Сгнившие сточные трубы и отсутствие водонапорных башен не мотивирует елабужский исполком ЖКХ принять меры.
Совсем недавно по всему Татарстану громко и отчетливо прозвучал крик о помощи жителей коттеджного поселка Ореховка. Люди с 25 июня вынужденно сидели совсем без воды в надежде, что СМИ привлекут внимание к проблеме. Наконец, поселяне добились своего, и вода вновь побежала по трубам. Однако нехватка жизненно важных ресурсов – проблема не одного населенного пункта в Татарстане. Уже не первый год с аналогичной проблемой борются жители поселка Тарловка.
Тарловка – район Елабуги в лесных массивах под Набережными Челнами. С 2009 года поселок территориально признан за Елабужским районом. И такое соседство не сулит тарловчанам ничего хорошего. Одна из насущных проблем – водообеспечение и все, что с этим связано. Водопровод, который с 60-х - 70-х годов так и не дождался капитального ремонта, отсутствие водонапорных башен, «убитая» канализация – это еще не весь список проблем и вопросов, которые жители поселка неоднократно адресовали администрации Елабужского района. Пока безуспешно.
Журналист KazanFirst связался с местными жителями и узнал, с чем ежедневно сталкиваются люди и как справляются с отсутствием воды в домах.
Огород до сих пор жив только благодаря ведрам с Камы
- В Тарловке я живу с 2000 года. Уже по приезде столкнулась с проблемами, насущными по сей день. Канализационные трубы гнили, ржавели, без конца прорывались, - делится одна из старожилов поселка Валентина. – С такими кризисами приходилось справляться своими силами. С соседями мы обеспечили себе новую систему водоснабжения, но столкнулись уже со слабым напором. Давления не хватает круглый год, особенно летом. В период поливов, когда необходимость в ресурсах возрастает, воды не хватает.
Жительница также отмечает, что вода поступает из скважин неочищенная, и соли с прочим мусором дают большой осадок. Это, в свою очередь, сказывается на системе отопления. Трубы, контурные котлы без конца засоряются, поэтому часто приходится складываться на ремонт. За двадцать два года в Тарловке Валентина с семьей поменяли уже третий котел.
- Мы моемся исключительно водой из тазиков с ковшиками, потому что душ с таким напором принять невозможно. Приходится спасаться иными способами: баня, бассейн и даже речка часто замещают ванные процедуры. Огород до сих пор живет исключительно благодаря бочкам с дождевой водой. Или еще хуже – ведрам с Камы.
Еще одна поселянка, Розалия, жалуется на слабый напор или полное его отсутствие. Женщина живет в многоквартирном доме на втором этаже и отмечает, что ее соседям сверху поток доходит слабеньким-слабеньким ручейком. Живут по принципу естественного отбора – чем выше квартира, тем меньше ресурсов выпадает на их долю.
- Есть семьи, которые вообще отстроились ближе к лесу. У них воды вообще не бывает. А там ведь не только взрослые, но и дети. Приходится набирать хоть какое-то количество жидкости в колонны, - сетует собеседница.
С емкостями, кстати, тоже проблемы. Жительница сообщила, что в поселке нет цистерн для сохранности воды, которыми обычно пользуются пожарные. Потому сотрудникам в случае возгораний, которые в лесополосе не редкость, приходится подключаться к гидравлическому крану. Кран этот – почти единственный источник воды для местных. Такие спасательные противопожарные операции буквально обезвоживают тарловчан – все накопленные ресурсы уходят на борьбу с пламенем. Вот и думай теперь, сгореть или умереть от жажды.
- А чтобы сейчас банально помыться, приходится вставать либо глубокой ночью, либо ранним утром. В дневные часы напора просто не бывает, - утверждает Розалия.
Тарловчане вынуждены жить буквально как первобытные люди. Гигиенические обряды в реке вместо собственной ванны, часы приема – после заката или с рассветом. В таких условиях люди находятся уже не первый год и, как бы они не били в колокола, серьезных подвижек в сторону цивилизованного будущего пока не наблюдается. Темы с гнилыми трубами, проблемами с водонапорными башнями, сгнившей канализацией и «курьезами» с гидрантами озвучивались уже не раз. Пока никакого результата.
Если гора не идет к Магомеду…
Председателя ТОС Тарловки Юлию Давыдову в поселке все знают и очень любят. Именно она занимается всеми жилищными вопросами и постоянно на связи с администрацией исполкома ЖКХ Елабужского района. Вынуждена, потому как большинство вопросов по-прежнему остаются открытыми.
- В летний период вода в кранах пропадает. То останавливается скважина, то притоку препятствуют порывы, то воды не хватает. Это при условии работы двух скважин, - отмечает Юлия. – Подачу воды обеспечивают ООО «Инженерные коммуникации», но эти организации очень часто сменяют одна другую. В этом году произошла опять смена. С чем это связано – никто не знает. Возможно, как говорят в народе, наворовался и ушел.
Председатель также отмечает, что на сегодняшний день в Тарловке нет водонапорных башен, канализационная система в ужасном состоянии. Трубы, со слов собеседницы, изношены уже на 90%.
- У нас есть пожарная машина, но она неисправна. Никакой бригады в поселке тоже нет, - женщина обеспокоена плачевной ситуацией с пожаротушением, для ее решения не хватает не только воды. – Власти должны были ее [бригаду] укомплектовать, но вместо этого просто предложили занять посты пожарных местным. Но жители поселка в основном пенсионеры и работающие люди, кто «закроет собой» вопрос?
Юлия вспоминает, что еще в 2013 году елабужский исполком сделал заказ на проект по водоснабжению села Тарловка. Разработками занималась компания ПСК «Барс». Готовая схема работ теперь находится в Елабуге, уверяет тарловчанка. Однако по необъяснимым причинам уже выкупленный и оплаченный проект «не пошел» и реализован не был. В этом году, спустя девять лет, разговор этот возобновился.
- Исполком поинтересовался, что по водоснабжению нужно жителям. Все насущные проблемы я перечислила, - делится собеседница.
Звонили Юлии еще в мае, и с тех пор никаких действий после словесных обещаний не последовало.
Абонент недоступен
Представители Департамента ЖКХ Елабужского района хранят невнятное молчание. Администрация, согласно данным сотрудников пресс-службы, то на совещании, то в отъезде, то на планерке. Им некогда дать комментарий и ответить на вопросы жителей поселка Тарловка, которые те задают через журналистов. А кроме директора Департамента и его зама – дать ответы на интересующие вопросы больше никто не может.
- Мы звонили на горячую линию в исполком ЖКХ Елабужского района, даем им знать о проблеме. Они сообщают, что запрос принят, однако на этом все заканчивается, - делится Розалия.
Так, тарловчане уже не первый год ведут борьбу за воду и против молчания ответственных за это властей Елабуги. Пока ни разъяснений, ни действий не последовало, значит, неизвестно, сколько еще людям придется жить с готовыми ведрами у порога и бочками на крыльце.