рубрика «психология
Почти каждый сейчас это слышит, и это действительно так, но не все понимают, почему так говорят?
Часто в терапии мне говорят: «Что плохого в моем детстве? Жили нормально, семья полная, родители не били, не пили, меня любили… что там копаться, все там нормально..»
нормально
«нормально» - вообще понятие относительное…
Детско-родительская связь - чертовски мощная штука. В первые годы жизни от этой связи в прямом смысле зависит наша жизнь и наше состояние - когда мы еще не можем сами утолять голод, защищать себя, успокаивать и радовать без помощи взрослых. Наша жизнь целиком зависит от того, насколько родители захотят её поддерживать. И ребенок начинает адаптироваться к родителям, чтобы находить способы удовлетворения своих потребностей с помощью мамы и папы. Поэтому этот самый первый опыт отношений накладывает на нас мощный отпечаток. И часто во взрослой жизни этот "отпечаток" дает о себе знать в виде разных сложностей в отношениях с другими людьми или психоэмоциональных проблемах и расстройствах.
Если в детско-родительских отношениях вышеперечисленные потребности не получали удовлетворения, это может сформировать дезаптивные (не работающие за пределами семьи) картины мира и представления о себе. С возрастом на нас начинают влиять и отношения со сверстниками и другими взрослыми помимо родителей.
Довольно простой и понятный механизм. Если в окружении ребенка отсутствует внимание к нему, любовь и стабильность, он вырастает с опытом, что отношения с людьми и должны быть такими холодными, черствыми, без любви. При этом о ребенке могут заботиться в "жизненном" смысле: одевать-обувать, кормить, давать то, о чем он просит - но при этом часто про такое детство вспоминают со словами "у нас не было теплых отношений/не было понимания/я не чувствовала себя любимой и важной". Часто по такому механизму формируется постоянное чувство покинутости и ненужности (я никому не нужна/от меня в конце концов все уходят/моим партнерам плевать на меня и мои чувства). Эта нехватка недополученного в детстве ресурса может сопровождать человека на протяжение его дальнейшей жизни, проявляясь во всех значимых отношениях.
В последующей жизни такого человека происходит постоянная ретравматизация. То есть ребенок, даже вырастая, бессознательно «организует» и воспроизводит события, повторяющие эмоциональную составляющую травмы. Если в детском возрасте он был отвергнут сверстниками, то в своей последующей жизни в каждом коллективе он будет так влиять на поле вокруг него, что непременно вызовет отвержение окружающих, и сам же снова будет от этого страдать. Девочка, битая выпившим отцом, с большой степенью вероятности может «организовать» себе пьющего или бьющего мужа или партнера. И будет снова… жаловаться на судьбу.