Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Десерт. Гастрономическая экскурсия «Недуховная пища»

Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки. Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох. Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Остановимся у картины Виллема Калфа «Десерт». Виллем Калф писал интерьеры кухонь и натюрморты. В молодые годы художник путешествовал, работал не только на родине, но и в Париже, а с 1653 года и до конца жизни он жил и работал в Амстердаме. Во второй половине XVII века, в связи с переменами в жизни Голландии, на смену более скромным завтракам приходят пышные десерты, великолепие ко
Оглавление

Эрмитаж – музей энциклопедический. Он гордится богатством и разнообразием своих коллекций, позволяющих познакомиться с множеством шедевров искусства разных стран и эпох. Собрание Эрмитажа многое может поведать о самых разных сторонах жизни, в том числе, и о гастрономических причудах прошлого. Залы хранят память о блистательных императорских пирах, роскошная посуда – о богатстве старинной сервировки.

Каждую неделю мы будем знакомить вас с произведениями из собрания музея, всматриваясь в которые, можно почувствовать, будто вот-вот попробуешь на вкус яства минувших эпох.

Мы продолжаем гастрономическую экскурсию. Остановимся у картины Виллема Калфа «Десерт».

Виллем Калф. Десерт. Голландия, 1653-1654 года
Виллем Калф. Десерт. Голландия, 1653-1654 года

Виллем Калф писал интерьеры кухонь и натюрморты. В молодые годы художник путешествовал, работал не только на родине, но и в Париже, а с 1653 года и до конца жизни он жил и работал в Амстердаме. Во второй половине XVII века, в связи с переменами в жизни Голландии, на смену более скромным завтракам приходят пышные десерты, великолепие которых соответствует новым, аристократизирующимся вкусам, сформировавшимся, в первую очередь, в столичном Амстердаме.

«Десерт» написан в начале амстердамского периода творчества мастера, когда определяющее воздействие на сложение его зрелого творчества оказало искусство Рèмбрандта. Под его влиянием в картинах Калфа появляются резкие контрасты света и тени, тяга к более свободной манере письма. Все предметы на картине не просто демонстрируют свое великолепие, но, кажется, стремятся тщеславно соперничать друг с другом, желая утвердить своё индивидуальное достоинство. Бросают друг другу вызов сосуды из серебра - сверкающий позолотой высокий бокал в форме цветка водосбора и мерцающий прохладной матовой поверхностью кувшин, - и стекла - массивный рёмер, наполовину наполненный белым вином, и другой бокал, высокий и стройный, с каплей красного вина на дне. Спорят между собой блюда – металлическое, блестящее, словно зеркало, и почти прозрачное драгоценное фарфоровое. Кичатся своей спелостью фрукты – крупные желтые лимоны и оранжевые померанцы с рыхлой плотной кожурой, нежные сливы, светло-золотистая и темно-фиолетовые, с глянцевой кожицей, и почти точно той же формы персики с пушистой шкуркой. Соперничают тяжелый пестрый восточный ковер, выступающий в качестве скатерти, и смятая белая полотняная салфетка.

Можно представить себе, что именно так сервировали стол в Голландии во второй половине XVII столетия, чтобы отметить удачно заключённую сделку, не тратя, вместе с тем, драгоценного времени на долгое застолье.

Как найти экспонат в Эрмитаже?

Картина «Десерт» Виллема Калфа представлена в Главном музейном комплексе в зале № 249 (Голландская живопись XVII века)

На следующей неделе мы продолжим нашу гастрономическую экскурсию и познакомимся с произведением Абрахама ван Бейерена «Рыбы на берегу моря».

#гастрономический эрмитаж