Бакут Наталья Алексеевна, (1958-2022),член Союза Художников России, Заслуженный деятель камнерезного искусства России, кавалер ордена Денисова-Уральского, кавалер ордена Михаила Перхина.
Первые работы из камня были созданы в 2000 году, с 2005 года с появлением учеников сложилась творческая студия, а с 2007 года стало возможным говорить о появлении иркутской школы камнерезного искусства, именно в этом году работы мастерской, представленные на конкурсе «Ювелирный Олимп» заняли три призовых места из четырех.
Из интервью Натальи Бакут газете "Иркутск"от 2020 года.
— Есть две старые камнерезные школы: петербургская и екатеринбургская (уральская). Они формировались многими десятилетиями, а вы прошли этот путь за несколько лет. Как Вам это удалось?
— Иркутск — город геологов, здесь много камня, много людей, любящих камень. Еще в Питере мы с Валерой (Валерий Крюков,геолог, мастер-камнерез, муж Натальи) сказали себе, что создадим в Иркутске камнерезную школу. Нам тогда говорили, что с нуля такое невозможно сделать, но у нас сибирское нутро! Сначала мы провели курсы повышения квалификации мастерам, которые работали на Листвянку, занимались с ними и рисунком, и скульптурой, — рассказывает Наталья Алексеевна. — Перестраивались с ширпотреба, с четок и кабошонов. Сами тоже учились резать камень, владеть материалом. Я тогда обратилась к художнику-камнерезу Сергею Фалькину, и он сказал, что мне на это понадобится два месяца. Так и получилось. Первый раз я поехала в Питер на три недели, сделала небольшую фигурку бегемота из сердолика. На следующий год снова поехала и за месяц сделала копию работы своего учителя — «Птицелов». Она выполнена в технике полихром — скульптура составляется из разных камней. Мне этот способ не столь уж близок, но я специально делала копию, чтобы научиться стыковкам.
Потом в ее студию пришли студенты из ИрГТУ. Основатели Иркутской камнерезной школы вкладывали в них и силы, и время, да и личные деньги.
— У меня есть глубокое убеждение, что, если человек делает все правильно, идет по своему пути, — ему всегда будет помощь, — говорит Наталья Алексеевна. — Если он сбивается, идет не в свою сторону — начинаются препятствия.
Ей помощь шла. Договорившись с питерскими художниками — камнерезами Фалькиным, Левенталем, Попцовой и мастерской «Каменный гость» Ананьева и Веселовского, — возила к ним своих учеников. Питерское братство камнерезов было щедрым: они делились своими открытиями, инструментами. Наталья с благодарностью к коллегам говорит, что без поддержки им с Валерием Крюковым не удалось бы создать школу. Ее костяк — человек пять молодых людей. Из той группы резчик остался один — Павел Даниловцев. Сейчас это известный мастер, живет в Питере. Но, может быть, он еще вернется в Иркутск. Татьяна Марченко стала известным эмальером, Александр Белобородов — ювелир, который за особые достижения и вклад в развитие российского ювелирного искусства награжден Мемориальным фондом Фаберже.
Сегодня кажется, что дело быстро двигалось. Но сама Наталья Алексеевна считает, что все нарастало медленно. Первые результаты появились только в 2003 году, когда на Международном конкурсе «Ювелирный Олимп» в Санкт-Петербурге она получила 3-е место за скульптуру «В поисках сюжета». Через год — еще, и еще через год. А в 2007 году рвануло — вместе с учениками она собрала на конкурсе практически все награды: три призовых места из четырех. И тогда ее поздравили с рождением иркутской школы камнерезного искусства.
#российский ювелирный бренд #камнерезное искусство #наталья бакут #творческая студия