные моменты этого взаимодействия, давали какие-то рекомендации инженерам по доработкам", - пояснил он, добавив, что рекомендаций было достаточно много.

Руководитель проекта VAR в России отметил, что на тестовых матчах были задействованы практически все VAR, которые работают на играх премьер-лиги. "В некоторых острых ситуациях мы напрямую сравнивали два технологических решения, то есть мы смотрим эпизод, который нам интересен, сначала в одной аппаратной комнате, затем идем в другую и смотрим тот же эпизод, проводим ту же самую проверку, что называется, "по скрипту" и получаем оценочное суждение о том, где удобнее, а где неудобнее, где быстрее, а где медленнее, где более качественное изображение, а где менее и так далее", - продолжил собеседник агентства.

"Таким образом за весеннюю часть чемпионата мы провели достаточно большое количество сравнений. Поэтому, когда в последнем туре предыдущего чемпионата матч ЦСКА - "Ростов" (игра завершилась со счетом 4:0 в пользу армейцев - прим. ТАСС) проводился на оборудовании Slomo, думаю, практически никто этого не заметил", - сказал Верхолетов.

"Был небольшой риск, - признал он. - Сами понимаете - первый онлайн-матч, где-то тестовое оборудование, где-то не до конца есть уверенность, что все сработает. Тем не менее все прошло достаточно позитивно, и мы получили неплохую обратную связь от всех сторон, которые участвовали в данном, с позволения сказать, эксперименте".

Руководитель проекта VAR в России отметил, что тестовые матчи на оборудовании других провайдеров также проводились. Для этих целей в офисе РФС была выделена специальная комната - в ней устанавливалось необходимое оборудование, и судьи приезжали для практики на записанных матчах других чемпионатов.

Принципиальное отличие Slomo от Hawk-Eye

Кирилл Верхолетов сказал, что российская и британская компании отличаются друг от друга по модели ведения бизнеса. "То есть, если Hawk-Eye предоставляет де-факто сервис - вы берете и заказываете необходимое вам количество услуг. То есть вам предоставляют оборудование, лицензию на программное обеспечение, а также операторов видеоповторов - людей, которые непосредственно во время матчей демонстрируют ракурсы VAR и AVAR. Также вам предоставляется возможность получить отчеты, [ответы на] какие-то вопросы, связанные с регламентами ФИФА. То есть полностью закрывается история "под ключ", - рассказал он.

"Что касается Slomo, она предоставляет техническое решение, - продолжил собеседник агентства. - То есть, что касается некоторых дополнительных устройств, так называемой "обвязки", в данной ситуации это альтернативные поставщики, это дополнительное оборудование, которым нужно доукомплектовать, чтобы решение было полностью законченным. Так, например, у нас сейчас используется система служебной связи от российского поставщика, которая позволяет стадиону связываться с VAR-центром и в обратном направлении. Если у Hawk-Eye это было компьютерное решение, использовались звуковые карты, преобразователи, то здесь это решение, назовем его так, "профессиональных связистов". Это то, что всегда работает".

Генеральный директор PEL, в свою очередь, высказался о зависимости компании от иностранного оборудования. "В условиях глобализации достаточно большая часть используемых любым производителем комплектующих (иногда и все 100%) является иностранной, - сказал Витиорец. - Ни Slomo.tv, ни Hawk-Eye не являются исключением - это касается материнский плат, SSD-дисков и прочего, однако, в отличие от Hawk-Eye, часть плат и компонентов мы производим сами. Имея 15-летний опыт работы, в том числе с десятками систем на хоккейных аренах России, мы обеспечили достаточный запас комплектующих, чтобы гарантировать работоспособность наших систем на долгие годы".

Руководитель проекта VAR в России заявил, что опасений в связи с возможным уходом с отечественного рынка той или иной компании-производителя комплектующих на данный момент нет. "У нас есть понимание, что практически все оборудование, которое мы сейчас используем, нам доступно. РФС и РПЛ де-факто будут являться собственниками этого оборудования - это не арендная модель, а модель приобретения", - подчеркнул Верхолетов.

"Мы с нашими партнерами проговариваем возможность получения апдейтов, улучшения функционала. В каких-то моментах мы своими компетенциями можем помочь - то есть мы приходим и говорим, что здесь что-то работает не должным образом, и хотелось бы, чтобы это работало немного по другому алгоритму. Давайте доработаем и попросим программистов выпустить новый релиз. Это тоже работает, тоже получается", - добавил он.

Также собеседник агентства сообщил, что в новом сезоне функции операторов повторов будут выполнять сотрудники Российского футбольного союза. "Никто из них не имеет опыта судейства. Считаю, что в данной ситуации необходимо только базовое понимание футбола, чтобы не задавать глупые вопросы; более важно, чтобы человек был на "ты" с техникой, причем не только имел понимание с телевизионной точки зрения, то есть необходимо понимание определенных принципов вещания, но также имел понимание "железа", программного обеспечения, которое используется в работе. Операторами повторов будут люди из проектного офиса VAR", - уточнил Верхолетов.

Особенности использования VAR в России

Кирилл Верхолетов подчеркнул, что видеоассистенты и их помощники не могут самостоятельно влиять на ход игры, а лишь рекомендовать рефери в поле отправиться к монитору для просмотра того или иного эпизода. "Каждая национальная ассоциация имеет право самостоятельно устанавливать уровень вмешательства, - отметил он. - Нет такого, чтобы для всех лиг мира был единый уровень. На чемпионате мира и чемпионате Европы это один уровень, в каких-то внутренних соревнованиях в Германии, Италии, Англии и где угодно - другой уровень".

"В России команды не раз и не два говорили о том, что они за справедливость, - подчеркнул собеседник агентства. - Они говорили о том, что у нас есть VAR, он позволяет принять объективные решения. Мы верим судейскому корпусу, верим, что они, находясь в поле, действительно не видели эпизод или могли оценить его по-другому. Но есть же VAR, у которого есть все камеры. Пожалуйста, примите правильные решения после просмотра этих камер".

"Именно отсюда идут четырехминутные задержки. Это невероятное зло, и мы действительно с этим боремся. Но суть в том, что судья, находящийся на станции VAR, должен принять решение по данному эпизоду, а также проверить всю последовательность эпизодов, которая была перед данным моментом - так называемая атакующая фаза игры", - добавил Верхолетов, отметив, что в таких моментах порой приходится проверить не только эпизод с одиннадцатиметровым ударом, но и события, предшествующие ему.

Также собеседник агентства поделился мнением о том, сколько времени должна занимать проверка того или иного эпизода со стороны VAR. "Когда мы говорим о взаимодействии VAR с судьей, часто я ловил себя на мысли, что в целом проверка неплохая с точки зрения качества, но она могла быть сильно короче. В таких ситуациях я прямо говорил видеоассистентам: "В принципе, ты все сделал адекватно эпизоду и процедуре, но уж как-то чуть-чуть натянуто медленно". И получается, что в ряде ситуаций стандартную полутора-двухминутную проверку можно было легко сократить на 30 секунд", - сказал он.

"Я для себя стремлюсь и хочу, чтобы у нас проверки укладывались в минуту или минуту и 30 секунд. При таком раскладе, поскольку проверка зачастую начинается, когда мяч еще в игре, она вообще может быть незаметной для зрителей, для общественности", - резюмировал Верхолетов.