Найти тему
Юлия Белова

Можно ли бить детей?

Оглавление

Бездельничает, ломает, обижает, не слушается, кидается, кусается, убегает, хамит, ворует, много/мало ест… Еще миллион претензий у вас появится, пока растет ребенок. Это нормально, абсолютно послушные отпрыски — фантастика, как и постоянно уравновешенные мамы-папы-бабушки. Рано или поздно перед родителями остро встает вопрос — можно ли бить детей?

Почему мы бьем детей?

Сначала разберемся, почему родители бьют детей. Мотивы и ситуации могут быть разными:

  1. Повторение сценария собственной семьи. Позиция “Меня били и я вырос нормальным”, “Воспитать человека без ремня не получится” достаточно распространена. Даже взрослым людям бывает сложно бороться со стереотипами поведения, усвоенными в детстве.
  2. Эмоциональная разрядка в момент напряжения, спешки, усталости. На пике напряжения родитель может шлепнуть, дать подзатыльник, но позже жалеет об этом.
  3. Недокоммуникация. В моменты “кипения”, сильных негативных эмоций родительские гнев, недовольство, злость, раздражение выражаются через шлепки, удары, подзатыльники.
  4. Испуг и угроза жизни ребенка. Возникает опасная ситуация, родители реагируют инстинктивно, наказывая ребенка за непослушание, поведение, провоцирующее опасную ситуацию. Они надеются закрепить логическую связку  “ситуация — поведение — опасность — наказание”,  избежать повторения.
  5. Обманутые ожидания. Реальная жизнь и общение с детьми сильно отличается от надежд, ожиданий родителей. При столкновении с реальностью многие родители испытывают колоссальное разочарование, в психологии именуемое фрустрацией. С ней не справляются взрослые, выросшие в семье с холодными родителями или в детдоме, они буквально испытывают ярость. Выходом для раздражения становится физическое наказание.
  6. Месть ребенку за поведение супруга/супруги, потерянную карьеру, упущенные возможности, пошатнувшееся здоровье, прочие жизненные неурядицы и испытания. Это опасное и разрушающее психику ребенка поведение.
  7. Тотальный контроль над жизнью ребенка. Результат обычно бывает плачевным — вырастает безынициативный человек. Он не сможет жить, принимать решения самостоятельно. Либо вырастет бунтарь. Он непременно возненавидит вас и съедет при первой возможности. То есть, вы в любом случае потеряете близкого человека.
  8. Сексуальные девиации — садизм. Взрослый воспринимает физическое наказание, как символический половой акт. К счастью, встречается редко.

Взглянем критически на причины, и станет понятно: минимум четыре обуславливает психологическая незрелость родителей. Они не готовы нести ответственность, связанную с воспитанием ребенка, справляться с фрустрацией и бороться с собственными трудностями.

Для начала родителям стоит понять, почему на ребенка не хватает ресурсов (сил, здоровья, нервов, денег), куда они уходят сейчас. И заняться обустройством своей жизни — решить проблемы в отношениях, быту, на работе, проработать беды и горести собственного внутреннего ребенка, недополучившего в детстве любви, понимания, внимания.

Что вообще понимают под физическим наказанием?

Шлепки, тычки, толчки, удары — любое воздействие, причиняющее боль, считается физическим наказанием.

Что говорит о физическом наказании психология?

Чтобы понять, можно ли бить детей в целях воспитания, нужно взглянуть на ситуацию с точки зрения ребенка и понять, какая модель воспитания принята в семье. Психолог-практик Людмила Петрановская отмечает, что сейчас в обществе сосуществуют 3 модели воспитания:

  1. Дисциплинарная, построенная на контроле и наказаниях. Эмоции отвергают и родители, и ребенок, отношения у них прохладные, иерархия очень жесткая — ребенок подчиняется. Наказание воспринимается, как нечто неизбежное и допустимое. И вполне терпимое, даже с точки зрения ребенка.
  2. Эмпатичная или построенная на привязанности. Внутри этой модели и родитель, и ребенок эмоционально привязаны друг к другу. Они не хотят и не могут причинять друг другу боль и неудобства. Здесь существует иерархия — родители стоят выше ребенка. Ребенок хочет слушаться родителей (не абсолютно и не всегда), чтобы не огорчать их, а родители избегают психического и физического насилия.
  3. Либеральная. Суть выражается в словах “Ребенок — чистое существо, с ним просто требуется договариваться”. Эмоциональная связь с ребенком очень хорошо налажена, а вот иерархия и власть взрослых отрицаются. Наказания недопустимы, зато с детьми надо много заниматься и играть. И в этом ловушка: детям нужно чувствовать, что за ними стоит кто-то знающий, взрослый, чтобы чувствовать защищенность, иначе они тревожатся и бунтуют.

Петрановская особенно выделяет, что в моделях с эмпатичной связью дети воспринимают разовое физическое наказание, как травму, и запоминают, буквально, на всю жизнь.

Физическое наказание с точки зрения закона

Формально физическое наказание попадает под действие статьи 156 Уголовного Кодекса РФ “Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего”. Наказание согласно этой статье —  штраф в размере до 100 тысяч рублей или в размере доходов, заработной платы, полученных за период до 1 года, исправительные работы или лишение свободы на срок до 3-х лет, лишение права занимать ответственные должности, заниматься деятельностью в области образования, медицины на протяжении 5 лет.

Фактически, при оценке действий родителей, опекунов, воспитателей возникает 2 сложности: затруднительно оценить степень воздействия и доказать факт наказания. Точкой отсчета может служить статья УК РФ 116, предусматривающая наказание за побои, вызвавшие физическую боль. Даже без повреждений и последствий. Максимальное наказание по статье 116 — лишение свободы на срок до 2 лет.

Детей бить нельзя — вот ответ на вопрос “Можно ли бить детей по закону?”.

Нужно признать, что российское правовое поле несовершенно: закона, регламентирующего насильственные действия пока просто нет. Нет системы контроля, нет четких критериев оценки, нет норм взаимодействия с ребенком. И все же  дела о психологическом, физическом насилии регулярно рассматриваются в суде и виновных наказывают.

Последствия физического наказания для ребенка

Последствия будут, даже если нет синяков или ссадин. Семья для ребенка — основа жизни, место, где он чувствует поддержку, защищенность. Физическое наказание разрушает эту основу, подрывает психическую стабильность, доказывая раз за разом, что бежать некуда. Оно отзывается во взрослой жизни неврозами, аутоагрессией, ненавистью к родителям и себе, невозможностью построить прочные и доверительные отношения с партнером, детьми.

Например, дети, которых регулярно бьют, хуже концентрируют внимание на игрушках, а позже — на уроках, медленнее развиваются. Ребенок, которого унижают в семье, будет искать других близких людей. Такие дети часто попадают в плохие компании, уравновешивают свою боль зависимостями, жестокостью по отношению к слабым.

Физические последствия ударов, нанесенных “на эмоциях” — задержка речевого и психического развития, дефицит внимания, гиперактивность.

А теперь — вопросы. Их задают себе почти все родители.

Можно ли бить ребенка в год?

Дети 1-3 лет очень активны, непоседливы, непослушны, но не понимают взаимосвязи между собственным поведением и наказанием. Они будут повторять проступки, просто станут тщательнее скрывать их,  бояться наказания… и родителей.  Ведь если мама бьет — значит не любит. А не любит, потому что один из двух участников конфликта плохой. Мама или малыш? Какой ответ вас устроит?

Лучше сохранять спокойствие, терпеливо, многократно разъяснять ребенку последствия поведения, рассказывать об опасностях, нормах общения, почему стоит слушаться маму. Отвлекать, развлекать, если малыш капризничает, плачет, разговаривать с ним.

Если истерика, капризы начались на прогулке, скажите малышу: “Мы идем домой, если ты не можешь успокоиться”, уведите его. Следующий раз подействует просто обещание. Большая часть истерик, непослушания в возрасте до 3 лет связана с тем, что ребенок скучает, хочет спать, есть, пить. Держите под рукой воду, печенье, фрукты, маленькие игрушки, интересные предметы, соблюдайте режим дня.

Можно ли бить ребенка по попе?

Можно несильно шлепнуть по попе, руке, если ребенок с завидной регулярностью попадает в опасную ситуацию. Например, тянется к горячему, бежит наперерез автомобилю, лезет на самый верх, абсолютно не понимая слов.

Можно ли бить ребенка ремнем?

Нет, это слишком жестокое наказание. Причинение боли квалифицируется УК РФ, как побои. Кроме того, даже к ремню он рано или поздно привыкнет, а более мягкие методы действовать уже не будут.

Я ударил ребенка. Что делать?

  1. Лишать сладостей, развлечений, гаджетов, мультфильмов.
  2. Объяснить позицию и игнорировать ребенка определенное время.
  3. Поставить в угол.
  4. Отправить в свою комнату подумать о своем поведении.
  5. Детей постарше можно обязать выполнить полезные “штрафные” домашние работы, разумеется — по силам, возрасту.

И еще несколько правил не травмирующего, но действенного наказания:

  • Наказывайте ребенка за проступок, а не потому, что  испытываете гнев, разочарование, боль.
  • Наказание не должно быть оторвано по времени от проступка, иначе ребенок просто не свяжет их между собой.
  • Никогда не говорите сыну, дочке, что перестанете любить, это жестокое заявление разрушает картину мира ребенка.
  • Наказывая, всегда четко объясняйте за что вы это делаете, сколько будет продолжаться наказание, в чем оно будет выражаться.
  • Закон запрещает наказывать физиологически важными вещами — сном, едой, отдыхом, лишением необходимых предметов, вещей, поскольку такое наказание наносит вред телу, психике.
  • Наказывайте реалистично — озвучивайте выполнимые сценарии наказания и всегда их выполняйте.

Как удержаться, не поднять руку, если все достало?

Как бы вы ни кипели, помните:

  1. Если в вашей семье было принято физическое наказание, а своего ребенка вы стараетесь не бить, вы уже герой. Продолжайте стараться.
  2. Ситуация, когда нет сил терпеть ребенка — абсолютно нормальная. Все родители регулярно оказываются внутри нее, начиная с древних египтян и до наших дней.
  3. Не важно, что думают, говорят о вас, поведении ребенка окружающие, даже родственники. Важно сейчас не ударить ребенка.

Как пережить захлестывающие негативные эмоции:

  1. Выдохните медленно, посчитайте до 10, 20, 30.
  2. Отойдите подальше или выйдите на время в другую комнату.
  3. Возьмите своего маленького хулигана за плечи. Глядя в глаза расскажите, чем именно вам не нравится его поведение. Не трясите, у малышей до 5-7 лет тряска может вызывать сотрясение мозга.
  4. Поколотите от души боксерскую грушу, подушку, мягкую игрушку. Покричите в нее.
  5. Попробуйте напеть любую песню, отвлеките себя любым доступным способом.

И еще одно маленькое, но важное отступление. Нормально, если дети не слушаются и нарушают правила периодически. Но есть дети, которых легко выдерживать только во время сна. Все остальное время они сжирают километры нервов. Если вы не знаете, как выжить с таким ребенком, проконсультируйтесь с психологом, неврологом.

Например, постоянно капризничают, закатывают истерики, падают на пол дети с расстройствами аутистического спектра. Непрерывно двигаются, часто получают травмы, не могут сосредоточиться, тяжело учатся дети с СДВГ.

Эти и другие нарушения можно и нужно корректировать, пока еще не поздно.

Решайте собственные проблемы, ведь когда счастливы и здоровы родители, у них есть ресурс заниматься детьми. Берегите себя, своих детей. Пусть терпение вас никогда не покинет.