135
Суд над поместниками, которые притесняли людей на подвластной им территории- прошёл быстро. Те, чьи провинности были не значительны, потеряли свои места, но были отпущены домой, под надзор селян, из числа которых старейшинам было наказано выбрать несколько сильных мужчин, которые будут следить за порядком.
А те поместники, кто много солнц обирал своих селян, оставляя себе часть дани, передаваемой ими князю, а с ним требуя дополнительно платы, были приговорены к лишению земли, принудительно переселены в город и отправлены на черновые работы. Их семьи переехали вместе с ними.
Старшая жена поверженного князя предстала перед судом последней. Глаза женщины были полны ненависти. Она понимала, что не может рассчитывать на милость завоевателей и это усиливало её безнадёжную злобу.
- Ты пришла на наши земли уже будучи женой князя? - спросил воевода.
- Да, - ответила Мстислава.
- Став вместе с ним княгиней, просила ли ты своего мужа помиловать княжну и наследника, коих он приказал казнить?
- Это обычай, которому следуют все завоеватели, - спокойно сказала она, - почему я должна ему противиться?
- Жалела ли ты сыновей из родов Перуна, коих приводили на закланье, чтобы не могли они вырасти и обрести силу огня?
- Они угрожали нашей власти и подлежали уничтожению, - прозвучал столь же равнодушный ответ.
- Кто из младших жён разделял твои убеждения? Не пытайся врать, твоя ложь сразу видна. Не мне, так волхву, - продолжал воевода.
Мстислава сверкнула глазами в сторону Вермурда и ответила:
- Вторая жена князя, что пришла с нами из дальних земель, она была едина со мной. Остальные появились позже, когда очищение Северной земли от врагов было закончено. Но, как я сейчас вижу, не до конца.
- Назови её! - потребовал воин, желая определить, кто из оставшихся жён может угрожать им.
- Имя вам ничего не даст, несколько солнц назад Боги забрали её с новорождённым дитя, - сказала Мстислава.
Воевода взглянул на Ведмурда, его взгляд подтвердил слова пленницы.
- Я знаю, что ты была жестока по отношению к своим прислужницам, - продолжал воин.
- Когда они плохо служили мне - да.
- Что же такое они могли сделать, чтобы ты приказала выколоть глаза несчастной девице?
- Она плохо убрала мои покои, если её очи не видят оставленную грязь, то нечего ими и смотреть, - усмехнулась женщина.
- Твоя жестокость чрезмерна, даже для жены завоевателя, - ответил воевода, - суд приговаривает тебя...
Но закончить он не успел, Мстислава достала из складок своей одежды маленький пузырёк и кинула им в воеводу, бормоча что-то себе под нос. Не долетая до воина, он вспыхнул и упал на пол. И в этот же момент женщина была атакована охранниками.
Демид наблюдал за этим со стороны. Мстислава напомнила ему Тимиру, которая много солнц назад пыталась уничтожить его и Младу. Тот же пылающий взгляд, та же жестокость в мыслях и действиях, та же убеждённость в своей непогрешимости, поскольку она жена правителя. Только стоящая перед ним сейчас была женой князя, в Тимира - старейшины, чьё место и занимала в селении.
Сын Ведмурда в очередной раз убедился в мудрости отца, сохранившего жизнь остальным жёнам князя. Среди них не оказалось тех, кто принимал участие в гонениях на селян, которые происходили сразу после завоевания Северных земель.
Их дочерям, было сказано, что они станут жёнами воинов, что забрали их честь. Противиться этому решению девицы не стали. Хотя у них был выбор - остаться с матерями и посвятить свою жизнь служению Богам.
В семьи своих будущих мужей после свадебного огня они думали войти без страха, поскольку знали от своих служанок, что в здешних краях мужья берегут жен и никому не дают в обиду, не позволяя грубость и себе. Но до принятия уз, дочери поверженного князя остались в тереме, ожидая переселения в дом служения, что строили для их матерей на месте прощания с погибшими воинами. О судьбе первой жены князя никто из них не жалел. Поскольку за столько солнц настрадались от её жестокости и злой воли.
_____________
После суда были открыты княжеские закрома и повозы с зерном отправились во все северные селения. Весна радовала своим теплом и людям было пора сеять и растить будущий урожай. Вместе с повозками ехали охранники, следившие за тем, чтобы мешки были распределены на всех.
Через несколько дней из города выехал и Доброслав вместе с Демидом, Ведмурдом и Вышеславом, который горел желанием познакомиться со своим двоюродным братом Светозаром. С правителями шествовал и отряд воинов.
________________________
После того, как Демид покинул наш дом, я непрерывно сопровождала его взглядом. Видела, как он встретился с двумя войсками, как участвовал в военных советах, как разведывал подземные ходы княжеского терема. Была рядом с ним, когда он сражался с охранниками князя, в момент ещё было ничего не решено в противостоянии Света и Тьмы, и каждое движение, каждая мысль воинов с той и другой стороны, решали исход битвы и склоняли чашу весов в свою сторону.
Видела я и поединок Белозара, чувствовала ледяной холод, исходивший от тёмного колдуна. Только Ведмурд был скрыт от меня до момента его появления. Гибель Валида вошла острым ножом в сердце. Я знал, что и бабушка почувствовала это, но она не видела, как всё случилось. Силы у неё были уже не те.
Цветана тоже наблюдала за сражением. Как Берегиня она раскинула свой полог над воинами добра и защищала их. Ранение Белозара вызвало у неё слёзы, она до крови закусила губу, но продолжила свои мольбы и обращение в Богам.
Когда всё было кончено, и воинам больше не угрожала опасность, княжна обратила свой взгляд на своего бывшего возлюбленного и убедившись, что он жив, поблагодарила Правь. Увидя, что рядом с ним Велислава, Цветана перенесла своё внимание на Доброслава. И гордость светилась в её глазах, когда муж сражался с князем - завоевателем.
Цветана понимала, что её супруг сражается не только за себя, но и за неё со Светозаром. И его победа, была и её выигрышем. Ведь пращуры их родов вместе поддерживали княжича и вместе праздновали успех.
Когда Доброслав со свитой выехали к нам, княжна поняла, что её изгнание скоро закончится и она вместе с сыном вернётся в княжеский терем, где не была столько солнц. А также ей предстояло принять вторую жену своего мужа, которая, не ведая, что происходит, тоже всем сердцем была с ним и желала емпобеды.
По дороге к нам всадники заехали в селение, где в избе знахарки лежал Белозар. Ему было уже лучше, но страшный шрам на лице всё не заживал. Мне стало не по себе от взгляда на изувеченное лицо воина. А вот Велислава будто не замечала этого. Столько любви и заботы было в её глазах, столько силы она обретала, будучи рядом со своим мужем. Даже бремя двух наследников не тяготило её. Будущая мать дышала полной грудью и готовилась через пару Лун подарить жизнь воинам Перуна.
Ведмурд дал знахарке новое зелье для исцеления сына и других дружинников, которые лечились в соседних домах. И сказал Белозару, что семья будет ждать его дома. Забирать его сейчас, было опасно для здоровья.
Конец третьей книги
Продолжение (книга четвертая)