Найти в Дзене

Маяковский и художник-мистик Чекрыгин, предсказавший свою гибель

Одним из первых иллюстраторов поэтических сборников Владимира Маяковского был русский живописец Василий Чекрыгин. Он получил хорошее ранее образование в иконописной школе Киево-Печорской лавры. Уже в 13 лет с лёгкостью поступил в Московское училище живописи, где познакомился с видными деятелями искусств начала XX века. Главной страстью разносторонне одарённого Чекрыгина были иконы. Долгое время он жил в семье прославленного архитектора Федора Шехтеля, где впоследствии и познакомился с поэтом Владимиром Маяковским. Они сразу нашли общий язык, часто вместе ходили на выставки икон в Третьяковской галерее и обсуждали различные современные веяния. Вскоре их союз перерос в творческое русло. В 1913 году Василий Чекрыгин первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии книгу Маяковского «Я!», которая позже вышла тиражом 300 экземпляров. Дружба двух талантливых друзей имела некий духовный взаимообмен. В стихах Маяковского того периода часто встречались библейские образы, которые, несомнен

Одним из первых иллюстраторов поэтических сборников Владимира Маяковского был русский живописец Василий Чекрыгин. Он получил хорошее ранее образование в иконописной школе Киево-Печорской лавры. Уже в 13 лет с лёгкостью поступил в Московское училище живописи, где познакомился с видными деятелями искусств начала XX века. Главной страстью разносторонне одарённого Чекрыгина были иконы. Долгое время он жил в семье прославленного архитектора Федора Шехтеля, где впоследствии и познакомился с поэтом Владимиром Маяковским.

Архитектор Фёдор Шехтель с женой
Архитектор Фёдор Шехтель с женой

Они сразу нашли общий язык, часто вместе ходили на выставки икон в Третьяковской галерее и обсуждали различные современные веяния. Вскоре их союз перерос в творческое русло. В 1913 году Василий Чекрыгин первым иллюстрировал и отпечатал в технике литографии книгу Маяковского «Я!», которая позже вышла тиражом 300 экземпляров.

Первый сборник Маяковского с рисунками Чекрыгина
Первый сборник Маяковского с рисунками Чекрыгина

Дружба двух талантливых друзей имела некий духовный взаимообмен. В стихах Маяковского того периода часто встречались библейские образы, которые, несомненно, были навеяны общением с художником-мистиком. Дочь Шехтеля Вера Фёдоровна вспоминала: «Чекрыгин был не только очень большой величиной как художник, он был, несомненно, чрезвычайно талантливым человеком вообще. Был он какой-то не материальный, не органический, не здешний, какая-то мистика владела им, влияя на его живопись».

Увы, фотографий Василия Чекрыгина не сохранилось. Остался только автопортрет
Увы, фотографий Василия Чекрыгина не сохранилось. Остался только автопортрет

Несколько лет, после отчисления из вуза за скандальную выставку, Чекрыгин путешествовал по Европе с другом Львом Жегиным. После возвращения в Россию он снова сошёлся с Маяковским и занялся иллюстрацией военных частушек поэта и «Персидских сказок» для издательства Некрасова. Дочь Шехтеля вспомнила, что мистически настроенный Чекрыгин не раз во время их дружеских встреч говорил: «Мы умрем так: первым я, затем Володя, потом ты». Самое удивительное, но он действительно угадал, а может, уже тогда чувствовал что-то плохое.

Владимир Маяковский на выставке
Владимир Маяковский на выставке

В 1922 году Василий Чекрыгин погиб неожиданной и странной смертью. Повздорив с родственниками на даче, он отправился в Москву прямо по шпалам и попал под колёса поезда, оказавшись между двумя встречными составами. Роковым образом в одном из поездов ехала его жена Вера Викторовна, которая решила отправиться вслед за мужем. Николай Чекрыгин умер прямо на ее руках в возврате 25 лет. Спустя семь лет на 36 году жизни умирает при странных обстоятельствах Владимир Маяковский, а в 1958 - сама Вера Фёдоровна Шехтель, с которой у поэта в 1913 году был непродолжительный роман.