Найти в Дзене

Весеннее наступление греческой армии 1921 года в Анатолии - или почему разведчик первым рискует головой

Оглавление

Разведывательный отдел Западного фронта кемалистов под руководством Есима Челека работал с утра до утра. Есим Челек сам практически не спал, и другим спать не давал. Все уже к этому привыкли, и прикорнув на полчаса в углу штаба снова приступали к службе.

Цикл рассказов о Второй греко-турецкой войне 1919-1922 годов

Заместитель начальника разведотдела Батухан Бачаксиз не участвовал в этой штабной суете. На него была возложена агентурная работа, а Есим Челек взял на себя все, что касалось докладов начальству. Поэтому, Батухан мог позволить себе спать, когда он хотел.

С утра он без стука зашел к своему наставнику и начальнику Есиму Челеку. Тот сидел у карты оккупированных зон и как видно было по его лицу что-то у него не сходилось.

Короткое приветствие! Оба разведчика приступили к делу, которым занимались - выяснению намерений противника. Как они знали из агентурных донесений и сводок разведывательных рот в дивизиях греческие I и III корпуса получили пополнение. Из греческих газет они знали, что в Греции проводится новая волна мобилизации ещё трёх призывных возрастов.

Было ясно, что греки готовят большое наступление весной 1921 года. Но где?
Карта наступательных операций греческой армии до июля 1921 года. На севере отмечено место победы турок при Инёню 26-31 марта, на юге место греческого реванша 28 марта, поставившего победную точку в греческом «Весеннем наступлении».
Карта наступательных операций греческой армии до июля 1921 года. На севере отмечено место победы турок при Инёню 26-31 марта, на юге место греческого реванша 28 марта, поставившего победную точку в греческом «Весеннем наступлении».

Наиболее вероятным было наступление III корпуса из Бурсы. Она имела в своем составе четыре боеспособные дивизии. I корпус в районе Ушака имел всего две дивизии. Но зато это были регулярные части, принимавшие участие во всех боях двух балканских войн, Большой войны и Украинском походе.

Чтобы точно знать нужен был внедренный агент в греческом штабе. Или осведомитель там же. Но такого пока не было. Это работа штучная и как известно "агент не морковка - посадишь, он не вырастает".

Оставалось только "промозговать". Разведчики обсуждали разные версии, пока Батухану не пришла в голову простая мысль, которую он сразу высказал:

  • Почему мы считаем, что противник собирается нанести главный и второстепенны удар? И зачем нам это? Объективно мы знаем, что III корпус сильнее. Он скорее всего рвется к Эскишехиру. I корпус численно слабее, но его состав опытный. Просто примем самое простое решение. Основные силы сосредоточим против III корпуса. Надо его разбить, а потом заняться I корпусом, против которого можно вести оборонительные действия.
  • Наше дело предугадать действия противника. А как его разбить пусть думает начальство.
  • Это так! Но что если греки рассчитывают на оба удара? Они думают, что мы пытаемся определить направление главного удара. И хотят нанести сильные удары там и там. Если где-то наш фронт прогнется, то они направят туда стратегические резервы.
  • И как они определят, где прогнулось?
  • Очень просто определят. Для этого сейчас есть авиация, которая стала "глазами и ушами" армии.

Есим Челек задумался. Его терзали сомнения. Однако, он был офицером, привыкшим принимать решения. Он его принял. Оделся в парадную форму вместо черкески, которую носил. Собрал нужные для доклада документы и коротко сказал:

К командующему Исмет-паше!
Исмет-паша, командующий турецкими силами в весеннем сражении 1921 года. В 1934 году избрал себе фамилию Инёню.
Исмет-паша, командующий турецкими силами в весеннем сражении 1921 года. В 1934 году избрал себе фамилию Инёню.

Батухан ждал начальника в штабе. Есим Челек вернулся запоздно. Его лицо было красное, на лбу светились бисеринки пота. И это несмотря на середину марта.

  • Я все объяснил командующему. Он согласился! Однако передал тебе, что если твои мысли окажутся неправильными, то лучше тебе застрелиться.

Батухан улыбнулся. Ответил:

Застрелюсь! Делов то! Пулю пустить в висок!

10 марта 1921 года оба греческих корпуса начали наступление. Оба шли хорошо, отжимая турок к Эскишехиру и Афьонкарахисару.

Тяжелые бои развернулись у горного села Авгин, нависавшего над Эскишехиром. Командир III греческого корпуса Аристотель Влахопулос имел здесь 16 тыс. пехотинцев и 1300 кавалеристов, располагал 224 пулемётами, 36 горными, 28 полевыми и 12 тяжёлыми орудиями. У турок было 25 тысяч мало обученных солдат, к тому же раскиданных по окрестностям Эскишехира. А греки наступали одной колонной.

Генерал Аристотель Влахопулос, командир III корпуса греческой армии.
Генерал Аристотель Влахопулос, командир III корпуса греческой армии.

Греки несмотря на постоянные контратаки смогли захватить высоты у Авгина. 39-й полк эвзонов закрепился на вершине и отразил 22 турецкие атаки. Пехотные полки греков заняли позиции вокруг высот и готовились к броску на Эскишехир. Понимая, что главное это вершины турецкое командование посылало в мясорубку на вершине новые и новые части.

Эвзоны начали отходить, но в это время кавалерийская бригада греков незаметно пройдя лощиной заняла дома на краю Авгина. А 28-й греческий полк смог уцепиться за село Саваджи-Бей, тем самым замыкая кольцо окружения вокруг Авгина.

Положение спасла внезапная атака турецких стрелков рано утром 18 марта. Командир 28-го полка Афанасиос Христу был убит, греческие пехотинцы отступили и кольцо окружения было прорвано.

Полковник Афанасиос Христу, командир 28 греческого полка, погиб на высотах восточнее Савджи Бея 18 марта 1921 года.
Полковник Афанасиос Христу, командир 28 греческого полка, погиб на высотах восточнее Савджи Бея 18 марта 1921 года.

После этого в сражении наступил перелом. Греческая артиллерия практически не отвечала из-за недостатка снарядов и турецкие пушки размочалили позиции эвзонов на высотах. Те начали отступать, а 19 марта началось общее отступление греков.

Это была победа!

После нее Мустафа Кемаль-паша развернул освободившиеся войска на Ушак. Греческий I корпус ушел вперед и этот город остался в тылу греков. Если бы его удалось взять, то разгром I корпуса был бы предрешен.

Стратегическую позицию на Ушак у Тумлу-Бунара защищал один 34-й пехотный полк под командованием полковника Диалетиса. Против него было три турецкие дивизии. В турецком штабе уже праздновали победу. Но рано!

Полковник Демосфен Диалетис, герой боя при Тумлу Бунар.
Полковник Демосфен Диалетис, герой боя при Тумлу Бунар.

34-й пехотный полк греков два дня отбивал все атаки. А потом к ним на помощь прибыл 5/42 полк эвзонов, который ударом в тыл опрокинул три турецкие дивизии. Аскеры позорно бежали от более малочисленного врага.

На поле боя осталось 800 неубранных трупов, а 200 аскеров сдались в плен.

Солдаты 5/42 полка эвзонов, решившего победный исход боя при Тумлу Бунар.
Солдаты 5/42 полка эвзонов, решившего победный исход боя при Тумлу Бунар.

Поле боя осталось за греками.

В турецком штабе победа у Авгина была омрачена поражением у Тумлу-Бунара. Но разведчики были довольны. Выходило так как они говорили. Особенно рад был Батухан. Стреляться ему в 31 год совсем не хотелось!

Статьи канала "История и культура Евразии" за июль 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы