Социально-психологический климат – это результат совместной деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он проявляется в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий жизни и работы личности в коллективе.
Если простыми словами: насколько вам и вашим коллегам комфортно работать вместе и достигать целей. Многие HR используют Performance review – отличный способ оценить продуктивность сотрудников. А как быть с эмоциональным состоянием?
В интернете есть определение токсичного работника – это тот, кто активно пытается нарушить цели организации, команды или менеджера, преследует личную выгоду: власть, деньги или особый статус, а не цели компании.
Конечно, не каждый, кто отвергает идею или хочет делать что-то по-другому, является токсичным. Согласно Harvard Business Review, скептики могут быть полезны для бизнеса, иногда нам нужно услышать разные точки зрения, даже если это бросает вызов традиционному мышлению.
На последнем собрании я начала сомневаться: действительно ли я скептик, показывающий риски или стала токсичным сотрудником?
Экономические изменения риски увольнения/сокращения, растущие цены вверх, отсутствие привычных задач или достижений на работе формирует вокруг неоднозначно восприятие ситуации.
Уже непонятно, ооли вокруг стали злее или мы сами источник "зла".
Сегодня предлагаю порассуждать на тему психологического климата на работе.
Почему важно об этом разговаривать?
1️⃣ негативная обстановка демотивирует, сложно оставаться бодрым, сфокусированным на работе и достигать поставленные цели. Качество работы падает, а с ним и объективная оценка себя как специалиста.
2️⃣ это влияет на наше здоровье. Наукой доказано, что высокий уровень гормона стресса резко повышает шансы заработать инфаркт или инсульт.
3️⃣ при длительном воздействии может перерасти в депрессию с необходимостью специального лечения.
4️⃣ ситуация влияет не только на нас, но и окружение. Постоянное нахождение в негативной обстановке приводит в разрушению отношений с близкими и друзьями.
Одной из сложностью психологического климата является выявление источника. Особенно, если ситуация развивается постепенно.
Ниже представлены вопросы, которые помогут разобраться:
1. Даже мысль о том, что нужно идти на работу,, вызывает у вас стресс?
2. Существуют ли в организации неких неписаные правила и клише? Какие они?
3. Насколько стабилен штат в компании?
4. Были ли у вас конфликты с коллегами или открытое выражение неприязни? Оно касалось ситуации или вас лично?
5. Как решался последний "провал"? Обсуждение было открытым, с ушка на ушко или только с вовлеченными в ситуацию?
6. Стараетесь избегать обсуждения спорных моментов или можете открыто поговорить с руководителем?
7. Есть ли в офисе те, кому готовы доверить важную информацию?
8. Насколько выполнение ваших задач зависит от третьих лиц? Есть у вас самостоятельность в принятии решений?
9. Вспомните приятный момент, связанный с вашей работой. Какой он?
Почему важно периодически задавать себе эти вопросы, особенно если в руководите командой?
➡️ для сохранения эффективности работы, снижения количества ошибок, повышения мотивации к достижению целей.
➡️ для стимулирования работы в полную силу.
➡️ "привлекательность" рабочего места (помогает и в рекрутменте и поиску специалистов по рекомендации)
➡️ снижение риска "выброса негатива" на третьих лиц, например клиентов, инвесторов, соседей по офису / зданию.
➡️ развитие правильной корпоративной культуры на основе поддержки и помощи.
Способы работы с психологическим климатом в коллективе зависят от степени вашего влияния. Если это позиция стажёра, то экологичнее сменить место работы. На руководящей позиции больше инструментов к исправлению ситуации.
Первый шаг – поближе познакомиться с поведением и его причинами. Есть ли ресурсы, чтобы решить проблему?
Как говорили ранее, ситуация может развиваться постепенно. Человек не осознает, что его поведение влияет на других. В этом случае хорошим инструментом является обратная связь. На конкретных примерах обсуждаем ситуацию, влияние и последствия, не самого человека.
Изолирование- один из действующих вариантов, когда сложно понять источник. На время отправьте сотрудника на удаленку, в командировку или запланированный отпуск. Стало легче работать?
К сожалению, с некоторыми сотрудниками это не сработает. К ним применяем алгоритм раздваивания.
Лайфхаки для вас в борьбе с токсичностью:
1. Начинайте день с полезных привычек (заправленная кровать, зарядка, стакан воды, мотивационная фраза). Это даёт ощущения контроля за ходом вашего дня.
2. Фиксируйте победы и достижения. Используйте скейпинг, чтобы осознать, что в вашей жизни есть место прекрасному.
3. Изучайте что-то новое. Может быть коротким фактом или целой книгой. Делитесь этими знаниями на работе.
4. Гуляйте как можно больше. Иногда наша "злость" это застой лимфы.
5. Выделите себе день "активного слушания". Пусть в этот день от вас звучат только вопросы к собеседнику.