Найти в Дзене
1001.ru

Страницы моей жизни

Достоевский, Чехов, Булгаков, Марк Твен и другие писатели, сделавшие меня мной

Литература — вот что сформировало меня как личность. Не помню большего удовольствия из детства, чем поход в книжный магазин. Слова «книга — лучший подарок» для меня актуальны сегодня так же, как и тридцать лет назад. Теперь эти подарки я делаю себе сам.

Первая любимая книга — «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» Эно Рауда. Про трёх накситраллей. Признаться, до сих пор, если позволяет время, перечитываю особенно любимые места. А ещё были Кир Булычёв, Носов, Крапивин, Алексин... Самые яркие впечатления из детства связаны с книгами.

В подростковом возрасте увлёкся Достоевским. Он дал мне тот язык, которым «вкусно» и интересно разговаривать. Настоящий русский. Глубокий и изобилующий смыслами. «Униженные и оскорблённые» меня потрясли.

Наверное, я всё же рано начал общение с гением Достоевского.

Несмотря, на то, что он несказанно обогатил мой словарный запас и дал понимание (возможно, не до конца) русской души, всё же в 15, 16 лет читать Фёдора Михайловича, думаю, рановато. Очень тяжёлое впечатление от слишком живых картин человеческого ничтожества и безысходности. Но прочесть стоило. И я не жалею. Но не перечитываю.

Книга, которая разделила (без преувеличения) жизнь на до и после — «Мастер и Маргарита». Я прочёл, пожалуй, все произведения Булгакова, но именно в этой действительно есть что-то сакральное, мистическое, помимо сюжета, что-то между строк. Какие-то «руны», которые порабощают читателя. Я погружался в книгу, как в омут, и с трудом, нехотя, выплывал в действительность. Велика и необъяснима (для меня) сила автора.

Помню, как настоящим откровением для меня стала книга «Это я — Эдичка». Такого откровения и искренности я от художественной литературы не ожидал. Может быть, потому, что в основном «питался» классикой и не отзывался на рекламу модных авторов. Но тут даже не совсем это... Лимонов не был модным, не был раскрученным. Он был другим. Его стиль, его подача захватили меня. Захотелось какого-то отклика. Увидеть, попробовать, испытать.

 
Эдуард Лимонов
Эдуард Лимонов

Спустя несколько лет после прочтения книги я побывал в Штатах. Признаюсь, не всё из того, что описано в романе, удалось повторить. Да и атмосфера несколько поменялась, наверное. Многое, нужно отдать ему должное, всё же лежит в плоскости авторского домысла. Но мне понравилось — я поставил эту галочку. Одна моя подруга сделала крюк в Нью-Йорк, чтобы сфотографироваться у дома, где «жила» Кэрри Брэдшоу. Ладно, ладно… Я тоже грешен. Ну, кто не смотрел «Sex and the City»? По семь серий, до утра, попивая винишко и переписываясь с подругами...

Когда я открыл для себя Аркадия Аверченко и Джерома Клапка Джерома, Шендеровича и Салтыкова-Щедрина, я узнал, что в книге не всегда можно прочесть только то, что написано. Бывает, что текст содержит и другой, скрытый смысл. И он как раз и является тем, что автор хотел сказать. Аллегория, метафоры, сарказм и сатира полюбились мне. Умение выпукло явить читателю порок героев, не говоря об этом прямо, — высшее мастерство. И эти авторы обладают им, вне всякого сомнения.

А вот первым писателем, которого я с равным удовольствием читал и в десять лет, и спустя четверть века, стал Марк Твен. Взять его самое известное произведение про двух мальчишек. Это ведь далеко не детская книга. Вернее, написана она не только для детей. И опять-таки главный, скрытый смысл понимаешь, разумеется, не при первом прочтении, а спустя годы.

У Владимира Познера есть вопрос, который он задаёт почти своим респондентам:

Какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров?

На необитаемый я бы взял учебник по сельскому хозяйству, пособие по ядовитым растениям и медицинский справочник. Чтобы не сдохнуть от диареи в первые три дня. А если можно будет взять ещё и художественную литературу — то, конечно же, Чехова!

-3

Антон Павлович — это тот автор, который способен вытянуть меня из самой глубокой депрессии. Гений, на мой взгляд. Простой, прямолинейный, как все врачи, и бездонно талантливый. Спасибо ему. Когда я чувствую себя словно на необитаемом острове, я читаю «Скрипку Ротшильда» и «Вишнёвый сад».

Есть книги, существующие вне времени. Скажем, «Былое и думы» Герцена. С удовольствием возвращаюсь и возвращаюсь к прочтению этого произведения. И, читая его, ловлю себя на мысли, что читаю про сегодняшний день. А ведь между событиями, описанными автором, и две тысячи двадцатым годом, почти двести лет. Кому интересно, о чём я, прочтите, не пожалеете. Уникальный труд. Я бы сказал, эпохальный. Про нашу эпоху.

Есть в моей библиотеке книги, которые можно читать сколь угодно часто, они не могут надоесть. Ряд из них принадлежит перу Артура Конан Дойля.

-4

Его часто называют автором Шерлока Холмса, но ведь мало кто знает, что знаменитый сыщик хоть и принёс всемирную известность Сэру Конан Дойлу, но в творчестве занимал совсем небольшой период. Его сборники рассказов о подвигах бригадира французской армии Жерара, рассказы о боксе, увлекательнейший роман «Трагедия с Короско» и так далее, и так далее... Очень разносторонний автор своим захватывающим, авантюристским стилем, признаюсь, покорил мой читательский вкус.

И сегодня интернет не заменил мне книг. Он, бесспорно, всеобъемлющ по объёму информации. И за новостями я обращаюсь к нему, а не к печатной периодике. Но книгу, «живую», пусть и много раз прочитанную, он не в силах победить. Я говорю, разумеется, только за себя.

Книги были и останутся моим самым любимым способом путешествовать во времени, увидеть мир, познать людей и заглянуть за горизонт событий. Литература даёт нам возможность, пусть ненадолго, но всё же сбежать из нашей действительности в другую реальность. А это порой так необходимо. Ведь… «вы звери — господа»...

Денис Чубатюк

Материалы автора